Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

Практическая реализация принципов и норм профессиональной этики должна осуществляться с учетом особенностей различных видов деятельности человека. По существу, "отраслевые" этические кодексы выражают эти общие принципы в терминах профессиональных языков. Различия этических кодексов в разных профессиях обусловлены, прежде всего, целями соответствующих работ. Так, инженеры стремятся в первую очередь обеспечить надежность и безопасность для людей создаваемых и используемых ими технических средств, экономисты - к повышению конкурентоспособности предприятия и получению прибыли. Повышенные нравственные требования общество предъявляет к / профессиям, непосредственно связанным с людьми, их жизнью, здоровьем, интересами. Представителям профессий, имеющим дело с людьми, часто приходится принимать нестандартные решения при разрешении стоящих перед ними задач. Немалые трудности возникают у тех, в чьих руках находится судьба человека - врачей, юристов, военных.

К социально-гуманитарной сфере профессиональной деятельности можно отнести те профессии, предметом деятельности которых выступает человек в самых различных аспектах его жизни - природном и социальном, материальном и духовном, практическом и эстетическом. Широкая трактовка понятия социально-гуманитарной профессиональной деятельности частично совпадает с приведенным выше определением круга профессий типа "человек-человек", но не тождественна ему. Социально и гуманитарно ориентированными можно считать как профессии, которые направлены на сохранение и обеспечение безопасности жизни и здоровья людей (врач, юрист, сотрудник правоохранительных органов, военный), так и те, предметом которых является социальное и духовное развитие личности (педагог, ученый, журналист, библиотекарь, музейный работник и т.д.). В круг социально-гуманитарной профессиональной деятельности входят также профессии "обслуживающего труда" — работники сферы торговли, службы быта, сферы организации досуга, туризма и т.д.

Конечно, подобная типология профессиональной деятельности во многом условна, поскольку предметом любой профессиональной деятельности, в силу ее социального происхождения и характера (любая профессия так или иначе связана с удовлетворением потребностей людей и развитием общества) является в конечном счете человек с его потребностями и интересами. Тем не менее, именно в вышеперечисленных профессиях, вследствие их социально-гуманитарного характера максимально сокращено количество опосредующих звеньев между человеком-производителем и человеком-потребителем произведенного в результате профессиональной деятельности специалиста продукта. В социально-гуманитарных профессиях существует особая близость профессионала-специалиста к потребителю производимых им услуг, а подчас и их непосредственное общение. Это налагает повышенную нравственную ответственность на специалиста, работающего в социально-гуманитарной области.

Не во всех социально-гуманитарных профессиях одинакова степень моральной ответственности за результаты профессионального труда. В профессиях обслуживающего труда, где многие профессиональные установления, имеющие обязательное значение, не всегда являются чисто нравственными, присутствуют лишь отдельные элементы профессиональной морали (например, требования вежливости продавца с покупателем; профессиональная ответственность работника сферы туризма за достоверность сообщаемой клиентам информации о предполагаемом месте отдыха и т.д.). В то же время именно в этих профессиях в последние годы наблюдается значительный рост профессионального нравственного сознания, что закрепляется документально в соответствующих кодексах, уставах и других нормативных документах.

В сфере социально-гуманитарной профессиональной деятельности можно выделить и такие профессии, где исторически укоренились профессиональные нравственные традиции как сложившиеся элементы морально-психологического характера, где моральные отношения составляют не только условие успешного осуществления профессиональной деятельности, но и являются внутренним ее компонентом. В этом плане главным признаком профессии врача, юриста, учителя, ученого, писателя и т.д. выступает возможность "вторжения" в духовный мир человека, в его жизнь и судьбу, что и порождает особые нравственные ситуации, влекущие за собой необходимость субординации профессионально-этических требований.

Профессиональная деятельность, объектом которой выступает человек, образует сложную систему взаимопереходящих, взаимообусловливающих нравственных действий. Тем не менее, структура профессионально-моральных отношений заключена в традиционные рамки отношений трех типов: 1) отношение специалиста к объекту труда (врач-больной, учитель-ученик, социолог-реципиент и т.д.); 2) отношение специалиста к коллегам; 3) отношение специалиста к обществу в целом.

