Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задания для самостоятельной работыСтр 1 из 15Следующая ⇒
Практикум
Контрольные вопросы и задания ü Какие социально-политические иэкономические предпосылки способствовалиразвитию гендерного направления в социогуманитарном знании? ü Назовите принципиальные отличиягендерной проблематики в психологии от традиционного подхода к изучению психологии пола. ü Какой подход является общей методологической основой гендерных исследований в психологии, так же как и в других гендерно-ориентированных научных сферах знания? Задания для самостоятельной работы Задание 1.Терминологический тест. Раскройте содержание следующих понятий:
Задание 2. Измерение социокультурных аспектов маскулинности и фемининности имеет важные социально-психологические последствия. Например, в психологической литературе маскулинность иногда отождествляется с индивидуализмом, а фемининность с коллективизмом, однако статистически эти два параметра независимы друг от друга, «коллективистское» общество может быть маскулинным и наоборот. То есть каждое общество по-своему уникально[1]. Проанализируйте с помощью таблицы Герта Ховстеде к какому типу общества – «маскулинному» или «фемининному» – относится Россия (приложение 1).
Задание 3. Сообщение на тему: «Социальное конструирование гендера» В сообщении должны быть раскрыты теоретические основания и содержание концепций: 1) Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана; 2) Этнометодология Г. Гарфинкеля; 3) Драматургический интеракционизм И. Гофмана. Литература: Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 147-173.
Задание 4.Доклады по персоналиям Маргарет Мид (1901-1978) Биографическая справка Библиография важнейших работ Презентация по работе Мид М.«Культура и мир детства» (главы 15 «Арапеши и мундугуморы: половые роли в культуре» и 16 «Чамбули: пол и темперамент») Литература: Мид М. «Культура и мир детства» / Сост. и предисл. И. С. Кона. — М.: Наука, 1988. Интернет-ресурс (дата обращения 20.11.2017) URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/29214/ogl.shtml
Задание 5. Самодиагностика Гендерная автобиография – средство изучения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии, она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования. Следуя плану (приложение 4), напишите гендерную автобиографию. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Источник: Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. С.110-113.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 1. Смена типов культуры. Россия: XVIII-XXI вв.
Источник:Штылева Л. В. Эволюция идеалов гендерной социализации в отечественном образовании // // Теория и практика гендерного подхода в образовании: сб. материалов Всероссийской конференции. – М.: Физматкнига, 2016. С.87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сравнение гендерных характеристик типов культур
Источник: Штылева Л. В. Эволюция идеалов гендерной социализации в отечественном образовании // // Теория и практика гендерного подхода в образовании: сб. материалов Всероссийской конференции. – М.: Физматкнига, 2016. С.88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Инструкция: «Вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе, как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложенный план. Гендерная автобиография 1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам? 2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спокойные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте? 3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие? 4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждаемые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и девочек – было ли оно различным? 5. Вспомните какие-либо обстоятельства вашего детства, когда вы усвоили те или иные представления о различии гендерных ролей. В каком возрасте это происходило? 6. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте? Какие правила отношений между представителями разного пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать? 7. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие – в женщинах. Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе? 8. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сложившиеся у вас гендерные взгляды и представления? 9. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.
Источник:Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. С. 201-210.
Практикум Контрольные вопросы и задания ü В рамках социологии семьивокруг какой проблемы концентрируется основное содержание женского вопроса? ü Какие направления психологических исследований являются приоритетными в рамках гендерной теории? ü Перечислите основные идеи разработанной феминистскими теоретиками концепции гендерной нейтральности и критические замечания в ее адрес. ü Перечислите основные идеи разработанной феминистскими теоретиками концепции особой защиты и возражения в отношении этой концепции. ü Раскройте особенности гендерных отношений на разных уровнях анализа. ü Какие параметры анализа гендерных отношений рассматриваются как основные? Задания для самостоятельной работы Задание 1.Терминологический тест. Раскройте содержание следующих понятий:
Задание 2.Сообщение на тему: «Проблематика и цели женского движения на разных этапах его развития» В сообщении должны быть отражены следующие вопросы: 1) основные этапы развития женского движения; 2) различные виды женских движений; 3) специфика российского феминизма. Литература: Попкова Л., Жидкова Е. Феминизм, или история борьбы женщин за права человека: курица – не птица… // Гендер для «чайников» - М.: «Звенья», 2006. С. 227-256 Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 635-663 Темкина А. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 664-695 Задание 3. Посмотрите фильм«Улыбка Моны Лизы» (2003)Режиссер: Майк Ньюэлл. В ролях: Джулия Робертс, КирстенДанст, Джулия Стайлз и др. Подготовьтесь к обсуждению роли феминистского движения в обретении женщинами прав на получение образования, а также к обсуждению вопроса о совмещении женщинами семейных и профессиональной ролей.
Задание 4.Доклады по персоналиям |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |