Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА




 

Профессиональная мораль как свод нравственных требований, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, возникает вместе с дифференциацией профессий, вследствие общественного разделения труда. Как отмечал Ф. Энгельс, каждая профессия имеет собственную мораль[12]. Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности.

Профессиональная мораль является составной частью морали общества, а собственно мораль, или, по выражению Ю.В. Рождественского, духовная мораль, представляет собой один из самых древних регуляторов поведения и действий людей. Как отмечают современные исследователи, уже на стадии родоплеменного строя, в связи с развитием и усложнением социальных отношений появляется необходимость в осознанной нравственной регламентации поведения, в моральном закреплении определенных социальных отношений, регулировании зарождающихся общественных противоречий. Так начинаются процессы дифференциации форм общественного сознания, происходит становление морали как оценочно-императивного способа освоения действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения противоположности добра и зла.

В различные исторические эпохи существовали разные структуры нравственного сознания человека и групп людей. Особый уклад жизни вызывал у человека и особый склад нравственного сознания, в котором выражалось его отношение к социальной среде, самому себе, ко всему миру. Различным типам личности, выражавшим своеобразные социальные отношения своего времени, были присущи свои нормы, запреты, идеалы специфически морального содержания. Различия в содержании нравственного сознания обусловливали и различия в его построении, в способах регулирования поведения людей.

С развитием процессов общественного разделения труда, с появлением и дифференциацией профессиональной деятельности возникает потребность в регулировании отношений людей в трудовой и профессиональной сфере. В процессе профессиональной деятельности перед специалистами встает множество трудных проблем, влекущих возникновение не всегда просто и однозначно разрешимых конфликтных ситуаций. Они могут вызываться как неявными нарушениями моральных норм, так и необходимостью определения в вопросе о моральной ответственности за профессиональную деятельность. Отношения людей в процессе их профессиональной деятельности регулируются профессиональной моралью.

В отличие от общих требований нравственности, профессиональные моральные нормы большей частью не складывались стихийно, а создавались под непосредственным воздействием профессиональных корпораций. Одновременно с созданием профессиональных моральных кодексов возникает профессиональная этика как рациональное обоснование свода моральных требований, обращенных к той или иной профессии. Объектом изучения профессиональной этики как философской науки становится профессиональная мораль. Профессиональная мораль — это моральные кодексы, свод правил, представляющих собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида профессиональной деятельности.

В современной исследовательской литературе часто отмечается, что профессиональная мораль является полноправной частью общественных моральных требований. Так, Ю.В. Рождественский в своем общеобразовательном словаре моральных терминов предложил весьма интересную структуру морального сознания. С его точки зрения, общественная мораль включает в себя следующие элементы:

-   народная (практическая) мораль — совокупность правил поведения людей по отношению к миру, друг к другу и самим себе, направленных на общее и личное благо, обобщенно выраженных в фольклоре, закрепленных жизненной практикой в обычаях и формах поведения данного народа; практическая мораль управляет, как правило, поступками людей;

-   духовная мораль — правила отношения людей к миру и друг к другу, специально разработанные основателями мировых религий и требующие особого обучения и воспитания личности за пределами семейно-родового обычая; духовная мораль обобщает и преобразует народные правила поведения, объединяя людей разного родового, племенного и расового происхождения в рамках цивилизованного общества;

-   духовная мораль управляет не только поступками, но и желаниями, чувствами и помыслами человека;

-   профессиональная мораль - кодексы поведения, которые обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием; профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих; при этом требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое отношение к представителям подобных профессиональных сословий;

-   мораль гражданского общества — совокупность моральных норм, обеспечивающих плодотворную совместную (общественную) жизнь людей разного уровня образования, принадлежащих к разным нациям и народностям, разным вероисповеданиям, разным занятиям и профессиям; мораль гражданского общества согласует в общих категориях практическую и духовную мораль и соотнесена с профессиональной моралью[13].

Профессиональная мораль тесно связана также с трудовой моралью общества. Практически во все профессиональные моральные кодексы включены требования добросовестного отношения к труду, указания на недопустимость безответственного отношения к своим профессиональным обязанностям. Труд оценивается как ведущая форма самовыражения людей, основной узел их социальных связей.

В современной исследовательской литературе существуют две основные точки зрения на соотношение трудовой и профессиональной морали в современном обществе. Первая позиция предполагает постулирование тесной взаимосвязи трудовой и профессиональной этики, причем профессиональная этика рассматривается как структурное подразделение трудовой. Согласно этой точке зрения, профессиональные этические нормы представляют собой конкретизацию как общеморальных норм, так и норм трудовой морали применительно к конкретной профессиональной деятельности[14].

