Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие психики в филогенезе




Филогенез – процесс исторического развития и эволюции психики.

1.Антропопсихизм (Декарт)

2.Панпсихизм – всё одухотворено

3.Биопсихизм (растения)

4.Нейропсихизм (живые существа с нервной системой)

5.Мозгопсихизм

Леонтьев: условные рефлексы … чувствительность .. психика

Развитие психики:

· Таксисы – двигательные реакции микроорганизмов

· Тропизмы – движение органов растений в ответ на одностороннее воздействие света.

· Рефлексы – специфичные и точные реакции на раздражение тех или иных органов чувств.

· Инстинктивное поведение. Инстинкт- врождённые неизменные формы поведения, одинаковые у особей определённого вида.

· Импринтинг – явление, присущее некоторым видам животных, заключающаяся в неизменном запечатлевании первой встреченной информации при рождении.

Стадии развития психики у животных:

· Стадия элементарной чувствительности. Животные реагируют на отдельные свойства внешних раздражителей (кишечнополостные: гидры, медузы, кольчатые черви).

· Стадия перцептивного восприятия: отражение целостного образа предмета. Животное способно обучаться. Происходит развитие головного мозга (рыба, птицы, некоторые млекопитающие).

· Стадия интеллектуальной психики: животные способны отображать межпредметные связи и оценивать ситуацию в целом (большинство хищников, человекообразные обезьяны, дельфины). Поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей.

Нервная система и психика

Нервная система – это совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей и формирование ответных реакций.

Основными элементами нервной системы являются нервные клетки (нейроны), проводящие нервное возбуждение.

С помощью рецепторов определённый вид энергии трансформируется в процесс нервного возбуждения. В зависимости от выполняемой функции рецепторы делятся на экстероцепторы (вне организма), интероцепторы (в организме) и проприоцепторы (о двигательной системе).

Возбуждение рецепторов …. Рефлекс

Бытовые наблюдения показывают, что внешние раздражители одной и той же силы могут одного человека усыпить, а другого привести в состояние активности.

В 20-30-е годы XX века получило более полное обоснование учение о типах нервной системы (высшей нервной деятельности). И.П.Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Сила нервной системы –зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость. Подвижность - скорость смены одного нервного процесса другим. Уравновешенность – степень уравновешенности между возбудительным и тормозным процессом.

 

Типы конституции и психологические характеристики человека

Факторы человека, влияющие на психику:

· Возраст

· Строение нервной системы

· Тип телосложения

· Ген аномалии

· Уровень гармональной актичности

Психика взаимодействует с телом и зависит от него.

 

Типы телосложений:

· Астений (крепкое телосложение)

· Пикник (малый или средний рост с крупным животом)

· Атлетик

· Дипластик (непропорциональное телосложение)

 

15.Пол и психологические характеристики человека

Влияние пола человека: (В.А. Геодакян)

· Женщины (левое полушарие) речевые способности, рутинные виды деятельности, детализированное восприятие людей, большая эмоциональная чувствительность

· Мужчины (правое полушарие) пространственная ориентация, аналитические способности, агрессивны, психика неустойчива: более устойчивая психика

Функции:

· Левого полушария: хронологический порядок, чтение карт, схем, запоминание имён и символов, речевая активность, видение мира ВеСЁЛЫМ, детальное восприятие

· Правого полушария: понимание текущего времени, запоминание конкретных событий, узнавание лиц людей, восприятие эмоциональных состояний, видение мира мрачным, целостное восприятие

16.Сознание

Сознание — высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция: Познание, переживания, отношение к миру и людям, рефлексия, регулирование поведения, деятельности

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание.

Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

П. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

 

Индивид, личность, индивидуальность

Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс».

Свойства индивида: возрастно-половые и индивидуально-типологические.

Индивид формирует и реализует себя в деятельности.

Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Личность=индивид+соц роли+ценности

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

 Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

 Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

 Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.


 


Структура личности

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Согласно концепции К.К. Платонова, наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

Ø Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).,

Ø Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).,

Ø Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).,

Ø Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

21.Темперамент

Темперамент – это индивидуально своеобразная, биологически обусловленная совокупность проявлений психики.

Основные типы и свойства темперамента (можно подразделить на 4 наиболее обобщенных типы):

2. Холерик – отличается большой жизненной энергией, способен отдаваться долгу с особой страстностью. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Недостает самообладания. Агрессивность.

