Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики.




Психолингвистика как наука. предмет.

1. Психолингвистика– это наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессе речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

2.Основным предметомисследования психолингвистики является речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, способы и формы осуществления, реализуемые функции.

Другим важным предметом изучения психолингвистики выступает язык как основное средство осуществления речевой и речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации.

Третьим предметом исследования психолингвистики является речь как способ реализации речевой деятельности.

Наличие не одного, а сразу трех предметов изучения психолингвистики определяется спецификой этой науки: психолингвистика является синтетической, комплексной наукой, возникшей в результате уникального и своеобразного объединения двух древнейших наук человеческой цивилизации – психологии и лингвистики (науке о языке).

3.Понятие речевой деятельности впервые в отечественной психологии ввел Л.С. Выготский. Затем деятельностный подход к изучению и обучению речи развивался в трудах А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Предметом речевой деятельности является мысль; средством – язык; способом, применяемым в этой деятельности, – речь; продуктом – высказывание (текст); результатом – ответная реакция собеседника или понимание (а, возможно, и непонимание) последним мысли автора.

Основные разделы психолингвистики. Круг проблем. Связь с другими науками.

Теоретическая психолингвистика.

В современной психолингвистике можно выделить две основные области психолингвистических исследований. Одна из них ориентирована на моделирование речевой деятельности и речевого общения, вторая — прежде всего на моделирование языковой способности и лишь вторично — на речевую деятельность. В рамках второй области в психолингвистике в свою очередь выделяются два направления теоретических и экспериментальных исследований: 1) психосемантика и 2) исследование внутреннего лексикона человека как субъекта речевой деятельности. Первый подход связан с исследованием различных аспектов коммуникативной деятельности человека, второй — опирается на изучение когнитивной (познавательной) деятельности.

Большое место в психолингвистических исследованиях занимает проблема семантики слова. Психосемантика, как особая область психолингвистики, изучает проблему происхождения, строения и функционирования индивидуальной системы знаний, опосредованной знаками языка. Психосемантика исходит из положения, что язык удваивает наш мир. Вот как писал об этом А. Р. Лурия: «Человек имеет двойной мир, в который входит и мир непосредственно воспринимаемых предметов, и мир образов, объектов отношений и качеств, которые обозначаются словами. Таким образом, слово — это особая форма отражения действительности. Человек может произвольно вызывать эти образы независимо от их реального наличия и, таким образом, может произвольно управлять этим вторым миром».

Прикладная психолингвистика.

Главной прикладной областью психолингвистики является обучение языку в широком смысле. (Обучение родному языку носителей этого языка, обучение иностранному языку в школе и вузе, овладение вторым языком в условиях языковой среды и др.)

Не менее важная по значимости сфера приложения психолингвистики связана с проблемой патологии развития (в широком смысле) и, следовательно, с коррекционной педагогикой и психологией, с афазиологией, патопсихологией и психиатрией.

В последнее время данные, полученные в психолингвистических (теоретических и экспериментальных) исследованиях, находят все более широкое практическое применение. Так, начиная с 70-х гг. прошедшего столетия прикладная психолингвистика находит свое применение также в инженерной, космической, военной психологии.

В 60—70-х гг. прошедшего столетия резко возрос интерес к психолингвистике среди специалистов судебной психологии и криминалистики. Сформировался даже особый вид экспертизы — судебно-психолингвистическая экспертиза. Психолингвистический анализ используется в судебной психологии для определения правдивости высказываний и идентификации личностных особенностей и пола автора анонимного текста.

Наконец, особую, весьма интересную сферу приложения психолингвистики составляют вопросы политической психологии, пропаганды, деятельности средств массовой информации, рекламы.

Междисциплинарность психолингвистики.

В рамках психолингвистики проводятся исследования, ориентированные на философские аспекты языкознания и психологии. К их числу относятся работы по проблемам взаимодействия языка и мышления, языка и сознания; становления человеческого сознания в онтогенезе и филогенезе (история возникновения языка в ходе общественно — исторического развития).