Другая точка зрения состоит в четком различении трудовой и профессиональной морали, каждая из которых является специфическим механизмом регулирования определенных социальных отношений в обществе[15]. Согласно этому подходу, профессиональная мораль возникает в процессе общественного разделения труда как механизм, обеспечивающий согласование интересов профессиональных групп и общества, в то время как трудовая мораль направлена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Трудовая мораль регламентирует отношение человека к труду независимо от рода его деятельности, на основе моральной установки, несущей в себе общий нравственный закон и обеспечивающий его выполнение.

Таким образом, если в рамках первого подхода к данной проблеме профессиональная мораль рассматривается как составная часть не только общественной морали в целом, но и трудовой морали, то согласно второму подходу - трудовая и профессиональная мораль представляют собой равнозначные направления общей моральной установки, отличающиеся предметом своего регулирования.

Обе приведенные точки зрения на соотношение трудовой и профессиональной морали являются оправданными и аргументированными. В то же время первый подход представляется более методологически обоснованным. Сторонники второй точки зрения утверждают, что в основе различия трудовой и профессиональной морали лежит различение типов социальных отношений, становящихся предметом регулирования трудовой и профессиональной морали. Действительно, основным носителем трудового сознания выступает моральный индивид, а профессионального сознания - профессиональная группа. Но, ориентируя трудовое поведение специалистов на некие стандарты личностных и групповых проявлений в ходе профессиональной деятельности, профессиональная мораль также обращена к индивиду. Профессиональная деятельность человека индивидуальна и представляет собой разновидность трудовой деятельности по реализации ценностных установок, зафиксированных профессиональным сознанием. Среди этих ценностных установок важное место занимают отношение к труду и норма, требующая честного и добросовестного труда. Поэтому более правильным представляется рассмотрение профессиональной морали как части не только общей моральной установки в обществе, но и трудовой морали как конкретизации трудовых нравственных ориентиров применительно к той или иной профессиональной деятельности.

В современном обществе под воздействием научно-технического прогресса совершенствуются условия и характер труда, функциональные роли человека в процессе его трудовой деятельности. Это влияет и на нравственные отношения, поскольку нравственно-психологические качества специалиста становятся не менее важными, чем его профессиональный опыт, навыки, умения и знания.

Динамика социальных процессов в современном обществе, возрастание их сложности и высокие темпы протекания требуют от специалиста-профессионала не только таких качеств, как добросовестность, честность, ответственность, способность к самоконтролю, но и "моральной надежности", т.е. умения оперативно реагировать на нестандартные ситуации. Кроме того, специалисту необходимо также постоянно совершенствовать свою деятельность путем расширения кругозора, повышения общей и профессиональной культуры, компетентности, готовности не только усваивать новый опыт, но и передавать его другим. Все эти требования трудовой морали, наряду со специфическими, обращенными к конкретной профессии, требованиями включены в систему современной профессиональной морали.

Основой профессиональной морали является профессиональное нравственное сознание человека, представляющее собой совокупность основных нравственных норм, требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общеморальными нормами.

Таким образом, понятием "профессиональное сознание" обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп в результате общественного разделения труда[16]. Профессиональное сознание общества является специализированным, т.е. реально существует как некоторое множество отличающихся друг от друга специфически профессиональных срезов. Различные срезы профессионального сознания отражают специфику определенной профессии и различаются в зависимости от профессиональной принадлежности группы или индивида.

Тем не менее, все аспекты профессионального сознания едины как в силу своей общей функции - отражать и обусловливать жизнедеятельность профессиональной группы, так и вследствие общей природы: все они образуются путем конкретизации общих моральных норм применительно к взаимодействию данной профессиональной группы с обществом в ходе выполнения членами этой группы своих профессиональных обязанностей.

В структуре профессионального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты. Нормативный аспект прослеживается в системе профессиональной идеологии, т.е. свода требований, которые общество предъявляет к специалистам-профессионалам, а также системы норм, регулирующих отношения специалистов между собой.

Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания проявляется как профессиональная психология, ставшая частью общемировоззренческого облика система их взглядов, относящихся к труду, и собственное видение профессиональных обязанностей.

Иными словами, в структуре профессионального сознания присутствует как общетеоретический нормативный аспект, представляющий собой должное в профессиональной морали, так и реальные нравы специалистов-профессионалов, т.е. сущее в профессиональной морали, или профессиональная нравственность.

Многие современные авторы отмечают, что предписания профессиональной морали отличаются менее императивным характером, чем общие моральные нормы. Профессиональная мораль формулирует для индивида не жесткие требования, а рекомендации, ориентиры, способные регулировать его поведение через самостоятельный моральный выбор. Причем степень этой регуляции зависит как от общей нравственной установки индивида, так и от достигнутого уровня профессионализма и реальных условий деятельности[17].

