Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Практикум

 

Контрольные вопросы и задания

ü Какие социально-политические иэкономические предпосылки способствовалиразвитию гендерного направления в социогуманитарном знании?

ü Назовите принципиальные отличиягендерной проблематики в психологии от традиционного подхода к изучению психологии пола.

ü Какой подход является общей методологической основой гендерных исследований в психологии, так же как и в других гендерно-ориентированных научных сферах знания?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Терминологический тест. Раскройте содержание следующих понятий:

Понятие Содержание
Пол  
Гендер  
Гендерные роли        
Гендерные различия             
Равенство прав и возможностей мужчин и женщин  
Гендерный порядок  
Маскулинность  
Фемининность  
Сексизм  

Задание 2.

Измерение социокультурных аспектов маскулинности и фемининности имеет важные социально-психологические последствия. Например, в психологической литературе маскулинность иногда отождествляется с индивидуализмом, а фемининность с коллективизмом, однако статистически эти два параметра независимы друг от друга, «коллективистское» общество может быть маскулинным и наоборот. То есть каждое общество по-своему уникально[1].

Проанализируйте с помощью таблицы Герта Ховстеде к какому типу общества – «маскулинному» или «фемининному» – относится Россия (приложение 1).

 

Задание 3. Сообщение на тему: «Социальное конструирование гендера»

В сообщении должны быть раскрыты теоретические основания и содержание концепций:

1) Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана;

2) Этнометодология Г. Гарфинкеля;

3) Драматургический интеракционизм И. Гофмана.

Литература:

Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 147-173.

 

Задание 4.Доклады по персоналиям

Маргарет Мид (1901-1978)

Биографическая справка

Библиография важнейших работ

Презентация по работе Мид М.«Культура и мир детства» (главы 15 «Арапеши и мундугуморы: половые роли в культуре» и 16 «Чамбули: пол и темперамент»)

Литература:

Мид М. «Культура и мир детства» / Сост. и предисл. И. С. Кона. — М.: Наука, 1988. Интернет-ресурс (дата обращения 20.11.2017) URL:

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/29214/ogl.shtml

 

Задание 5. Самодиагностика

Гендерная автобиография – средство изучения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии, она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования.

Следуя плану (приложение 4), напишите гендерную автобиографию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фемининные Маскулинные

Общая норма

Господствующие ценности в обществе — забота о других и стабильность. Важны люди и теплые отношения. Все должны быть скромными. И мужчинам, и женщинам позволительно быть нежными и заботиться об отношениях. Симпатия к слабым. Маленькое и медленное красиво Секс и насилие в СМИ запрещены Господствующие ценности в обществе — материальный успех и прогресс. Важны деньги и вещи. Мужчины должны быть напористыми, честолюбивыми и крутыми Женщины предполагаются нежными и заботящимися об отношениях Симпатия к сильным Большое и быстрое красиво Секс и насилие широко представлены в СМИ и на ТВ

В семье

И отцы, и матери имеют дело как с фактами, так и с чувствами Как мальчики, так и девочки могут плакать, но не должны драться Отцы имеют дело с фактами, а матери с чувствами. Девочки плачут, мальчики — нет; мальчики должны драться, когда на них нападают, девочки — нет.

В школе

Внимание к среднему ученику Неудачи в школе не очень существенны В учителях ценится дружественность Мальчики и девочки изучают одни и те же предметы Внимание к лучшему ученику Неудачи в школе — несчастье В учителях ценится блеск Мальчики и девочки изучают разные предметы

На работе

Работать, чтобы жить Менеджеры руководствуются интуицией и стремятся к согласию Акцент на равенстве, солидарности и качестве трудовой жизни Разрешение конфликтов путем компромисса и переговоров Жить, чтобы работать Менеджеры должны быть решительными и напористыми Акцент на справедливости, соревновательности и достигнутых результатах Разрешение конфликтов путем победы «лучшего»