Близка психолингвистике и герменевтика как наука о понимании текстов. Порождение и восприятие текста рассматриваются в ней с точки зрения восприятия и «истолкования» человеком окружающей действительности. В герменевтике, как и в психолингвистике, принят постулат о множественности интерпретаций текста (что означает, что каждый читатель понимает текст по-своему, на основе своего личного — познавательного и «речевого» — опыта).

Этнопсихолингвистика описывает особенности той или иной культуры в ее языковом проявлении, включая также язык жестов, мимики и телодвижений, используемых представителями того или иного этноса.

К психолингвистике близка и социолингвистика, в частности, такое ее направление, как тендерная лингвистика, изучающая различия в «языковом поведении» мужчин и женщин.В отечественной психолингвистике имеется раздел, связанный с массовой коммуникацией. Теория массовой коммуникации изучает восприятие текстов для радиои телепередач, эффективность воздействия газетных текстов, влияние на сознание человека политических плакатов и лозунгов, рекламы.

Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики.

Первым ученым, занимавшимся проблемами психолингвистики, был создатель научной лингвистики - ^ Вильгельм фон Гумбольдт. Именно ему принадлежит идея речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом и человеком. Рассматривал язык в диалектике - и как процесс, и как готовую данность, и как часть психической деятельности человека, и как общественное явление.

Ученик его Г.Штейнталь понимал язык только как процесс. Он рассматривал язык исключительно как индивидуально-психическое образование. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики.
Другой последователь Гумбольдта, Потебня представлял речевой акт как явление исключительно психическое, но язык, слово вносит в этот акт культурное, социальное начало.
Основоположник лингвистики ^ Фердинанд де Соссюр разделял собственно язык как абстрактную надындивидуальную систему, языковую способность как функцию индивида (обе эти категории он объединял в понятии речевой деятельности) и речь - индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы.

К концепции де Соссюра близка концепция Л.В.Щербы, который ввел понятие психофизиологической речевой организации индивид, которая вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является социальным продуктом. Эта речевая деятельность - процессы говорения и понимания. Наконец, Л.В.Щерба говорит о системе языка, подчеркивая, что это некая социальная ценность, нечто единое и общеобязательное для всех членов данной общественной группы.

Французский лингвист Г.Гийома создал особую лингвистическую дисциплину - психосистематика языка. Г.Гийом сосредоточивается на анализе языка не под углом зрения отношения человек-человек; а в плане отношения человек-мир (универсум). По Гийому, именно благодаря отношениям всех и каждого к миру люди могут общаться друг с другом. Таким образом, его взгляды близки к концепции <образа мира>.

