Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная психология и её предмет




Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психических явлений, поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

— социальная психология личности;                                                                                            

— социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

— социальная психология групп.

Три подхода о предмете социальной психологии

1) изучение классов, других больших социальных общностей;

2) изучение личности

3) изучение личности и классов

Предметом социальной психологии является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Социальная психология как наука изучает следующие явления:

- психологические процессы, состояния и свойства индивида

- феномен взаимодействия между людьми (феномен общения)

- психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп

- массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода и т.д.

Классификация малых групп

В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются:

1)по времени их существования (долговременные и кратковременные),

2) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,

3) деление их на «формальные» «неформальные»,

4) деление на «группы членства» и «референтные группы» (индивиды не включены в группы, но нормы этой группы соблюдают).

Понятия «роль» и «норма» в социальной психологии

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.



Групповая сплочённость

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями» (П. Сорокин).

Направление взамоотношений может быть:

1) солидарным, (стремления и усилия совпадают)

2) антагонистичным

3) смешанным. (стремления и усилия совпадают отчасти)

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

Первичные группысостоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группыобразуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены.

Разновидности групп:

1) условные и реальные;

2) постоянные и временные;

3) большие и малые.

Можно выделить три рода целей в группах:

1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;

2) вторичные цели — более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

3) дальние перспективы объединяют первичную группу спроблемами функционирования социального целого.

Для групповой сплочённости так же необходимо организующее начало, то есть лидер.

40.Лидерство и руководство

Лидерство - способность оказывать влияние как на отдельного человека так и на группу, направляя усилия всех на достижение поставленной цели.

Способы, оказывающие влияние на человека:

1. Внушение

2. Убеждение

3. Эмоциональное заражение

4. Идеи

5. Принуждение

6. Личный авторитет

7. Пример

Типы лидерства:

1. Бытовой (лидеры, возникающие в школьных классах, студенческой группе, семье)

2. Социальный (на производстве, профсоюзном движении и т.д.)

3. Политический (государственные и общественные деятели)

Лидер с хорошими организаторскими способностями:

1. быстро и правильно оценивает ситуации

2. выделяет первоочередные задачи

3. чётко отличает осуществимое от бесплодного прожектёрства

4. способен чётко определять сроки решения поставленных задач

Для лидера ( носитель черт, которые приветствуются и ожидаются в группе ) необходимо:

1. Высокий интеллект

2. Склонность к доминированию:

3. Проявление инициативы

4. Умение разговаривать на языке своих сторонников

Типы лидеров: а) Лидер - организатор (нужды коллектива=нужды его собственные, умеет убеждать и склонен поощрять). Часто становятся неформальными лидерами

б) Лидер - творец (возможность видеть новое. берётся за решение, на первый взгляд, неосуществимых задач. Он не командует, а только приглашает к сотрудничеству)

в) Лидер - борец (волевой, первым идёт на встречу опастности и неизвестности, не идёт на уступки, но не хватает времени всё обдумать) "безумство храбрых"

г) Лидер - дипломат (опирается на превосходное знание ситуации, мастер интриги, позволяет себе говорить открыто лишь то, что он считает нужным)

д) Лидер - утешитель (всегда готов поддержать, искренне уважает людей и относится к ним доброжелательно)

Компоненты лидерства:

1. Эмоциональный лидер (сердце группы, сочувствует)

2. Деловой лидер (руки группы, организатор)

3. Информационный лидер (мозг группы, информация)

Типы лидерства (психоаналитики):

1. Патреархальный повелитель (строгий любимый отец)

2. Вожак (концентрация групповых желаний)

3. Тиран (внушение окружающим чувство повиновение, основанное на страхе. Самый сильный.)

4. Соблазнитель (играет на слабостях других людей)

5. Герой (жертвует собой ради других)

6. Кумир (обаятельный человек, настроенный положительно)

7. Изгой (антилидер)

8. Козёл отпущения (антилидер)

Формальный лидер. Влияние исходит из официального положения организации, Неформальный лидер. Признание превосходства этого человека

Менеджер - профессионально-подготовленный руководитель. Руководитель может частично брать функции лидера. Руководитель=надсмоторщик

Функции руководителя: Планирования, Организации, Мотивации, Контроль

Качества, которыми обладает некомпетентный руководитель:Неучитывание потребностей людей (человеческих ресурсов), Проявление консервативности, Недооценивание противников, Проявление нерешительности и стремление уйти от ответственности, Верит в грубую силу, а не в доходчивость и дипломатичность

 

Комформность в группах

Комформность - подверженность человека групповому давлению. Изменение его поведения под влиянием других лиц и сознательное уступчивость мнению большинства во избежании конфликта.

Внушаемость - непроизвольная потдатливость человека мнению других лиц.

Комформность:

1. Внутренняя (мнение человека действительно меняется, искренне. Впоследствии он ведёт себя так)

2. Демонстративное согласие с группой

Факторы, под влиянием которые человек уступает группе

1. Характеристики самого человека (в юношеском возрасте самый высокий, после 25 лет он у человека стабилизируется. У женщин комформизм выше)

2. Характеристики самой проблемы (чем сложнее обсуждаемый материал, тем выше комформность)

3. Размер группы (до определённого предела (до 7 человек) комформность увеличивается. далее она остаётся на прежнем уровне)

Нонкомформизм - опровержение человеком мнения большенства. Протест подчинению.

Самоопределение - избирательное отношение человека к любым влиянием группы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...