Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Закрепление пройденного материала.




Вопросы:

– Сколько слогов в словах:

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

& Работа по учебнику: с. 11.

■ Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».

Физкультминутка

Учитель. Послушайте, как изложил в стихах сказку «Колобок» писатель Л. Поляк.

▲ Чтение учителем сказки «Колобок».

КОЛОБОК

      Жил старик с своей старушкой

      В маленькой лесной избушке.

      Попросил однажды дед:

      – Испеки-ка на обед

      Колобок румяный, вкусный!

      Раньше ты пекла искусно.

      По сусеку помела

      Крылышком старушка.

      Горсти две муки нашла –

      Больше-то не нужно.

      Соль добавила, песок,

      Ложки две сметаны.

      Славный вышел Колобок,

      Пышный да румяный.

      – Погоди-ка, дед, чуток.

      Пусть остынет Колобок!

      Непоседе-Колобку

      Стыть бы на окошке.

      Но решил он: «Убегу!

      Разомнусь немножко!»

      Прыг с окошка – и в лесок.

      Вот ведь шалунишка!

      На тропинке Колобок

      Повстречал зайчишку.

      – Я полакомлюсь тобой!

      Я с утра не кушал.

      – Что ты?! Погоди, косой!

      Песенку послушай:

      Колобок я, непоседа,

      Испекли меня для деда,

      На сметанке я мешен,

      На окошке я стужен.

      Я ушел от стариков,

      Прыг с окна – и был таков!

      Велика зайчишке честь –

      Колобок румяный съесть!

      Прикатился по дороге

      Волку серому под ноги.

      Облизнулся серый волк –

      В колобках он знает толк...

      – Как ты кстати, Колобок!

      Я голодный очень.

      Съем-ка я тебя, дружок, –

      Буду сыт до ночи!

      – Что ты, что ты, серый волк?!

      Ты меня не кушай!

      Сядь-ка лучше на пенек,

      Песенку послушай:

      Колобок я, непоседа,

      Испекли меня для деда,

      На сметанке я мешен,

      На окошке я стужен.

      Я ушел от стариков,

      Прыг с окна – и был таков!

      Обманул зайчишку славно,

      От тебя уйду подавно!

      Вдруг навстречу сам Потапыч.

      Зарычал он, поднял лапу.

      – Подойди-ка, Колобок!

      Я перекушу чуток!

      – Что ты, что ты, косолапый?!

      Опусти свою ты лапу...

      Лучше песенку мою

      Ты послушай, я спою:

      Колобок я, непоседа,

      Испекли меня для деда,

      На сметанке я мешен,

      На окошке я стужен.

      Я ушел от стариков,

      Прыг с окна – и был таков!

      Убежал от зайца я

      И от злого волка.

      И, Топтыгин, от тебя

      Мне уйти недолго!

      Покатился кувырком

      Через чащу прямиком...

      Долго ль, коротко ль катился –

      На опушке очутился.

      Как беде тут не случиться,

      Коли хитрая лисица

      На опушке той сидела,

      Рыжий хвост на солнце грела.

      – Как пригож ты, Колобок!

      Как румян да весел!

      Говорят, что ты, дружок,

      Знаешь много песен...

      – Колобок я, непоседа,

      Испекли меня для деда,

      На сметанке я мешен,

      На окошке я стужен.

      Я ушел от стариков,

      Прыг с окна – и был таков!

      От медведя я ушел

      И от волка с зайцем,

      И лисе за Колобком

      Тоже не угнаться.

      Колобок ей песню спел,

      Укатиться прочь хотел.

      Но надумала лисица

      Глуховатой притвориться:

      – Глуховата я чуток...

      Ближе подойди, дружок.

      Сядь ко мне ты на носок,

      Громче спой еще разок.

      – Колобок я, непоседа,

      Испекли меня для деда,

      На сметанке я мешен,

      На окошке я стужен.

      Я ушел от стариков,

      Прыг с окна – и был таков!

      От медведя я ушел

      И от волка с зайцем,

      И лисе за Колобком

      Тоже не угнаться.

      Ту же песню Колобок

      Громче спел еще разок.

      Но хитрющая плутовка

      Снова притворилась ловко:

      – Ах, поешь ты так чудесно!

      Не расслышала я песню...

      Сядь ко мне на язычок

      И в последний спой разок!

      Простодушный Колобок

      Прыг лисе на язычок...

      Глупый! Разве ж это дело?!

      А лисица – гам! – и съела...

      Чтобы лисам хитрым, злым

      Не попасться в сети,

      В лес нельзя ходить одним,

      Дорогие дети!!!

 

■ Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)

 

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

 

Урок 7. ударение

Цели: формировать навык правильно ставить в словах ударение; развивать речь учащихся.

 

Оборудование: учебник.

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

& Работа по учебнику: с. 12.

1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.

Вопросы:

– Куда приехали дети?

– Что они там делают?