 

* * *

 

Важнейшее место в структуре современной профессиональной этики занимает медицинская (врачебная) этика. Не случайно первые известные в истории профессиональные этические клятвы принимали врачи. Высказывания о качествах, необходимых истинному врачу, можно найти в древнейших вавилонских, египетских, индийских, китайских рукописях. Уже в IV в. до н.э. Гиппократ в своей знаменитой клятве впервые сформулировал нравственные нормы профессии врача, в основе которой лежит представление о высшей ценности человеческой жизни. Показательно, что участники Международного конгресса по медицинской этике в 1969 г. сочли возможным дополнить клятву Гиппократа только одной фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Чтобы составить представление об эволюции морального кодекса врача с развитием медицины, можно сравнить наиболее известные в истории профессиональные кодексы врача:

- Клятва Гиппократа (IV в. до н.э., Древняя Греция) - искусство врачевания; порядочность врача, бескорыстие; приверженность врачебному сословию.

-   Закон Аджур-Веды (ГУ-Ш вв. до н.э., Древняя Индия) - квалифицированность специалиста; моральная безупречность; тактичное отношение к пациенту, коллегам и ученикам.

-   Факультетское обещание русских врачей (XIX-XX вв.) — добросовестное отношение к профессиональному долгу; готовность к сотрудничеству в интересах развития медицины; верность врачебному сословию.

-   Торжественное обещание врача СССР (40-60-е гг. XX в.) - верность профессиональному долгу; совершенствование знаний; уважение интересов пациентов и коллегиальность в работе; самоотверженный труд на благо Родины.

-   Присяга врача России - совершенствование профессиональных знаний; профессиональное мастерство; личная культура; повседневная готовность к выполнению профессионального долга; следование лучшим традициям отечественной и мировой медицины.

Нетрудно заметить, что развитие медицины в современных условиях во многом определило соблюдение норм медицинской этики. Очевидно, что, помимо собственно врачебной деятельности, врач как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается "узкой" лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных общественных задач. Поэтому профессионализм врача определяется не только его сугубо научной подготовкой. В понятие профессиональной пригодности врача включен целый комплекс качеств, необходимых современному медику: интеллектуальных, нравственно-психологических и физических. Требования выполнения врачебного долга, чувство врачебной ответственности, включенные в профессиональный кодекс современного врача, основываются на взаимном доверии врача и пациента, поэтому важнейшей нормой медицинской этики является требование сохранения врачебной тайны. Соблюдение врачебной тайны предусмотрено для того, чтобы пациент, рассчитывая на неразглашение врачом сообщаемых ему сведений, давал их в полном объеме, что способствует более успешному лечению.

Современная медицина активно развивается, поэтому овладение новыми медицинскими знаниями, применение их в своей практике становится одним из главных этических требований в профессии врача. В Международном медицинском кодексе на первом месте стоит требование поддержания самого высокого уровня профессиональной готовности. Вторым по важности морально-этическим предписанием является бескорыстие врачебной деятельности: врач должен заниматься своим делом, не руководствуясь при этом мотивом получения прибыли. Кодекс медицинской этики также запрещает врачу саморекламу своих методов, а также предписывает проявлять большую осторожность при введении в медицинскую практику новых лекарственных средств.

 

* * *

 

Профессиональная этика врача требует от специалистов уважительного и бережного отношения к пациентам. В этой норме медицинский этический кодекс существенно сближается с профессиональными моральными нормами профессии социального работника. Данная профессия стала активно развиваться в нашей стране в последнее время. Современные авторы определяют социальную работу как профессиональную помощь индивидам и группам по усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования, создание для них лучших социальных условий[33]. Процесс институционализации социальной работы как профессии включил в себя оформление этических требований к профессиональной деятельности социальных работников. 22 мая 1994 г. Межрегаональной ассоциацией работников социальных служб был принят профессионально-этический кодекс социального работника России.

В кодексе отмечается, что профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института и предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств специалистов. Поскольку общие профессиональные моральные требования не могут охватить всего разнообразия ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности социального работника, многие этические проблемы работник должен решать, руководствуясь собственными понятиями о долге, чести, добре, зле и т.д. Поэтому обязательными для профессии социального работника качествами являются: конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстие, честность и открытость, уважение к клиенту, человечность, отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента.

