Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика гендерного и полоролевого подходов в образовании




Параметры для сравнения Гендерный подход Полоролевой подход
Отношение к психологическим характеристикам представителей мужского и женского пола Отсутствие акцента на различиях в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола Акцентирование внимания на различиях в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола
Отношение к социальным ролям мужчин и женщин Ориентация мальчиков и девочек на исполнение одинаковых социальных ролей во взрослой жизни Ориентация мальчиков и девочек на исполнение разных социальных ролей во взрослой жизни
Отношение к наличию/отсутствию особого жизненного предназначения у мужчин и женщин Отсутствие в воспитании ориентации на «особое предназначение» мужчины/ женщины Ориентация в воспитании на «особое предназначение» мужчины/ женщины
Отношение к интересам и предпочтениям личности Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности Закрепление гендерно-стереотипных интересов и предпочтений
Отношение к статусной позиции в системе межполового взаимодействия Ориентация на равноправные отношения между представителями мужского и женского пола Ориентация представителей мужского пола на доминирующую роль в отношениях с представителями женского пола
Отношение к раздельному по полу/ совместному обучению Признание целесообразности совместного обучения мальчиков и девочек Признание целесообразности раздельного по полу обучения
Отношение к традиционным моделям маскулинности и фемининности Отсутствие ориентации в воспитании на традиционные модели маскулинности и фемининности Ориентация в воспитании на традиционные модели маскулинности и фемининности

 

Бланк

Параметры для сравнения Гендерный подход Полоролевой подход
Отношение к психологическим характеристикам представителей мужского и женского пола   Акцентирование внимания на различиях в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола
Отношение к социальным ролям мужчин и женщин    
Отношение к наличию/отсутствию особого жизненного предназначения у мужчин и женщин    
Отношение к интересам и предпочтениям личности   Закрепление гендерно-стереотипных интересов и предпочтений
Отношение к статусной позиции в системе межполового взаимодействия   Ориентация представителей мужского пола на доминирующую роль в отношениях с представителями женского пола
Отношение к раздельному по полу/ совместному обучению Признание целесообразности совместного обучения мальчиков и девочек  
Отношение к традиционным моделям маскулинности и фемининности Отсутствие ориентации в воспитании на традиционные модели маскулинности и фемининности  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Фрагменты 1-4 взяты из учебника «Гендерная психология и педагогика», 2016[4].

1. Ознакомьтесь с ситуацией. Какой подход (полоролевой или гендерный)реализуется в данном образовательном учреждении? Обратите внимание на заключительную фразу педагога. О чем она свидетельствует? Проанализируйте ситуациис позиции гендерного равноправия.

При делении 8 класса на 2 факультатива, классный руководитель объявила, чтодевочки пойдут на уроки домоводства, а мальчики на занятия по программированию. Маша А. возмущается: «У нас должен быть выбор, какой выбрать факультатив, я хочу заниматься программированием, а не домоводством».

Педагог отвечает: «Маша, ты же девочка, а девочки плохо осваивают процесс

программирования».

 

2. Ознакомьтесь с фрагментом статьи о гендерном подходе в современном образовании. Согласны ли вы с рекомендациями, которые автор адресует педагогам?Отвечают ли данные рекомендации методологии и целям гендерного подхода в образовании?

А. В. Мудрик

О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании

Фрагмент[5]

Учителями, которые реализуют гендерный подход в обучении, уже наработаномного методических идей. Скажем, в Московской школе № 1257 на уроке русскогоязыка повторяют приставки. Для более эффективного запоминания девочкам даютпредложения типа «Прекрасная принцесса прихорашивается перед зеркалом».Мальчикам дают другие примеры типа «преступник преступил закон». Как утверждают педагоги, ребята легко представляют себе эти ситуации и на подсознательномуровне запоминают правильное написание <…> Особый вопрос о литературе. Мыуже сталкивались с тем, что вместо литературы у нас преподается дурное литературоведение, и в результате очень многие ребята не приучаются читать. А если предлагать им другие наборы книг для прочтения? Мальчикам — Ф. Купера, В. Скотта,Д. Лондона, братьев Вайнеров, Стругацких и т.п., а девочкам — рассказы, повести, романы с ярко выраженным акцентом на межличностных отношениях и других экспрессивных моментах.

Более того, может быть, значительно больше учеников станут читать «Войнуи мир» Л. Н. Толстого, если изначально предложить мальчикам прочесть про войну, а девочкам – про мир. Все эти не совсем привычные соображения имеют однуцель – попытаться приучить к чтению мальчиков и девочек подрасткового возраста,используя их гендерные различия.

 

3. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями по организации учебно-познавательной деятельности из учебного пособия Л. В. Градусовой«ГендернаяПедагогика» (2011). Проанализируйте, какой подход лежит в основе рекомендаций.Как вы считаете, образование, основанное на предлагаемом автором пособия подходе увеличит или уменьшит гендерные различия между сегодняшними мальчикамии девочками в будущем? Аргументируйте ваше экспертное заключение.

Л. В. Градусова

Гендерная педагогика

Фрагмент[6]

В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман отмечают, что девочки и мальчики по-разномувидят, слышат, воспринимают пространство и ориентируются в нем, осмысливаютвсе, с чем сталкиваются в мире. Опираясь на данные о различиях деятельностимозга мальчиков и девочек, гендерные особенности познавательных психическихпроцессов они предлагают некоторые рекомендации в осуществлении дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в руководстве учебно-познавательнойдеятельностью.

Для мальчиков важно включать в формулировку задания момент поиска, требующий проявленяи сообразительности, им не следует рассказывать заранее, что и какделать, нужно стремиться к тому, чтобы мальчик сам открыл принцип решения задачи.

С девочками, если им трудно выполнять задание, следует разобрать принцип выполнения задания заранее, до начала работы. Вместе с тем девочек постепенно надоучить действоать самостоятельно, а не только по известным схемам. Рекомендуетсятакже проведение тематических заданий по подгруппам с учетом интересов детейразного пола, выполнение мальчиками и девочками заданий разными способами,различное количество повторений. В литературе также отмечается необходимостьуделять большее внимание использованию зрительных стимулов в работе с мальчиками и слуховых стимулов в работе с девочками.

 

4. Ознакомьтесь со статьей «Обучение детей различиям между полами» из книгиС. Бем«Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов»(2004). Какую цель преследуют родители, которые стремятся избежать гендернойсхематизации детей? Какое влияние окажет предложенная стратегия на развитиеребенка в будущем?

С. Бем










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...