4. Периодизация становления и развития психолингвистики

Психолингвистика зародилась за рубежом в середине XX в.Становление и развитие этой дисциплины следует рассматривать в контексте развития мировой науки. Основанием для выделения периодов в предлагаемой нами периодизации выступает уровень интегративности и объяснительной силы дисциплины.
Первый период можно назвать подготовительным. Он характеризуется появлением предпосылок для возникновения нового научного направления в психологических и лингвистических исследованиях до середины XX в.. Теоретическую основу последующего формирования методологической базы психолингвистики составил труды ряда отечественных и зарубежных ученых: немецкого филолога, философа и языковеда В. фон Гумбольдта, немецкого лингвиста А. Шлейхера ,швейцрского лингвиста де Соссюра, и др. ученых.Уже к концу XIX в.– началу XX в. был накоплен богатейший теоретический и эмпирический материал лингво-психологических исследований языкового сознания и вербальной коммуникации, по сути дела был заложен мощный фундамент новой дисциплины, в частности, в отечественной (российской) науке. Вероятно, политические события в Европе начала и середины XX в. послужили тем,что прервались исследования и все отложилось на десятилетия.
Второй период отмечен оформлением психолингвистики как самостоятельной области исследования в период 50 –70 гг. XX в. В психолингвистике исследуемый объект рассматривается в русле какой-либо теории, в результате чего строится модель оригинала, подлежащая последующей верификации(проверке).В этот период создаются две ключевые в мировой науке психолингвистические теории: психолингвистика Ч. Осгуда (психолингвистика первого поколения) и генеративная трансформационная грамматика Дж. Миллера –Н. Хомского (психолингвистика второго поколения).
Третий период отмечен сменой психолингвистической парадигмы, значительным расширением проблематики дисциплины и представлен современными фундаментальными психолингвистическими исследованиями, начиная с 80-х гг. XXв. Зарубежная психолингвистика в этот период развивается в значительной степени в русле парадигмы когнитивной науки. Отечественная психолингвистика представлена теорией речевой деятельности А.А. Леонтьева.
Когнитивная наука–совокупность наук о познании(приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания);междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний (М.Айзенк).
Теория речевой деятельности – единственная психолингвистическая теория в отечественной науке, разработанная А.А. Леонтьевым, в соответствии с которой речевая деятельность ставится в один ряд с другими социальными, целенаправленными и мотивированными активностями человека и исследуется с позиции деятельностной схемы.Как отмечал в свое время А.А. Леонтьев (1967 г.), термин «психолингвистика»–удобный ярлык для множества разных теорий и экспериментальных исследований, поскольку эта дисциплина не существует как жесткая парадигма и ряд ее положений достаточно размыт. Такое положение во многом сохраняется и на сегодняшний день. Тем не менее, можно выделить следующие проблемные направления (отрасли) в рамках современной психолингвистики:
а) философское направление психолингвистики,б) культурологическое направление (этнопсихо-лингвистика),в) социальное направление (социопсихолингвистика),г) лингвистическое направление,д) психолингвистика развития,е) патопсихолингвистика,ж)инженерная психолингвистика.

5.Психолингвистика первого поколения
В основу психолингвистики 1 поколения легли псих. концепции Ч.Озгуда , суть ее: речь – это система непосредственных или оппосредственных ( задержанных) р-ций человека на речевые или неречевые стимулы. При этом речевые стимулы вызывают частично тоже поведение, что и неречев. Происходит это благодаря возн-ию . ассоциации между речевым и неречевым стимулом. Именно поэтому психолингв. 1 поколения называют ассоциониской. Речевое поведение апосредствавоно системой фильтров, задерживающих и преобразующих речевой стимул на входе и (или) речевую реакцию на выходе. Такая система фильтра по Осгуду имеет врожденный хар-тер отождествляется им с речевым механизмом или языковой способностью человека. Главн. особен. психолингв. 1 поколен. – ее реактивный х-тер. Психолингвистика 1 покол. это не теория реч. действий или поступков, это теория речевого. приспособления к среде, теория речи как орудие установления равновесия, внутреннего равновесия человека или равновесия в системе человек – среда.
Второй особеннностью Психолингв-ки. 1 поколения является ее атомизм, т.е. она имеет дело с отдельными словами, грамот-ми связями или грамртич-им формулир-ем Особенно ясно этот атомизм прявляется в Осгутовской теории усвоения языка ребенком. Усвоение сводится к овладению отд. словами или формами и их дальнейшим обобщением. Поэтому Осгудовскаяпсихолингв-ка. не может интерпрет-ть. многие факты, она становится теорией имеющей недост-но. объяснений. ( Как заметил Дж. Миллер, чтобы научится языку по Озгуду ребенок должен заниматься 100 лет без перерывов)
Многие ученый оказались неудовлетворенными подходом Ч.Озгуда и стали искать альтернативные пути решения.

