Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семантический дифференциал.




Метод семантического дифференциала (разность) используется в области психолингвистики и экспериментальной психосемантики для выявления субъективных (индивидуальных) семантических полей и относится к методам «шкалирования». Последние используются в психологии для получения количественных параметров исследуемого явления в целях объективной оценки его соотношения с другими объектами. В качестве объекта исследования при этом могут выступать как физические, так и социальные процессы. В психолингвистике в качестве объекта исследования могут выступать слова и словосочетания. Семантический дифференциал в психолингвистике — это метод количественного и качественного «индексирования» (оценки) значения слова с помощью двухполюсных шкал, на каждой из которых имеется градация с парой антонимических прилагательных.

Процедура проведения эксперимента с помощью этой методики заключается в следующем. Испытуемым предъявляется слово, и они должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о слове как семантической единице. На каждой шкале нанесена градация от +3 до —3 или просто 7 делений.

1 Хороший
2 Скорее хороший, чем нейтральный («средний»)
3 Скорее нейтральный, чем хороший
4 Нейтральный («средний»)
5 Скорее нейтральный, чем плохой
6 Скорее плохой, чем средний
7 Плохой («низкий уровень»)

Ч. Осгуд, который впервые предложил данную процедуру эксперимента, пытался получить от испытуемых оценку слов-понятий из самых разных понятийных классов (например: пламя, мать, ураган, радость и т. д.). Испытуемым предлагалось оценить эти слова с точки зрения того, насколько они «добрые» или «злые», «сильные» или «слабые», «большие» или «маленькие» и т. п. Математическая обработка результатов эксперимента показала, что по некоторым шкалам оценки в значительной степени совпадали между собой. Если экспериментатор просит испытуемого оценить, допустим, понятие мать и понятие отец, то отец может оказаться таким же хорошим, как и мать, но он будет «сильнее» матери, зато мать — «теплее». Эти понятия оказываются как бы в разных точках общего «семантического пространства».

 

В практической психолингвистике есть и другой вариант методики семантического дифференциала, когда экспериментатор сам дает свои названия шкал для слов, которые просит оценить. При этом появляются новые факторы, специфические именно для определенных понятийных классов слов. Шкалы могут иметь разную величину («размерность»), их может быть разное количество. Но в целом они сохраняют свою преемственность с вариантом, предложенным Ч. Осгудом.

Методика семантического дифференциала получила широкое применение в исследованиях массовой коммуникации, а также в «рекламном деле». (В частности, для решения задачи выбора «оптимальных» вариантов речеобозначения рекламируемых товаров и услуг, т. е. наиболее «хороших», «положительных» слов из соответствующего ряда синонимов). Кроме того, семантический дифференциал применяется в исследованиях, связанных с изучением психологии восприятия и поведения человека, с анализом социальных установок и личностных мотивов. Его используют в психологии, психиатрии, психодиагностике (в том числе для профессионального отбора при приеме на работу, например, в отечественной компьютерной системе «Профессор-кадры»).
По мнению ряда отечественных психолингвистов у данного метода психолингвистических исследований есть и некоторые недостатки. Так, например, одно и то же обозначение шкалы может иметь как прямой смысл, так и переносный. Например, если имеется шкала высокий — низкий, то слово столб или гриб будет оцениваться по этой шкале на основе буквального понимания значения слов высокий и низкий, а слова типа джентльмен или честь — на основе метафорического понимания слов высокий (социальный статус или моральный облик) и низкий (например — поступок). Тем самым в одно и то же значение шкалы один и тот же испытуемый может вкладывать разный смысл. Следовательно, за одной и той же оценкой может стоять разное психологическое содержание.
Несмотря на недостатки, методика семантического дифференциала широко используется не только в психолингвистике, но и в психосемантике и социологии.



Градуальное шкалирование.

 

В ходе эксперимента по градуальному шкалированию испытуемым предлагается

расположить ряд слов одной семантической группы «по порядку». Особенность

этой методики в том, чтобы использовать пред­ставления носителей языка о

возможном расположении слов в семан­тическом пространстве, которое не даётся

в словаре.