В политике

Идеал общества всеобщего благоденствия Необходимо помогать нуждающимся Пермиссивное, терпимое общество Высший приоритет — сохранение среды Правительство тратит сравнительно большую часть бюджета на помощь бедным странам Правительство тратит сравнительно малую часть бюджета на вооружение Международные конфликты должны разрешаться путем переговоров и компромиссов Сравнительно много женщин занимают выборные политические должности Идеал общества высоких достижений Нужно поддерживать сильных Строгое, карающее общество Высший приоритет — поддержание экономического роста Правительство тратит сравнительно небольшую часть бюджета на помощь бедным странам Правительство тратит сравнительно большую часть бюджета на вооружение Международные конфликты должны разрешаться путем демонстрации силы или путем борьбы Сравнительно мало женщин занимают выборные политические должности

Преобладающие идеи

Господствующие религии подчеркивают взаимодополнительность полов Освобождение женщин означает, что мужчины и женщины должны нести равную нагрузку дома и на работе Господствующие религии подчеркивают мужские прерогативы Освобождение женщин означает, что женщины должны быть допущены к позициям, которые раньше занимали только мужчины

Сексуальность

Спокойное отношение к сексуальности как к бытовому явлению Слабые запреты на открытое обсуждение сексуальных вопросов Сексологические исследования фиксируют внимание на переживаниях и чувствах Больше внебрачных сожительств Меньшая зависимость жены от мужа Меньше различий между сексом и любовью Признание женской сексуальной активности Секс рассматривается как партнерское отношение Более терпимое отношение к мастурбации и гомосексуальности Моралистичекое отношение к сексуальности Строгие запреты на открытое обсуждение сексуальных вопросов Сексологические исследования фиксируют внимания на числах и частотах Меньше внебрачных сожительств Большая зависимость жены от мужа Больше различий между сексом и любовью Норма женской сексуальной пассивности Секс часто ассоциируется с эксплуатацией партнера Нетерпимые отношения к мастурбации и гомосексуальности

Источник: Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. С.110-113.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1. Смена типов культуры. Россия: XVIII-XXI вв.

Архаичная XVIII-конец XIX вв. Основа жизнедеятельности – производство на основе ручного труда. Разделение труда по признаку пола, возраста и социального статуса. Приоритет ценностей рода, канонизированного мышления, подавление индивидуальности. Инновации в быту и в гендерных отношениях встречают большое сопротивление.
Индустриальная 1980-1990 Основа жизни – промышленное (машинное) производство. Большинство трудоспособного населения живет в городах. Многие традиционные ценности, верования и обычаи утрачены. Темпы технологического обновления необычайно велики. Вера в великую миссию науки, переход от «ценностей рода» к «ценностям индивидуальности» и представлениям о правах человека. Повсеместное распространение западного образа жизни, отказ от рамок традиционной (патриархатной) семьи.
Постиндустриальная (наше будущее) Основа жизни общества – производство на основе высоких и наукоемких, экологичных технологий. Всестороннее возвышение индивидуальности человека, ценности различий, прав человека, идеала саморазвивающейся личности с автономно-гуманистическим типом сознания. Ведущей социальной группой становятся ученые, специалисты-компьютерщики, экономисты, инженеры и разного рода квалифицированные специалисты. Большая свобода инноваций как в профессиональной, так и в частной сферах жизни.

Источник:Штылева Л. В. Эволюция идеалов гендерной социализации в отечественном образовании // // Теория и практика гендерного подхода в образовании: сб. материалов Всероссийской конференции. – М.: Физматкнига, 2016. С.87

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сравнение гендерных характеристик типов культур