В том случае, когда нравственная установка человека обусловливает его профессиональное поведение, соответствующее требованиям профессиональной морали, можно говорить о развитом профессиональном сознании индивида. Бели профессионально-нравственная мотивация поведения стала частью мировоззренческого облика личности, то для этой личности рекомендации профессиональной морали приобрели императивную силу.

Специфика профессионального сознания, наличие в нем определенных групп элементов зависит от содержания профессиональной деятельности в рамках той или иной профессии. /Для развитого профессионального сознания социолога, например, характерно наличие перечисленных ниже компонентов.

Гносеологический компонент — теоретические и исторические знания основ социологической науки, усвоенные членами профессионального сообщества, представления о предмете социологии, ее месте в обществе, о функциях и принципах социологического знания. При этом гносеологический компонент профессионального сознания социолога предусматривает не механическое усвоение некоторой суммы знаний о социологической науке, а включение этих знаний в мировоззренческий облик специалиста. Особенно важно в этой связи знание истории социологической мысли. Каждый социолог, претендующий в наши дни на-высокий профессионализм в своей области, обязан не просто обладать историко-социологической эрудицией, но и иметь глубоко личностное, осмысленное отношение к историческому пути развития социологической науки, свободно ориентируясь при этом в различных направлениях социологии.

Практический компонент - практические умения и навыки, правила и нормы профессиональной деятельности, отражающие особенности процесса работы социолога - как теоретика, так и практика. Практический компонент профессионального сознания складывается в процессе осуществления профессиональной деятельности и является своего рода опытом работы. В него включены также методы академических и прикладных социологических исследований, их инструментарий в виде определенных алгоритмов деятельности. Практический компонент профессионального сознания тесно связан с уровнем развития общественного знания и научно-техническим прогрессом. Невозможно, например, представить современного социолога, не владеющего новейшими технологиями сбора и обработки социологической информации.

Аксиологический компонент — фундамент профессиональной морали социолога, включает профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, являющиеся результатом выбора специалистом-социологом такого варианта профессионального поведения, в котором могут реализоваться побуждения и моральные установки индивида как члена профессионального сообщества. Аксиологический компонент профессионального сознания социолога складывается стихийно и представляет интуитивное обобщение профессионально-нравственного опыта практической и теоретической деятельности социолога. Однако на его формирование оказывает влияние профессиональная этика как нормативно-документальное выражение морали профессиональной группы.

В процессе трудовой деятельности профессиональное сознание объективируется в профессиональную деятельность. Нравственным аспектом профессиональной деятельности является поведение специалиста в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей. Ценностные ориентиры, которыми руководствуется профессионал в процессе своей деятельности, а также реальные отношения, возникающие в ходе этой деятельности, являются основным критерием оценки цельности профессионального сознания.

При этом профессиональное сознание, объективируясь в профессиональную деятельность, включает в себя не столько стремление к некоему нравственному идеалу, сколько ориентацию специалиста-профессионала на честное исполнение своих обязанностей. Профессиональное поведение, следовательно, заключается в порядочности специалиста, его добросовестном отношении к труду и, главным образом, в соответствии его поведения нравственному стандарту, канону, который "расписан" в незримом кодексе данной профессиональной группы или организации, а подчас - и во вполне зримом этико-правовом кодексе, воплощающем общекультурный и профессиональный ценностный минимум.

Профессиональное поведение предусматривает также профессионально-коллегиальные и партнерские отношения в профессиональных группах и организациях. Они заключаются в солидарной взаимопомощи, определенной степени доверия специалистов-коллег друг другу. Такие отношения строятся на принципах верности, уважения, доверия, доброжелательности, взаимной полезности. Современные исследователи-этики отмечают, что хотя в подобных отношениях не воплощены высшие моральные ценности, но вместе с тем присутствуют механизмы профессиональной ответственности и чести, профессионального долга и совести .

При этом профессиональное сознание, объективируясь в профессиональную деятельность, включает в себя не столько стремление к некоему нравственному идеалу, сколько ориентацию специалиста-профессионала на честное исполнение своих обязанностей. Профессиональное поведение, следовательно, заключается в порядочности специалиста, его добросовестном отношении к труду и, главным образом, в соответствии его поведения нравственному стандарту, канону, который "расписан" в незримом кодексе данной профессиональной группы или организации, а подчас - и во вполне зримом этико-правовом кодексе, воплощающем общекультурный и профессиональный ценностный минимум.

Профессиональное поведение предусматривает также профессионально-коллегиальные и партнерские отношения в профессиональных группах и организациях. Они заключаются в солидарной взаимопомощи, определенной степени доверия специалистов-коллег друг другу. Такие отношения строятся на принципах верности, уважения, доверия, доброжелательности, взаимной полезности. Современные исследователи-этики отмечают, что хотя в подобных отношениях не воплощены высшие моральные ценности, но вместе с тем присутствуют механизмы профессиональной ответственности и чести, профессионального долга и совести[18].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...