 

* * *

 

Как отмечалось выше, к представителям тех профессий, которые связаны с обеспечением жизни и здоровья людей, предъявляются повышенные моральные требования - профессиональная ответственность в этих сферах социально-гуманитарной деятельности носит особенно острый характер. Поэтому профессиональная этика в данных сферах деятельности отличается своим преимущественно деонтологическим характером. Вышесказанное относится не только к профессии врача, но и к профессии юриста в широком смысле этого слова, особенно сотрудника правоохранительных органов и адвоката. Не случайно и то, что этика врача и этика юриста являются сегодня наиболее разработанными в теоретическом отношении областями профессиональной этики как науки[34].

К сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований. Частично они содержатся в служебных нормативных документах и тогда носят деонтологический характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания служебных традиций морально-психологическим климатом коллектива сотрудников той или иной службы правоохранительных органов. В общем виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

-   отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми и моральными нормами и общечеловеческими моральными принципами;

-   глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовая защищенность больших масс людей;

-   разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости;

-   безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести;

-   сознательная дисциплина, исполнительность, смелость, морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных ситуациях;

- постоянное совершенствование профессионального мастерства, повышение общей культуры[35].

В современном Кодексе чести сотрудника правоохранительных органов особо подчеркивается требование гуманности и терпимости к людям. Сотрудник правоохранительных органов должен всегда помнить, что его работа сходна с работой врача: так же, как и у врача, его служебная деятельность включает лечение и профилактику заболевания, разница лишь в том, что врач лечит физические и практические болезни, а работник провоохранительных органов - социальные. Поэтому главными профессиональными нормами сотрудника правоохранительных органов должны являться человеколюбие и справедливость.

Вследствие особой важности исполнения моральных требований в ходе судопроизводственной деятельности, в юридической науке выделяется специальное структурное подразделение - судебная этика. Ее содержанием является применение общих моральных принципов и норм в области правосудия. Судебная этика включена в структуру юриспруденции, в то же время специфические моральные кодексы во всех областях юридической деятельности составляют предмет изучения профессиональной этики как философской науки. Судебную этику, как и медицинскую этику и др., можно считать специальной профессионально-этической теорией.

Составным элементом судебной этики являются этические основы деятельности адвокатов. Адвокатская этика, рассматривающая нравственные требования к адвокатам, выступающим в качестве поверенных сторон в гражданских делах, защитников обвиняемых и потерпевших по уголовным делам, содержит общие нравственные требования к их деятельности, а также специфические нормы и правила, определяемые особенностями двух основных сфер судебной деятельности - гражданской и уголовной, положением адвоката в судебном процессе, объемом его прав и профессиональных обязанностей. Нормы адвокатской этики, так же, как и требования медицинской этики, этики сотрудника правоохранительных органов, деонтологичны: деятельность адвоката является сферой не только морального, но и правового регулирования.

К числу основных норм адвокатской этики, помимо общих для этой профессии требований профессионализма, профессиональной ответственности, высокого уровня личной правовой и нравственной культуры, современные исследова1-те ли относят:

-   принцип разборчивости при принятии поручения на ведение дела в суде (должны быть исключены родственные отношения с кругом включенных в процесс лиц, ранее участие в этом деле в другом качестве и т.д.);

-   обязательное рассмотрение нравственного аспекта дела как элемента правовой позиции: установив законность спорного интереса, достаточность достоверных доказательств для его защиты в суде, адвокат должен убедиться, что намерения клиента не вызывают никаких сомнений с этической стороны, что цели, которые он преследует, нравственно оправданны;

-   запрещение использования для защиты клиента процессуальных методов и средств, которые могут причинить личный или имущественный ущерб другой стороне;

-   сохранение вверенной тайны клиента;

- безусловное уважение к суду, сдержанность, строгая корректность по отношению к судьям, предельный такт по отношению ко всем участвующим в процессе лицам[36].

 

* * *

 

В современном обществе растет значение профессии журналиста. Данная профессиональная деятельность также осуществляется в социально-гуманитарной сфере. Журналистская профессиональная деятельность - это работа в тесном контакте с другими людьми, будь то коллеги или те, о ком журналист, например, готовит репортаж. Вследствие этого повышенная моральная ответственность за результаты своего профессионального труда должна быть присуща журналистам в ничуть не меньшей степени, чем врачам или сотрудникам правоохранительных органов. Журналист отвечает за нравственное и духовное здоровье людей, за уровень их культурного и нравственного развития (хотя порой статья в газете или репортаж о событиях в других средствах массовой информации может повлиять и на физическое здоровье человека).

