Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы психолингвистической теории по А.А. Леонтьеву.
Основные положения психолингвистической теории могут быть выражены в виде следующих постулатов (А.А. Леонтьев, 1997, 2003 и др.). – Как и любая другая деятельность человека, речевая деятельность включает: • потребность, мотив, цель, замысел, установку, знания (культурологические, собственно языковые, и апелляцию к ним); • многосторонний анализ ситуации, в которой должна произойти и происходит деятельность; •принятие решения осуществлять или не осуществлять деятельность и выбор оптимальных для данной ситуации средств осуществления деятельности (форм речи, их вариантов и собственно языковых средств: фонетических, синтаксических, лексических и иных); •планированиедеятельности (на разных уровнях осознания результатов планирования) и предсказание ее возможного результата (акцептор результата действия по П. К. Анохину [3] ); • производство (выполнение) определенных действий и операций; • текущий контроль за совершаемой деятельностью и ее коррекция (если она необходима); • конечное сличение результата деятельности с ее целью (замыслом). – Единицами психолингвистического анализа являются элементарное речевое действие и речевая операция. – Эти единицы должны нести в себе все основные признаки речевой деятельности. К ним относятся: 1) предметность деятельности (направленность на тот или иной предмет); 2) целенаправленность, т. к. любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, прогнозируется субъектом; 3) мотивированность (при этом акт деятельности человека, по АА. Леонтьеву, является, как правило, полимотивированным, т. е. побуждается несколькими мотивами, слитыми в единое целое); 4) иерархическая организация деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц, и 5) фазная организация деятельности. Таким образом, в концепции московской психолингвистической школы единицы психолингвистического анализа выделяются и характеризуются в «деятельностной парадигме». По А.А. Леонтьеву, любая психологическая теория речевой деятельности должна исследовать прежде всего взаимоотношения опосредованного языком образа мира человека и речевой деятельности как коммуникативной деятельности. Исходя из этого, психолингвистическая теория сочетает в себе деятельностный подход и подход в плане отображения. В структуре деятельности человека отображение выступает прежде всего в виде ориентировочного звена. Соответственно и в структуре речевой деятельности предметом исследования психолингвистики должны быть этап (фаза) ориентировки, результатом которого является выбор соответствующей стратегии порождения или восприятия речи, а также этап планирования, предполагающий использование образов памяти.
Большинство животных с целью выживания объединяются в группы по особи своего вида. Взаимоотношения "общественных" животных достигают высокого уровня сложности и характеризуются своими нормами сожительства, высокоразвитым инстинктивными реакциями на формы поведения и системами сигнализации для передачи информации (их условно называют "язык" животных). Чем лучше развит тот или иной орган чувств, тем чаще животное прибегает к нему для передачи информации. "Язык" запахов - пожалуй, самый распространенный, поскольку им до сих пор пользуются животные, которые раньше других появились на Земле. Ароматными веществами замечают свои тропинки муравьи. Пчелы-разведчики, найдя пищу, просачивают своим запахом воздух и окружающие предметы, чтобы рабочие пчелы могли быстро и безошибочно найти дорогу к кормушке.Огромное значение имеет запах для встречи самцов и самок многих бабочек, насекомых, пауков. У млекопитающих пахучие железы бывают расположены на различных частях тела. Антилопы обозначают ветки деревьев и кустарников, расположенных на границе их участка, выделениями придаточной железы. Медведи оставляют след на деревьях и камнях когтями и спиной,у кошек и собак для этой цели служит моча. "Язык" звуков. Звуковой код животных очень разнообразен. Чаще всего мы слышим "птичий разговор". Звуки могут иметь разное значение в зависимости от тональности."Язык" зверей состоит из немногих "слов", которыми передаются удовольствие, страх, ужас, ярость, переход в нападение и другие эмоциональные состояния.Среди обезьян есть и совсем молчаливые (гориллы), и очень болтливые (в словаре шимпанзе 35 звуков, у гамадрилов – 40).Океанические млекопитающие тоже не безмолвные. Звуки подают киты. И разговорчивыми оказались дельфины. Они прибегают к звуковым сигналам самой разнообразной частоты.Во время дрессировки дельфины очень быстро учатся произносить слова и даже отдельные короткие фразы человеческим языком. "Язык" жестов. Редко звуковой сигнал животных не сопровождается какими то жестами. А иногда "немой разговор" понятен и без каких-либо "слов".Пчелы-разведчики передают информацию так: прилетев к улью, пчела на сотах делает быстрые круговые движения и одновременно крутит телом. Если корм совсем близко от улья, то она описывает кривые, близкие к букве О, а если дальше - то похожи на восьмерку.Разнообразными являются жесты, движения и позы птиц в брачный период. Некоторые птицы преподносят друг другу подарки (рыба, водоросли, ягоды, веточки), имеющие символическое значение. При этом они принимают различные позы. Иногда птицы, отпугивая врага, становятся в угрожающую позу. Индюк растопыривает перья и распускает веером хвост. Во время потасовки некоторые птицы могут сказать "я сдаюсь". Победитель, если одного и того же вида с побежденным, никогдаегонекоснется.В языке жестов зверей не последнюю роль играет хвост. Если собака крутит хвостом, значит она довольна и никогда в это время не укусит. Другое дело, когда хвост у нее недвижим и напряженный.Когда же собака чем-то напугана, она подгибает хвост.Разнообразными являются угрозливые жесты у животных: показ зубов, выгибание дугой спины, нажученная шерсть, биение копыт, прилегание ушей и т.п. Взбешенные гориллы бьют себя кулаком в грудь и яростно смотрят на нарушителя спокойствия.У многих зверей, как и у птиц, есть жесты подчинения. Когда взрослый пёс накидывается на щенка, тот ложится на спину и поднимает лапки вверх. Заняв такую позу, щенок оказывается в полной безопасности. "Язык" красок и огоньков. С помощью цветов животные прячутся от врага, пугают его, маскируются, подкрадываясь к добыче, "говорят".Одни ученые считают, что яркая окраска самца нужна, чтобы "пленить" самок, другие думают, что это турнирное оружие, которое отпугивает соперника, или просто распознавательный признак . В табунах и группах млекопитающих устанавливается биологически оправданное неравноправие. Как правило, в такой группе есть вожак - взрослое, сильное и опытное животное, которое может постоять за себя рогами, копытами и зубами. Ища для себя лучшие кормовые угодья, лучшие места для отдыха и ночлега, вожак обеспечивает, таким образом и всему табуну лучшие условия жизни. У диких северных оленей, слонов, волков вожаками бывают самки, а у горилл, павианов, диких лошадей - самец. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |