Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Представление - процесс создания в сознании человека воспринимаемых раньше предметов и явлений, информ о которых хранится в памяти




Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной "пластичности" центральной нервной системы.

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

Функции:

• Сигнальная – отражение информ об образе

• Регулирующая – отбор нужной информо предмете, раннее возд на органы чувств

• Настроечная – (влияние на человека)

Виды:

1) Представление памяти

2) Представление воображения

Воображение

Воображение — это психический процесс создания нового в ферме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

Виды: Пассивное (произвольное и непроизвольное (сны)), Активное (артистическое, творческое, то есть воссоздающее – направленное на решение творческих и личностных задач)

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и д.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными.

- это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала, полученного предшествующим образом.

В процессах воображения реализуется синтез информации, осуществляющийся в различных формах:

· Агглютинация (механическое нереальное объединение частей или свойств различных несовместимых предметов : Кентавр)

· Гиперболизация (преувеличение предметов и качеств)

· Литотизация (преуменьшение предметов и их качеств)

· Воображение по аналогии

· Схемотизация (сглаживание различий)

 

29. . Внимание

 - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенный объект при одновременном отвлечении от других. Функции:

1) отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям выполняемой деятельности;

2) игнорирование других несущественных, конкурирующих воздействий;

3) удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель (функция регуляции и контроля деятельности);

Виды:

Непроизвольное (само по себе возник.)

- интересный

- необычный

- яркий

Произвольное (требует волевых усилий)

Послепроизвольное (вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес)

Качества внимания:

1. Объем (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно);

2. Переключение (осознанный перенос внимания с 1-го объекта на другой);

3. Распределение (возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов или выполнять одновременно несколько действий);

4. Устойчивость (сосредоточенность внимания на объекте)

 


 

30.Память

 - форма психического отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающего возможным повторного использования в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Основные процессы:

1) Сохранение

2) Воспроизведение

3) Забывание

Методы запоминания (закономерности):

· По расположению в ряду предметов – лучше запоминаются элементы, близко расположенные во времени и пространстве. Первые и последние запоминаются хуже.

· По объему запоминания

· Степень однородности материала (однородные элементы запоминаются лучше)

· Осмысленность (осмысленный материал запоминается намного лучше)

· Зависимость запоминания от распределения материала во времени

· Запоминается лучше так информация, которая является важной для деятельности, особенно если информация часто применяется.

1. Виды памяти:

· Логическая (основана на закономерности)

· Образная

2.Формы памяти:

А) Произвольная

Б) непроизвольная

3.Системы памяти:

· Сенсорная (непосредственное запечатление сенсорного воздействия. Сигналы очень недолго в течение ¼ доли секунды, сохраняется на уровне рецептора до тех пор, пока не будет решено переводить в кратковременную память или нет)

· Кратковременная (обеспечивает непродолжительное сохранение материала после его восприятия – в течение 20 сек. Обобщает образ воспринятой информации и сохраняет. Объем от 5 до 9 единиц информации, т.е. в среднем человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, знаков).

· Долговременная память (обеспечивает длительное, соизмеримое с продолжительностью в жизнь, сохранение информации. Емкость долговременной памяти неограничен)

· Семантическая (подвиг долговременной памяти, в котором хранится систематизированное знание о символах, их значениях, взаимосвязи между ними)

· Оперативная (для конкретных видов деятельности, обслуживает эту деятельность).


Мышление

 - это опосредованная и обобщенная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление невозможно без языка.

Классификация видов мышления:

По критерию развития:

Практическое, наглядное и логическое

По критерию развернутости

- дискурсивное (решение проблемы, задачи с помощью логических цепочек умозаключений)

- интуитивное (внезапное)

По критерию типа решаемых задач

- практическое

- теоретическое (всеобщие законы, правила)

По степени новизны получаемых в процессе мышления продуктов

- творческое, т.е. продуктивное

- репродуктивное

По способу решения поставленных задач

- алгоритмическое

- Эвристическое (нестандартные способы решения нестандартных задач)

Формы мышления:

1. Суждение

2. Понятие

3. Умозаключение (вывод новых суждений исходя из нескольких)

4. Дедукция (от общего вывода к частным случаям)

5. Индукция (на основе частного делается общий вывод)

Мыслительные операции:

1. Сравнение

2. Обобщение (мыслительное объединение предметов по общим и существенным признакам)

3. Абстракция (определение существующих в каком-либо отношении свойств, явлений от несущ.)

Классификация

Анализ (разделение явлений на части с целью дальнейшего изучения)

Синтез (соединение)

 

32.Эмоции

32.Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности...

Функции эмоций.

· Оценка (Оценить смысл раздражителя или ситуации для человека).

· мобилизация (выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, то есть позволяет действовать)

· следообразование. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно.

· компенсации информационного дефицита. в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения мы пользуемся эмоциями. Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

· коммуникации.

 

Виды эмоций.

· Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

· Чувства— продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

· Аффект— наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

· Страсть - сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

 Законом Йеркса-Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).

 

33. . Воля

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутр. и внешних препятствий.

Основные признаки волевого действия:

1. приложение усилий

2. наличие придуманного плана выполнения данного действия

3. усиленное внимание к данному действию и отсутствие непосредственного удовольствия

Простые волевые действия: происходят практически автоматически и не связаны с большими волевыми усилиями.

Сложные волевые действия: представляют собой ряд последовательных совершаемых актов с внутренними противоречиями. Всегда связаны с преодолением препятствий и сложностей.

Преднамеренные волевые действия: сознательные действия в соответствии с поставленной задачей.

Непреднамеренные: цель действия не осознается.

Свойства личности, связанные с волей:

1) базовые волевые личностные качества – сила воли, настойчивость, энергичность

2) вторичные волевые качества – решительность, смелость, самообладание

3) третичные волевые качества - дисциплинированность, принципиальность, обязательность, инициативность, организованность, исполнительность


 

34.Возрастная психология

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности (детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения);

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии;

4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человека.

 

 

35. Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом - и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17 - 21 год, у девушек - 16 - 20.

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональноесамоопределение.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции.

Появляется особая чувствительность к оценке другимисвоей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте —познавательная.

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являютсяпрофессиональное самоопределение и мировоззрение

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого.

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

· интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

· возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Юношеская депрессия

Специалистыпо юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...