Квалифика-ционные критерии

Тип и возраст культуры/ Гендерные характеристики

Архаичная / Традиционная (более 7 тысяч лет) Индустриальная (около 300-400 лет) Постиндустриальная (менее полувека)
Принцип разделения труда между мужчинами и женщинами Взаимодополняемость. Жесткое разделение и противопоставление сфер самореализации и труда: для мужчин – внешний мир, для женщин – дом. Взаимодополняемость. Деление сфер труда и самореализации в семье и обществе на «женские» и «мужские». Взаимозаменяемость и личный выбор. Исчезновение дифференциации по признаку пола большинства профессий, сфер жизни, ролей в семье и обществе.
Характер отношений между мужчинами и женщинами Иерархический субъект-объектный. Власть мужчины над телом женщины. Субъект-объектный, но власть над телом женщины переходит к женщине. Эгалитарные субъект-субъектные, партнерские отношения.
Гендерная идеология общества (идеи, аргументы, теории) Сексизм: идеология неравенства женщин и мужчин на основе религиозных и философских теорий несовершенства женского пола. Переходная: от идеологии гендерного неравенства к идеям эмансипации женщины и гендерного равноправия женщин и мужчин. Эгалитарная: гендерное равенство полов на основе эгалитарных ценностей и партнерства между мужчинами и женщинами в семье и обществе.
Культурный канон женской и мужской ролей Жесткий, традиционный: «два пола – две роли» Традиционный, но гендерный границы ролей становятся все более проницаемыми и менее взаимоисключающими Канон в традиционном понимании отсутствует. Поощряется психологическая андрогиния, ситуативность в проявлении различных характеристик.

Источник: Штылева Л. В. Эволюция идеалов гендерной социализации в отечественном образовании // // Теория и практика гендерного подхода в образовании: сб. материалов Всероссийской конференции. – М.: Физматкнига, 2016. С.88

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Инструкция: «Вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе, как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложенный план.

Гендерная автобиография

1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам?

2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спокойные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте?

3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?

4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждаемые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и девочек – было ли оно различным?

5.  Вспомните какие-либо обстоятельства вашего детства, когда вы усвоили те или иные представления о различии гендерных ролей. В каком возрасте это происходило?

6. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте? Какие правила отношений между представителями разного пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?

7. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие – в женщинах. Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?

8. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сложившиеся у вас гендерные взгляды и представления?

9. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

 

Источник:Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. С. 201-210.

 

Практикум

Контрольные вопросы и задания

ü В рамках социологии семьивокруг какой проблемы концентрируется основное содержание женского вопроса?

ü Какие направления психологических исследований являются приоритетными в рамках гендерной теории?

ü Перечислите основные идеи разработанной феминистскими теоретиками концепции гендерной нейтральности и критические замечания в ее адрес.

ü Перечислите основные идеи разработанной феминистскими теоретиками концепции особой защиты и возражения в отношении этой концепции.

ü Раскройте особенности гендерных отношений на разных уровнях анализа.

ü Какие параметры анализа гендерных отношений рассматриваются как основные?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Терминологический тест. Раскройте содержание следующих понятий:

Понятие Содержание
Биодетерминистская парадигма  
Социально-конструкционистская парадигма  
Гендерный подход  
Эгалитарность  
Патриархат  
Феминизм  
Женские исследования  
Гендерные исследования  

Задание 2.Сообщение на тему: «Проблематика и цели женского движения на разных этапах его развития»

В сообщении должны быть отражены следующие вопросы:

1) основные этапы развития женского движения;

2) различные виды женских движений;

3) специфика российского феминизма.

Литература:

Попкова Л., Жидкова Е. Феминизм, или история борьбы женщин за права человека: курица – не птица… // Гендер для «чайников» - М.: «Звенья», 2006. С. 227-256

Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 635-663

Темкина А. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 664-695

Задание 3. Посмотрите фильм«Улыбка Моны Лизы» (2003)Режиссер: Майк Ньюэлл. В ролях: Джулия Робертс, КирстенДанст, Джулия Стайлз и др. Подготовьтесь к обсуждению роли феминистского движения в обретении женщинами прав на получение образования, а также к обсуждению вопроса о совмещении женщинами семейных и профессиональной ролей.

 

Задание 4.Доклады по персоналиям










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...