Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отечественная психолингвистика (Выготский): становление, основные положения и состояние на современном этапе развития.




К середине XX столетия возникла потребность в создании «универсальной» научной теории, объективно отражающей диалектическое единство языка и речи в процессах речевой коммуникации, объясняющей все многообразие проявлений речевой деятельности и ее связь с процессами мыслительной, аналитико-синтетической деятельности человека.Выготский и его школа оказали огромное влияние не только на отечественную, но и на мировую психологическую и педагогическую науку. Л.С. Выготский относил себя к представителям материалистического направления в психологии. Он много занимался изучением феномена речевой деятельности человека, и его психологический подход к речи был первой попыткой построить общую психолингвистическую теорию. Например, введенное Л.С. Выготским в науку различение «анализа по элементам» и «анализа по единицам». Эта научная концепция была положена в основу как многочисленных моделей порождения и восприятия речи, созданных в разных школах психолингвистики, так и в основу классификации языковых знаков и так называемых психолингвистических единиц, выделяемых как структурные компоненты речевой деятельности. Первое звено порождения речи – это ее мотивация. Вторая фаза – это мысль. Третья фаза – опосредование мысли во внутреннем слове. Четвертая фаза – опосредование мысли в значениях внешних слов или реализация внутренней программы речевого сообщения. Пятая фаза – опосредование мысли в словах, или акустико-артикуляционная реализация речи (включая процесс фонации). Все психолингвистические модели речепорождения, разрабатывавшиеся в отечественной психолингвистике 60—80-х гг. прошедшего столетия, представляют собой конкретизацию и дальнейшее обоснование концепции, предложенной Л.С. Выготским. Научные идеи Л.С. Выготского, получили развитие в трудах его учеников и соратников.

Психолингвистика в Беларуси: основные достижения и перспективы развития.

Психолингвистика – наука, возникшая сравнительно недавно, в начале 50-х гг. прошлого столетия. Возникнув «на стыке» двух «старейших» отраслей научного знания – психологии и языкознания (лингвистики), психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» и языковедческих наук.

Психолингвистика становится все более популярной при подготовке психологов, лингвистов, логопедов, специалистов по дошкольному и начальному образованию. Дефицит и даже отсутствие (в частности, в Беларуси) специально разработанной учебной литературы по данному предмету вполне объяснимо и вызвано, во-первых, недостаточным количеством специалистов в этой области, во-вторых, неоформленностью психолингвистики как парадигмы научного знания в силу ее относительной молодости и обширности научной проблематики.
Как отмечал А.А. Леонтьев еще в 1967 г., психолингвистика не существует как жесткая парадигма, и ряд ее положений достаточно размыт . Несмотря на наличие ряда фундаментальных психолингвистических исследований, подобное «неформатное» состояние дисциплины сохраняется и на сегодняшний день. Психолингвистика – весьма «удобный ярлык для очень разных теорий и конкретных экспериментальных исследований, такое общее знамя, под которое сочли возможным стянуть свои весьма разнокалиберные полки ученые, по своим научным убеждениям весьма далекие друг от друга» (А.А. Леонтьев).
В соответствии с самым широким определением психолингвистика рассматривается как наука, изучающая язык и интеллект. Будучи феноменами исключительно человеческими, язык и вербальная коммуникация управляются 3 сознанием и должны изучаться и объясняться через призму социального детерминизма, в отношении ко всей совокупности психической и социальной жизни. Именно в этом и заключается специфика и уникальность психолингвистического исследования языка, речи, вербальной коммуникации, которая должна найти свое отражение в четкой системной организации проблемного поля дисциплины (в учебном пособии), в преемственности тем, внутреннем строго структурированном раскрытии проблематики. Организация и структурирование проблемного поля психолингвистики представляются рациональными, если в качестве отправной точки фокусировать внимание на разграничении и анализе языковых явлений, их взаимном определении и взаимном расположении. Отмечая важность подобной аналитической работы для определения объекта лингвистики, Ф. де Соссюр писал: «Если мы изучаем явления (языковые) одновременно с нескольких точек зрения, объект лингвистики выступает перед нами как груда разнородных, ничем между собою не связанных явлений» . Тем самым акцентируется необходимость единого (в нашем случае, социально-антропологического) подхода к систематизации «жизни знаков в рамках жизни общества» (Ф. де Соссюр), через взаимоопределение смежных явлений.

10. Методы психолингвистических исследований (психологисеские и физиологические; лингвистический эксперимент).

Эксперимент в психолингвистике. Любой психологический, в том числе психолингвистический эксперимент направлен на то, чтобы поставить испытуемого в ситуацию (управляемого) выбора и принятия решения (хотя выбор и решение могут быть как осознанными, так и неосознанными). Иными словами, в эксперименте мы оставляем константными (неизменными) все факторы, потенциально влияющие на выбор и решение в данной ситуации, кроме того единственного фактора, который и является предметом нашегоисследования.
Этому фактору мы придаем различные значения и фиксируем, как это влияет на получаемый в эксперименте результат.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...