К примеру, 36 слов со значением «размер» были расположены 103 испытуемыми

(именно это объясняет дробность показателей) в экспе­рименте ленинградского

исследователя В.Я. Шабеса следующим обра­зом:

 

Ранг Слово Место на шкале
1 микроскопический 1,32
2 чуточный 3,34
3 крошечный 4,53
4 крохотный 4,59
5 малюсенький 4,95
6 махонький 5,61
7 карликовый 6,69
8 кукольный 8,53
9 миниатюрный 8,96
10 игрушечный 9,41
11 маленький 10,71
12 мелкий 10,84
13 малый 12,53
14 небольшой 13,88
15 нормального размера 15,31
16 немаленький 16,69
17 немалый 17,82
18 большой 19,02
19 порядочных размеров 20,31
20 крупный 20,92
21 значительных размеров 21,78
22 солидных размеров 22,37
23 здоровый 22,84
24 громоздкий 23,35
25 внушительных размеров 23,86
26 здоровенный 25,45
27 огромный 26,82
28 громадный 28,39
29 гигантский 30,94
30 грандиозный 31,06
31 неохватный 31,18
32 исполинский 32,69
33 неизмеримый 32,73
34 колоссальный 33,20
35 циклопический 34,18
36 чудовищного размера 34,49


Соответственно, если известно место слова на определённой семан­тической

шкале, можно измерить и семантическое расстояние между словами на

определённой шкале.

Таким же образом можно расположить слова любой семантической группы (43):

(43) паскудный, омерзительный, пакостный, мерзостный, мерз­кий,

отвратительный, гнусный, паршивый, гадкий, нестер­пимый, невыносимый,

несносный, невозможный, дрянной, ни­кудышный, скверный, дурной, худой, плохой,

аховый, нехоро­ший, нормальный, неплохой, важный, ладный, хороший, до­брый,

славный, отменный, мировой, распрекрасный, отлич­ный, прекрасный,

замечательный, превосходный, идеальный, великолепный.

Результаты подобных экспериментов позволяют создавать «граду­альные словари»,

представляющие практическую ценность (в частно­сти, для составления рекламных

текстов).

17. Методика прямого толкования слова.

Толкование слова есть синонимический текст-перифраза, передающий ту же информацию, что и толкуемое слово. Р. Якобсон писал: «Для нас, лингвистов и просто носителей языка, значением любого знака является его перевод в другой знак, особенно в такой, в котором оно более полно развёрнуто». Лингвистика располагает огромным опытом составления толковых словарей, в которых толкование (дефиниция) есть не что иное, как перифраза к толкуемому слову. Однако процедура перифразы редко используется в качестве экспериментальной методики, поскольку составление словарных дефиниций считается прерогативой учёных-лексикографов, опирающихся на свои знания, опыт и интуицию.

В серии экспериментов была предпринята попытка понять, насколько в языковом сознании представлена внутренняя форма слова. Дляэтого испытуемых попросили дать определения самым простым словам. Если в этих определениях присутствовал корень толкуемого слова, то  предполагалось, что внутренняя форма сохраняет свое влияние. Оказалось, что при толковании слова вечерник испытуемые-школьники в 96% ответов используют слова вечер, вечерний и т.п., а при толковании слова дневник используют аналогичные слова (день, ежедневный) только в 25% ответов. Это чётко показало значительно меньшую степень актуальности осознания внутренней формы слова (грубо говоря, его морфологии) и, следовательно, большую степень идиоматизации для слова дневник по сравнению со словом вечерник.Успешность ответов испытуемого зависит от образования и культуры мышления и предполагает достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова. Ответ, содержащий необходимый набор признаков, оценивается высшим баллом – 2, менее точные ответы – более низким баллом – 1, случайные и субъективные признаки оцениваются нулевыми показателями. Данный метод может быть использован для выявления степени актуальности осознания носителями языка внутренней формы предлагаемых для толкования слов. Также с помощью этого метода можно измерить коэффициенты «идиоматизации». Результаты измерений будут отражать реальную сложную картину соотношения лексического значения и внутренней формы того или иного слова в сознании носителей языка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...