3. Сангвиник – быстрый, живой, подвижный, с выразительной мимикой, легко приспосабливается к изменчивым условиям жизни. Общительный. Легко переживает неудачи. Он продуктивный деятель.

4. Флегматик – невозмутимый, с устойчивым стремлениями и настроениями, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым выражением душевных состояний. Высокая работоспособность, но с трудом входит в работу и выходит из нее. Не любит менять привычки, обстановку, друзей.

5. Меланхолик – впечатлительный, чувствительный, склонен глубоко переживать незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, легкоранимый, со сдержанными движениями и приглушенной речью. Быстрая утомляемость, резкие падения работоспособности. Теряется на экзаменах, пуглив. Теории темперамента: Римский анатом и врач Клавдий Гален впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента.

 

22.Характер. Типология характеров

Теофрастом (4 – 3 в. До н.э.) Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в отношении человека к себе, к людям, к выполняемой работе, досугу и т.д., обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Характер проявляется,

во-первых, в том, как человек относиться к другим людям: тактичность - бестактность, вежливость – грубость, чуткость – черствость.

Во-вторых, отношение человека к самому себе: самокритичность – завышенное самомнение, эгоцентризм – альтруизм.

В-третьих, в отношении человека к делу: добросовестность – ненадежность, трудолюбие – ленивость.

В-четвертых, в отношении человека к вещам: аккуратность – безалаберность.

Акцентуация черт характера: Вариантность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности.

Акцентуация характера – это крайние варианты норма характера как результат усиления его отдельных черт.

Можно выделить следующие важнейшие типы акцентуации характера:

· Интровертивный тип характера (замкнутость в общении);

· Экстравертивный тип (общительность, говорливость);

· Неуправляемый тип (импульсивность, конфликтность);

· Неврастенический тип (раздражительность, повышенная утомляемость);

· Сензитивный тип (пугливость, застенчивость);

· Демонстрационный тип (эгоцентризм, склонность к позерству);

· Садо-мазохистский тип (агрессивные действия, самокритика, причиняют людям боль и страдания, испытывая при этом наслаждение).

 

 

Экстраверсия и интроверсия

Это так называемые психологические установки личности – экстраверсия и интроверсия. Их определил и описал Карл Густав Юнг. Экстраверсия—интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.

Экстраверт: Общительность и обращенность человека вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, может быть импульсивен, вспыльчив. Чаще бывает беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие созерцанию и «пустым разговорам». Имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не строго контролируются, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Интроверт: Спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Задумчив, часто погружен в себя. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели.

Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая.

Задатки и способности

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами.

Советские ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

 Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека. Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности.

 Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой — хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т.д.

У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи.


 

25.. Ощущение


Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Физиологической основной ощущения является процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор (состоит из трех частей: 1) рецептор – периферический отдел нервной системы, трансформирующий определенный вид энергии; 2) афферентные нервы – передающие возбуждение, возникающие в рецепторе, в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга; 3) мозговой конец – корковые и подкорковые отделы, в которых происходит переработка нервных импульсов).

Классификация ощущений исходит из свойства раздражителей, которые вызывают эти ощущения, и свойств рецепторов, которые реагируют на эти раздражители. По характеру воспринимаемой энергии и месту расположения рецепторов их делят на три группы:

1. Экстероцептивные ощущения – отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и расположенные на поверхности тела

2. Интероцептивные – имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния органов

3. Проприоцептивные – рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дают информацию о движении и положении нашего тела. 

5 видов ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус были выделены еще Аристотелем.

 

26.Восприятие

Восприятие – это отражение всего предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств. При этом формируются образы, которые являются центральной категорией психологии познавательных процессов с которыми в дальнейшем оперируют память, внимание, мышление.

Основные свойства воспрития:

1. Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности;

2. целостность – недоказанное, пропущенное, создающее незавершенность в представлении о чем-то целом неизбежно дополняется собственными представлениями воспринимающего в соответствии с его культурным уровнем, обшей эрудицией и т.п.

3. предметность, выражающееся в стремлении к определенности, ясности, отнесенности образа к какому-то ранее известному классу предметов.

4. Осмысленность - образы имеют для человека смысловое значение, поскольку, воспринимая предмет, человек может определить, к какому классу предметов он относиться, и выразить это в словах.

Психологи, исследовавшие восприятие, всегда подчеркивали значение апперцепции – зависимости восприятия от содержания сознания, прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.

 

27.Представление










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...