Работа в средствах массовой информации связана с тем, что потребителями информации является большое количество людей. Соответственно, произнесенное или напечатанное слово не может быть мгновенно забыто, если в нем заложена необходимая для определенного круга лиц информация. В большинстве случаев журналистский материал посвящен некоторым аспектам профессиональной или общественной деятельности человека. Даже если речь идет не о конкретном человеке, а об общественно значимом событии, его субъектами также выступают отдельные личности, поэтому журналистская информация направлена на отражение конкретно-личностного в обществе. В этой связи соблюдение этических принципов является необходимым для честной, успешной и профессиональной работы в области журналистики.

Необходимо отметить и то, что в процессе своего профессионального труда журналист вступает в профессионально-моральные отношения двух типов, в зависимости от двух форм общения с людьми: во-первых, межличностный контакт с персонажем публикации, с героем репортажа, очерка, статьи и т.д.; во-вторых, публикация, репортаж и другие | формы журналистской работы являются по сути контактом специалиста-профессионала с массовой анонимной аудиторией, воздействие как на общественное, так и на личное самосознание потребителей информации. Отсюда вытекает большое значение таких факторов, как индивидуальное профессиональное сознание журналиста, его нравственная и гражданская позиция, социальная обусловленность его деятельности.

В основе профессиональной этики журналиста лежат: необходимость в документальной точности и достоверности сообщаемых сведений, неискаженная информация, недопустимость произвольного отбора и толкования получаемых сведении, достоверность источника информации. Журналистские кодексы появились уже на рубеже ХГХ-ХХ вв. Первый журналистский кодекс - Хартия поведения журналиста был принят в 1918 г. национальным синдикатом журналистов во Франции. В 1983 г. состоялась консультативная встреча международных и региональных журналистских организаций, на которой было рассмотрено 59 журналистских кодексов различных стран. Общие для всех журналистских организаций положения были сведены к следующим пунктам:

- основная цель журналистики понимается как право людей на свободное выражение мнений и получение достоверной информации;

-   требование честного и правдивого распространения I новостей;

-   требование соблюдать профессиональную тайну;

-   запрещение вмешательства прессы в личную жизнь граждан;

-   осуждение использования общественного положения для извлечения личной выгоды;

-   осуждение плагиата, клеветы, оскорблений и другого I некорректного поведения журналиста.

Все вышеперечисленные и многие другие требования отражены в одобренном Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. Кодексе профессиональной этики российского журналиста. В частности, там отмечается, что этика журналиста основана на принципе свободы слова и ограничивается запретом на неисполнение программы издания и моральным требованием отказа от манипулирования общественным мнением, от публикации неверных сведений, а также, от нанесения словом вреда здоровью народа и отдельных лиц.

Профессиональная мораль в сфере журналистики сего дня является предметом научно-исследовательского интереса как в нашей стране, так и за рубежом[37]. В различных зарубежных изданиях по этой проблеме подчеркивается, что позитивный моральный идеал журналистики состоит в неукоснительном соблюдении прав человека, основанных на естественном праве каждого человека на свободу и личное счастье.

 

 

* * *

 

Особую значимость в современном обществе приобретают нормы педагогической морали. Педагогическая этика определяет поведение учителя (воспитателя) по отношению к ученику (воспитаннику) и ученика - по отношению к учителю.

Учитель, получая абсолютную власть над учеником, должен глубоко уважать личность воспитанника и быть в меру требовательным к нему. Ученик, в свою очередь, оказываясь в полной зависимости от учителя, должен глубоко уважать личность учителя, доверять ему, следовать его наставлениям и быть в полной мере требовательным к себе.

Педагогическая этика запрещает обучать чему-либо вредному для самого ученика и общества или воспитывать в ученике негативные качества. В современном обществе вне педагогической морали невозможен полноценный процесс образования. От учителя требуется безукоризненное соблюдение принципа общего блага в деле воспитания и обучения, а от ученика и его родителей - почтительное отношение к учителю, доверие к самому процессу обучения[38].

 

* * *

 

Гуманизация общественных отношений и связанное с этим повышение моральных требований к представителям социально-гуманитарных профессий в наши дни ведет к увеличению количества профессионально-этических кодексов в различных сферах. Необходимость нравственного регулирования профессиональной деятельности осознается и в рамках тех профессий, которые до недавнего времени не имели четко оформленных требований к своим представителям, а также в так называемых "новых" профессиях - тех, которые только получают распространение в современном российском обществе. Данную ситуацию можно проследить на примере профессии библиотечного работника и социального менеджера по кадрам.