– Кто с ними был?

– Кто их встретил? Как?

2) Составление предложений по схемам:

– Составьте предложение из трех слов о мальчике. (Мальчик несет машину.)

– О девочке. (Девочка несет куклу.)

– О папе. (Папа открыл багажник.)

Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются учащимися по вопросам:

– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

• Работа с учащимися.

Учитель (показывает рисунок мальчика). К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.

Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Вася; с этим словом проводится работа.

– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)

 

– Какой же это слог? (Первый: Ва.)

– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.

– Посмотрите на схему этого слова:

Сколько в ней выделено частей? (Две.)

– Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)

– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)

– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.

      Ударный слог, ударный слог,

      Он назван так недаром.

      Эй, невидимка-молоток,

      Отметь его ударом.

      И молоток стучит, стучит,

      И четко речь моя звучит.

 

IV. Формирование практических умений.

& Работа по учебнику: с. 11.

Вопросы:

– Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?

– На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)

– Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)

– Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов, ставят ударение.

Учитель. При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова, например:

Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге. (Лúса.)

– Так говорят? (Нет.)

– Как сказать правильно? (Лисá.)

Вывод: в слове бывает только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение поставить неверно, то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.

Физкультминутка

& Работа по учебнику: с. 12.

Соотнесение слов и схем.

По предметным рисункам дети произносят четыре слова (машина, газета, кубики, картина) и соотносят их с двумя схемами, особое внимание обращая не только на слоговой состав, но и на место ударения.

 

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

 

Урок 8. слог, ударение

Цели: закрепить умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; пополнить словарный запас учащихся; развивать логическое мышление.

 

Оборудование: учебник.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

& Работа по учебнику: с. 13.

1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.

Слово учителя. Данный рисунок – это иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях».

Злая мачеха прогоняет царевну из дома, и та находит приют у семи богатырей.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости и отваги.

Вопросы:

– Что вы видите на картинке?

– Как бы вы ее назвали?

Варианты ответов детей: «Как обедали богатыри»; «Скоро обед» и т. д.

▲ Учитель читает отрывок из сказки, сюжет которого изображен на рисунке.

      Час обеда приближался,

      Топот по двору раздался:

      Входят семь богатырей,

      Семь румяных усачей.

      Старший молвил: «Что за диво!

      Все так чисто и красиво.

      Кто-то терем прибирал,

      Да хозяев поджидал.

      Кто же? Выдь и покажися,

      С нами честно подружися.

      Коль ты старый человек,

      Дядей будешь нам навек.

      Коли парень ты румяный,

      Братец будешь нам названый.

      Коль старушка, будь нам мать,

      Так и станем величать.

      Коли красная девица,

      Будь нам милая сестрица».

      И царевна к ним сошла,

      Честь хозяям отдала,

      В пояс низко поклонилась;

      Закрасневшись, извинилась…

 

Вопрос:

– А как вы помогаете родителям дома по хозяйству?

 

2) Составление схем предложений:

Царевна приготовила обед. .

Богатыри довольны царевной. .

Физкультминутка

Логическое упражнение.

& Работа по учебнику: с. 13.

Вопросы:

– Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)

– Назовите эти предметы одним словом. (Посуда.)

Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.

– Назовите слова, состоящие из трех слогов.

– Какой слог ударный?

– Назовите слова, состоящие из двух слогов.

– Какой слог ударный?

– Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов, первый слог ударный.)

– Чем отличается слово стакан от этих слов? (Местом ударения.)

Физкультминутка

III. Игра «Накрой стол для гномиков».

& Работа по учебнику: с. 13.

Задание: на стол, за которым сидят гномики, надо поставить вместо знака вопроса только такую посуду, название которой соответствует схеме:                                          

 (Чашка, ваза, блюдце.)

Примечание. Если дети назовут слова ложка, вилка, нож, то ответ признается неверным, так как названные предметы не посуда, а столовые принадлежности.

 

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания помогли на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

 

Урок 9. звуки в речи

Цели: развивать умение делить слова на слоги; правильно ставить ударение; осмысленно произносить звуки.

 

Оборудование: учебник.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске чертится схема:

 

Вопрос-задание:

– Подберите слова к данной схеме.

Варианты ответов детей: стена, диван, тетрадь, ковёр, футбол и т. д.

Примечание. Ответы учащихся анализируются.

Физкультминутка

■ Развитие речи учащихся. Составление рассказа по сюжетной картинке в учебнике.

& Работа по учебнику: с. 14.

Вопросы:

– Что вы видите на верхней картинке?

– В какие игры играют мальчики?

– Что вы видите на нижней картинке?

– Что делает папа?

– Что делает девочка в зеленом платье?

– Что делает девочка в красном платье?

– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу? (Звук [a].)

– Когда еще так говорят? (На приёме у врача. Когда что-либо вспомнят, когда обрадуются и т. д.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...