Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные термины и понятия экспериментальной психолингвистики.




Аутизм – врожденные нарушения потребностей ребенка в коммуникации.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Блиссимволика – визуальная базисная письменность, созданная австрийским ученым Ч. Блиссом, в которой символы представляют значения, а не буквы, и применимы к любому языку; первоначально предназначенная для содействия международному пониманию и согласию посредством единого графического способа общения людей, говорящих на разных языках.

Вербально-логическое мышление – высшая форма мышления, обеспечивающая отражение сложных связей и отношений, решение теоретических задач, выведение заключений и прогнозирование событий.

Внутренняя речь – важный универсальный механизм умственной деятельности человека, проявляющийся как промежуточный этап между мыслью и звучащей речью.

Двуязычие – владение человеком двумя языками с разной степенью совершенства.

Кинесика – область невербалики, включающая поведенческие проявления бессловесного общения между людьми, в частности, любые движения тела или его части, с помощью которых человек передает эмоциональные послания внешнему миру.

Наглядно-образное мышление – мышление, характеризуемое опорой на наглядные образы, что обеспечивает преобразование ситуации не в реальности, а лишь в образном плане.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Онтогенез речи – процесс овладения ребенком языком, становления и развития речи отдельного индивида.

Пропозиция – относительно емкая и информативная ментальная единица, отражающая концептуальные связи и отношения, действия, действительное или возможное положение дел, события, ситуации.

Психолингвистика – наука, описывающая и объясняющая функционирование языка как психического феномена при обязательном включении индивида (носителя языка) в социокультурное взаимодействие; в широком понимании – наука, изучающая язык в отношении ко всей совокупности психической жизни.

Семантика – раздел семиотики, изучающий значения единиц языка, в частности, слов.

Сензитивные периоды развития языковой способности – возрастные этапы, характеризующиеся наличием специальных психических резервов для овладения языком.

Сенсорный словарь – пассивный словарь ребенка, включающий языковые единицы, вычленяемые ребенком в речевом потоке говорящего и воспринимаемые им как значимые, однако не используемые в его собственной речи по причине сложности артикулирования.

Сенсомоторный словарь – активный лексикон ребенка, включающий языковые единицы, которые ребенок успешно воспринимает в речи говорящего и способен сам произносить и использовать в адекватной речевой ситуации.

Ситуативная речь – речь отрывочная, фрагментарная, понятная лишь при знании конкретных условий, привязанная к определенной ситуации, отличается нарушением связности, изобилует указательными местоимениями, изобразительна (благодаря мимике, жестам, интонации и другим выразительным средствам, применяемым говорящими).

Текстовая деятельность – социальная коммуникация, форма знакового общения, представленная «сцеплением» действий порождения и интерпретации текстов как системно организованных коммуникативно- познавательных единиц.

Фоносемантика – наука, образующаяся на стыке фонетики, семантики и лексикологии, изучающая мотивированность звукоизобразительной системы языка, то есть устойчивые связи между звуковым составом слов (или графическим изображением букв в словах) и признаками обозначаемых словами объектов (денотатов) и явлений, что вызывает со-ощущения и со- эмоции.

Экстралингвистика – невербальные компоненты коммуникации, такие как включаемые в речь паузы и различные психофизиологические проявления человека: плач, смех, покашливание, вздохи, зевота и т. д.

Языковой механизм – способность овладеть языком (родным и / или иностранным), как объективной системой условных символов и правилами их функционирования в речи.

Языковая личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...