В течение длительного времени профессиональное библиотечное сообщество в нашей стране не испытывало потребности в профессиональном этическом кодексе, поскольку отношения с государственной властью и с пользователями-потребителями были определены другими нормативными документами. В последнее десятилетие, когда библиотечное дело, пережив кризис, стало искать новые формы взаимодействия с потребителями, потребность в нравственном регулировании отношений с обществом и внутри самого профессионального сообщества была осознана как необходимый момент нового общественного санкционирования данной профессии. Результатом такого осознания явился обсуждаемый в настоящее время библиотечным профессиональным сообществом Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря.

В основу проекта данного кодекса легли основные международные нормативные акты, трактующие публичную библиотеку как оплот и достижение демократии, гарант равных возможностей образования, интеллектуальной свободы и т.д. В Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря, в частности, отмечается, что:

1. Профессиональная деятельность российского библиотекаря направлена на создание условий свободного, беспрепятственного, равноправного и комфортного доступа пользователя к информации, библиотечным материалам и ресурсам.

2. Российский библиотекарь привержен принципу интеллектуальной свободы и не допускает какой-либо цензуры библиотечных материалов.

3. Российский библиотекарь рассматривает свободный доступ к информации как средство, способствующее развитию духовной жизни и интеллекта пользователя.

4. Российский библиотекарь оберегает право пользователя на конфиденциальность его информационной деятельности.

5. Российский библиотекарь, выступая в роли посредника между производителем информации и пользователем, признает и защищает все права на интеллектуальную собственность.

6. Российский библиотекарь обладает компетентностью и профессиональной честностью, уважительно относится к коллегам, заботится о высоком общественном статусе своей профессии[39].

В 90-е гг. в России, в связи с изменением ситуации на рынке труда (появлением большого количества потенциальных работников), а также с уделением большого внимания персоналу со стороны организаций и фирм, получила развитие система рекрутинговых услуг и, соответственно, профессия рекрутера (от англ. recnutment), или менеджера по кадрам. В сегодняшнем понимании данная профессия представляет собой услуги по подбору персонала для компаний-работодателей, осуществляемые независимой структурой по заказу компании-работодателя. На конец 1999 г. в Москве насчитывалось более 200, а в Санкт-Петербурге около 100 агентств, вьшолняющих подобные услуги. Различие методов их работы, индивидуальность подхода к деятельности по подбору персонала, а также специфика самой деятельности, которая подчас заключается по сути в "переманивании" специалиста высокого уровня из одной организации в другую, обусловили широкое обсуждение в литературе этических аспектов данной профессиональной деятельности[40]. Результатом этого обсуждения и важнейшим аспектом общественного санкционированная данной профессии явился принятый в 1996 г. профессионально-этический кодекс Ассоциации консультантов по подбору персонала. В кодексе в качестве важнейшего требования к профессионалу отмечается необходимость объективности восприятия соискателя, недопустимость влияния личных впечатлений на отбор кандидатов на ту или иную должность, а также конфиденциальность полученной от соискателя информации. Серьезным моральным требованием к данной профессии является также отмеченный в кодексе запрет на использование методов, техники и процедур отбора кадров, ущемляющих достоинство личности респондента, применение каких-либо методов без его согласия.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что основной специфической чертой моральных кодексов социально-гуманитарных профессий является требование особо осторожного, бережного отношения к человеку, выступающему в этих областях деятельности главным объектом и предметом профессиональной работы. На первом месте практически во всех профессиональных кодексах социально-гуманитарной профессиональной деятельности стоит требование осознания повышенной моральной ответственности профессионалами в социально-гуманитарной сфере: их ответственности за жизнь, физическое и нравственное здоровье людей, за их духовное и социальное благополучие. Гуманность, терпимость, человеколюбие, чувство долга и повышенная моральная ответственность объединяют специалистов-профессионалов в сфере социально-гуманитарных профессий. Важное место в профессиональных этических кодексах социально-гуманитарных профессий занимает требование уважительного отношения к человеку, признание его достоинства, права на конфиденциальность сообщаемых специалисту сведений. Соблюдение профессиональной тайны является неотъемлемой нормой в любой профессии, связанной непосредственно с личностью. Гуманизация общественных отношений как важная черта общественной перспективы XXI в. проявляется в возрастании значения профессиональной морали в жизни современного общества, особенно в его социально-гуманитарной сфере.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 643.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...