 

6. Психолингвистика второго поколения: Н. Хомский, Дж. Миллер.
Психолингвистика второго поколения возникла в конце 50-х гг. 20 столетия. Наиболее яркие представители ПЛ второго поколения — Дж. Миллер, Н. Хомский.
Хомским была разработана концепция трансформационной модели языка. «Трансформационный подход» в лингвистике был впервые предложен учителем Хомского, 3. Харрисом. Заслуга Хомского состоит в том, что он реализовал этот подход в виде целостной модели функционирования языка в речевой коммуникации — теории порождающей грамматики.
Хомский одним из первых предложил использовать концептуальное понятие глубинной структуры предложения, определяющей семантическую (смысловую) интерпретацию синтаксической конструкции отдельного высказывания и соответствующей «ядерной» конструкции в модели «трансформационной грамматики».
В 70—80-х гг., Хомским был внесен ряд изменений в концепцию порождающей грамматики. В модель «трансформационной грамматики» наряду с грамматическими, семантическими и фонологическими были включены так называемые прагматические правила — правила употребления языка. В более поздних работах Хомского получила дальнейшее развитие идея о принципиальном различии модели «языковой способности» и модели «языковой активности».
Одним из важнейших положений психолингвистики второго поколения является идея универсальных врожденных правил оперирования языком, сформулированная на основе того, что, во-первых, эти правила не содержатся в языковом материале в эксплицитной форме, а во-вторых, что ребенок может одинаково свободно овладеть (как родным) любым национальным языком. Таким образом, процесс овладения языком сводится к взаимодействию этих врожденных правил или умений и усваиваемого языкового материала, т. е. к актуализации в онтогенезе речи этих врожденных правил.
По Миллеру, порождение речи определяется характером планируемого поведения, а не системой ассоциативных связей, характерной для пассивной реактивности в понимании бихевиоризма. С точки зрения общей психологической базы в миллеровской психолингвистике просматривается более прогрессивный, хотя еще и не вполне последовательный, деятельностный подход к речевому поведению.
Вероятностно-статистические критерии развертывания сообщения для Осгуда были основными, а для Миллера перестают быть ведущими. Главное здесь - жесткие алгоритмические правила трансформационного преобразования высказывания. В результате точного выполнения этих правил автоматически получается грамматически правильная трансформа.
В психолингвистике Дж. Миллера делается шаг к представлению о единстве процессов восприятия речи и процессов производства речи, т.е. к тому, что еще не было по-настоящему реализовано у Ч. Осгуда.

7. Психолингвистика третьего поколения.
. Психолингвистика третьего поколения, или, как ее назвал видный американский психолог и психолингвистДж.Верч, <новая психолингвистика>, сформировалась в середине 1970-х гг. Она связана в США с именем Дж.Верча и психолога более старшего поколения - цитированного выше Джерома Брунера; во Франции - с именами Жака Мелера (бывшего одно время пламенным пропагандистом идей Н.Хомского и Дж.Миллера, но вскоре отошедшего от них), Жоржа Нуазе, Даниэль Дюбуа.
Один из основных тезисов Ж.Нуазе - необходимость разработки <автономной психолингвистики>. Имеется в виду автономия от лингвистических моделей, т.е. преодоление изоморфизма языковых и психологических структур.
По Нуазе, операции эти имеют одновременно когнитивную и коммуникативную природу. Они приобретают когнитивный характер, конкретно реализуясь в общении, взаимодействии, речевом воздействии. В работе Ж.Нуазе они выступают скорее как логические, чем как языковые правила, и скорее как система операторов (в математическом смысле слова), чем как система операций. Он и Ж.Мелер в своей известной статье считают психолингвистику (лингвистическую психологию) частью когнитивной психологии.
Дж.Верч делает основной упор на одновременность переработки информации лингвистического и психологического характера, и т.д.
Психолингвисты третьего поколения критически, чтобы не сказать больше, относятся к явному преувеличению Н.Хомским и его школой роли врожденных универсальных языковых структур. Об этом пишет Ж.Нуазе, но наиболее четкая формулировка принадлежит Даниэль Дюбуа: <Язык не должен рассматриваться только как формальный объект, одинаковый для всех человеческих существ, но как объект социальный и исторически детерминированный>
Наконец, психолингвисты третьего поколения преодолели изоляционизм школы Н.Хомского - они берут психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти. Поэтому именно их работы составили в основном теоретическую базу для развития когнитивной психологии.
Таким образом, психолингвистика третьего поколения преодолела не только атомизм, но и индивидуализм психолингвистов предыдущих поколений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...