Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описание опросника «Нормы женского поведения»




1. В соответствии с инструкцией респондент должен оценивать свое согласие с утверждениями по пятипозиционной шкале («совершенно не согласен», «не согласен», «трудно сказать», «согласен», «совершенно согласен»), позволяющей выявлять степень приверженности традиционалистским нормам женского поведения. Ответам «совершенно не согласен» и «не согласен» на прямые утверждения присваивается один балл, ответам «трудно сказать» - два балла, ответам «согласен» и «совершенно согласен» - три балла. За каждый ответ «согласен» или «совершенно согласен» на обратные утверждения начисляется один балл, за ответы «совершенно не согласен» и «не согласен» - три балла, а ответы «трудно сказать» также, как и прямые, получают два балла. Обратные утверждения: 11, 14, 16, 30, 39, 43, 46, 48.

2. Для получения оценки по каждой из субшкал, необходимо суммировать баллы, соответствующие ответам респондента на все утверждения, относящиеся к каждой из субшкал. Распределение утверждений на прямые и обратные и по субшкалам проводится с помощью таблицы «ключей» (таблица 3).

 

Таблица 3. Ключи к опроснику «Нормы женского поведения»

Субшкалы Номера утверждений
1 Установка на замужество и материнство 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43*
2 Стремление быть хорошей хозяйкой 2, 8, 14*, 20, 26, 32, 38, 44
3 Значимость привлекательной внешности 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39*, 45 
4 Готовность заботиться о семье и близких людях 4, 10, 16*, 22, 28, 34, 40, 46* 
5 Мягкость, чувствительность 5, 11*, 17, 23, 29, 35, 41, 47
6 Зависимость/самодостаточность в отношениях с мужчинами 6, 12, 18, 24, 30*, 36, 42, 48*
7 Приверженность традиционалистской модели фемининности Сумма баллов по всем субшкалам

* - обратные утверждения

 

3. Следующим шагом является сопоставление полученных значений с тестовыми нормами.

       Стандартные величины по субшкалам и итоговой шкале «Приверженность традиционалистской модели фемининности» для студенческой выборки n=503 представлены в стенайнах(таблица 4). В соответствии с данным способом стандартизации 1-3 стенайны трактуются как показатели ниже среднего, 4-6 стенайны указывают на средний уровень, 7-9 стенайны – выше среднего.

 

Таблица 4 . Перевод «сырых» баллов в стандартные (стенайны) по итоговой шкале «Приверженность традиционалистской модели фемининности»

Стенайны 1 2 3 4 5 6 7 8 9
% 4 7 12 17 20 17 12 7 4
Установка на замужество и материнство <9 10-11 12-13 14-15 16-18 19-20 21 22 23-24
Стремление быть хорошей хозяйкой <10 11-12 13-15 16-17 18-19 20-21 22 23 24
Значимость привлекательной внешности <9 10-12 13-14 15-16 17 18-19 20-21 22 23-24
Готовность заботиться о семье и близких людях <11 12-13 14-15 16-17 18 19-20 21 22 23-24
Мягкость, чувствительность <9 10-11 12 13-14 15-16 17-18 19 20-21 22-24
Зависимость/самодостаточность в отношениях с мужчинами <10 11-12 13 14-15 16-18 19 20 21-22 23-24
Приверженность традиционалистской модели фемининности <67 68-79 80-90 91-100 101-108 109-114 115-121 122-126 127-135

 

Таким образом, на приверженность традиционалистскому типу норм женского поведения указывают значения выше 115 баллов, на приверженность эгалитарному типу гендерных норм – значения ниже 90 баллов. Результаты в пределах от 91 до 114 говорят о том, что респондент может придерживаться как традиционалистских, так и современных, свободных от гендерных стереотипов, взглядов на поведение женщин в разных ситуациях.

 

4. Интерпретация оценок диагностических субшкал опросника «Нормы женского поведения».

На основании концепции фемининности как совокупности норм женского поведения, в структуру опросника вошли шесть субшкал, включающих утверждения, соответствующие выделенным в ней традиционалистским и эгалитарным нормам женского поведения. Высокие значения свидетельствуют о приверженности традиционалистским нормам женского поведения, а низкие о приверженности эгалитарным нормам. Итоговая шкала на основе суммы оценок по каждой из субшкал позволяет определить, с какой моделью фемининности (традиционалистской или эгалитарной) соотносятся нормативные установки респондента.

1) Шкала «Установка на замужество и материнство» отражает убеждения, что замужество и материнство являются основными сферами самореализации женщин.

Результаты по данной шкале демонстрируют, насколько респондент разделяет установки, в соответствии с которыми создание семьи и рождение детей должны быть главной целью и смыслом жизни женщин. Выраженная приверженность этим взглядам соответствует традиционалистскому типу гендерных норм. Низкие значения по этой шкале позволяют заключить, что респондент не связывает самореализацию женщин исключительно с семейными ролями и считает не менее значимой для самореализации профессиональное развитие и карьеру. Средние значения могут отражать ориентацию на совмещение женщинами семейных и профессиональных ролей.

2) Шкала «Стремление быть хорошей хозяйкой» отражает установки, что ведение домашнего хозяйства и забота о семье – одна из важнейших сфер ответственности женщины, выступающая критерием для оценки успешности самореализации женщины в жизни.

Высокие значения по данной шкале отражают убеждения респондента о том, что успешность женщины в первую очередь связана с ее домовитостью и хозяйственностью. Средние и низкие значения указывают на нормативные установки относительно того, что повседневные заботы по ведению хозяйства не являются прерогативой женщины и могут быть распределены между супругами и другими членами семьи.

3) Шкала «Значимость привлекательной внешности»отражает убеждения в том, что привлекательная внешность выступает ключевым аспектом, на основании которого делается заключение о личности женщины

Высокие значения по этой шкале отражают ориентацию на стандарт женского поведения, в соответствии с которым женщина должна ухаживать за своей внешностью и следить за фигурой. Низкие значения отражают представления о том, что женщины должны жить и воспринимать себя без оглядки на транслируемые рекламой идеальные образы. Средние значения указывают на то, что респондент признает привлекательную внешность важной основой образа женщины, но считает, что самооценка женщины не должна страдать из-за несоответствия эталонам красоты.

4) Шкала «Готовность заботиться о семье и близких людях» отражает распространенный стереотип о большей по сравнению с мужчинами чувствительности, сострадательности женщин и ожидания большей жертвенности от них.

Высокие значения соответствуют убеждениям, которые определяют знания о потребностях и заботу о благополучии каждого члена семьи как сферу компетентности женщины. Низкие значения отражают нормативные установки, согласно которым в семье забота друг о друге должна быть распределена между всеми членами семьи, уход за малышами, пожилыми или больными может осуществляться за счет привлечения рыночных услуг.

5) Шкала «Мягкость, чувствительность» отражает ожидания, согласно которым «настоящая женщина» должна внешностью и поведением отличаться от сильных, напористых, «бесчувственных» мужчин.

Высокие значения по данной шкале указывают на то, что респонденты уверены, что женщины должны быть приятными в общении: покладистыми, скромными и обходительными. Низкие значения отражают установки, в соответствии с которыми проявление уверенного поведения и уместного доминирования не лишает женщину «женственности». Средние значения отражают ожидания, в соответствии с которыми современные мужчины и женщины вполне могут сочетать маскулинные и фемининные качества и модели поведения в зависимости от ситуации.

6) Шкала «Зависимость/самодостаточность в отношениях с мужчинами» отражает убеждения в том, что сила «настоящей» женщины в ее слабости.

Высокие значения характерны для тех, кто уверен, что успех женщины зависит от ее умения скрывать свою компетентность, предоставляя мужчине брать на себя инициативу и ответственность. Средние значения указывают на убеждения в том, что у женщин есть свой арсенал средств влияния – «Мужчина – голова, но женщина – шея». Низкие значения соответствуют эгалитарным нормативным установкам относительно способности женщин быть автономными и самодостаточными как в решении бытовых проблем, так и в принятии важных для жизни решений.

7) Все вместе шкалы образуют итоговый показатель «Приверженность традиционалистским нормам женского поведения». Преобладание консервативных или современных взглядов на нормы женского поведения позволяет определить приверженность традиционалистской или эгалитарной модели фемининности. На приверженность традиционалистской модели указывают высокие значения по итоговой шкале, эгалитарной – низкие значения. Наличие и высоких, и низких значений по отдельным шкалам опросника усредняет значения итоговой суммарной шкалы, что отражает отсутствие у респондента приверженности к одной из «полярных» моделей фемининности. В континууме между этими сложившимися образцами женского поведения возможны разные варианты сочетания обоих типов норм женского поведения (смешанный тип с преобладанием традиционалистских норм или смешанных тип с преобладанием эгалитарных норм).

 

Практикум

Контрольные вопросы и задания

ü В чем заключаются различия в содержании нормативных регуляторам поведения мужчин и женщин как представителей гендерных групп?

ü Насколько обоснованно говорить о наличии особого мужского/женского типа характера у представителей гендерных групп?

ü Какая проблема выступает приоритетная для анализа гендерных отношений на мезоуровне?

ü Какие критерии обычно используются для измерения стратифицированного гендерного пространства?

ü Как влияет на гендерные отношения такая глубинная культурная традиция, как «андроцентризм»?

ü Назовите объективные факторы, выступающие в роли барьеров на пути профессиональной карьеры и самореализации женщин.

ü Назовите субъективные факторы существующей профессиональной сегрегации.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...