Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ МОРАЛИ




Профессиональная этика

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ МОРАЛИ.

ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ

ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ЭТИКА ДР. ВОСТОКА И АНТИЧНОСТИ,

ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ЭТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.

ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ЭТИКИ ХХ ВЕКА.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ

ЭТИКА НАУКИ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИООНАЛЬНАЯ ЭТИКА ИСТОРИКА.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ МОРАЛИ

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Сам термин "этика" происходит от греческого "ethos" — совместное жилище, затем начинает использоваться в значении - обычай, темперамент, поскольку нравы человека рождались в процессе совместной жизни. Аристотель впервые употребляет прилагательное ethicos -этический для характеристики основных человеческих добродетелей в IV в. до н.э.

Практически одновременно с этим в Риме начинает употребляться термин moralitas - мораль для обозначения характера, обычая. (Впервые в римской традиции встречается у Цицерона.) Таким образом, понятия мораль и этика первоначально носили один и тот же смысл, отличаясь только происхождением. Позже этикой стали называть науку о морали, понимая под моралью нормы, обычаи, нравы - все то, что составляет предмет этики.

В русском и немецком языках существует также термин нравственность. Понятия мораль и нравственность употребляются чаще всего как синонимы - и в обыденной речи, и даже в научной литературе. Тем не менее, Гегель в своей философской системе впервые предложил разграничить предметные поля этих понятий. Моралью он называл систему норм, складывающуюся в рамках определенного общества, включающую в себя как общечеловеческие нормы, так и исторические, т.е. должное. Нравственность же в этом случае -реальные нравы, порядки, существующие в данном обществе, т.е. сущее.

Этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностям, установкам, выражающим потребности определенных слоев, придается абстрактная, всеобщая форма. Уже у семи мудрецов такие положения, как почитание старших, обуздание гнева, соблюдение меры, резко оторваны от реальных нравов и носят характер идеалов, руководств к действию. Этика возникает с обособлением моральных норм, как противопоставление реальным нравам долженствования.

Античная этика представляла собой учение о человеческих добродетелях. Мораль, таким образом, понималась как субъективно-личностный феномен: моральная личность несет в себе самой критерий своей моральности. Он состоит в красоте ее душевных качеств. Добродетели в античной этике обозначают общую меру поведения человека в наиболее важных сферах общественной жизни. (Мужество как поведение во время битвы, щедрость как отношение к деньгам, любезность как правило отношения к друзьям.) Хорошо известно определение Аристотеля добродетели как середины между двумя крайностями (пороками): трусость - мужество - безрассудство; скупость - щедрость - мотовство; грубость любезность — подобострастие.

Упадок рабовладельческого общества в период поздней античности привел к изменению представлений о морали. Все чаще у авторов этого периода звучат пессимистически мотивы в оценке внутренних качеств личности и ее перспектив в отношении с обществом: в стоицизме, например, проповедуется безропотная покорность человека миру; в неоплатонизме - бегство от мира; в скептицизме - равнодушие к миру. В этих условиях уже нельзя было трактовать мораль как совокупность добродетелей личности. Поздняя античная этика явилась переходным этапом к средневековому пониманию морали как объективного, сверхличностного явления.

В средневековой этике критерии добра и зла вынесены за пределы личности. Мораль понимается как система законов, норм, задающих ценностный смысл человеческому существованию. Вопрос об источнике моральных норм в христианской этике решался в соответствии с религиозной традицией: источником морали объявлялся Бог как Абсолютное, Добро, моральные нормы - божественные заповеди. Таким образом, средневековая мораль фактически прекратила свое автономное существование, превратившись в часть религиозной системы. Моральное блаженство было объявлено недостижимым в земной жизни, а главным смыслом исполнения моральных повелений стало достижение посмертного воздаяния. Главным уроком средневековой этики стало понимание того факта, что мораль теряет смысл и независимость в качестве средства к регулированию человеческих отношений, если свести ее только к объективным нормам и полностью вынести за пределы личности.

Этика Нового времени пыталась осмыслить мораль и как совокупность объективных норм, и как субъективно-личностный элемент. Это достигалось путем анализа соотношения общественных норм и индивидуальных потребностей людей. Так, Томас Гоббс (1568-1679) понимал мораль как совокупность общезначимых норм, внешнюю по отношению к человеку, репрессивную силу, аналогичную праву, и необходимую для выхода человека из естественного состояния. В то время как Бенедикт Спиноза (1632-1677) считал, что мораль не связана с правом и государством, она коренится в природе человека. В этом смысле добро присуще человеку от природы как своего рода охранительный инстинкт, защищающий человека и не позволяющий ему поддаться силе аффектов.

Практически с самого начала своего существования этика не была однородной. В истории этики со времен античности явственно прослеживаются две тенденции в объяснении источника морали: эмпирическая и идеалистическая.

Эмпирическая тенденция представлена натуралистическими, космологическими и социологическими школами, в которых отрицалось потустороннее происхождение морали и предполагалось, что моральные нормы имеют земное происхождение и тесно связаны с практическими интересами людей, особенностями их образа жизни. Кроме того, представителям этих школ был присущ этический оптимизм - они считали, что нравственные идеалы достижимы в реальной жизни.

1. Натуралистические школы в этике выводили нравственность из природы человека, из его биолого-психологической сущности. Известны следующие варианты натуралистических идей в этике:

-   гедонизм - выведение морали из ощущения удовольствия и неудовольствия, мораль понимается как стремление к наслаждению (киренаики, Аристипп);

-   эвдемонизм - мораль толкуется как стремление к счастью, но не только наслаждение материальными благами, но и обладание духовными ценностями (Эпикур, Демокрит);

-   утилитаризм - нравственным объявляется то, что приносит индивиду пользу, основной мотив утилитаризма (прагматизма) — стремление избегать страданий и личная выгода (Джон Стюарт Милль).

2. Космологические школы выводили мораль не из природных качеств человека, а из природы вообще, из всего космического универсума, при этом достижение нравственных целей связывалось с природными естественными законами.

-   натурфилософская этика понимала мораль как частный случай общего мирового природного закона (Логос у Гераклита, небесная гармония у Пифагора, Небо у Конфуция); цель человека в данном случае состоит в том, чтобы приобщиться к мировой гармонии;

-   эволюционная этика понимала мораль как фазу биологической эволюции (Спенсер).

3. Социологические школы в эмпирической этике выводили мораль из фактов общественной жизни. Наиболее известные из них:

-   теория общественного договора, понимающая мораль как условие совместного бытия людей, возможности человеческого общежития;

-   теория разумного эгоизма — основной тезис: правильно понятый характер личного интереса способствует согласованности действий индивидов, поэтому следует признавать общественную обусловленность поведения личности.

Совершенно иная точка зрения была у представителей идеалистической тенденции в этике. Источником морали они полагали сферу субъективного или объективного духа, объявляя таким образом мораль либо врожденным, доопытным продуктом человеческого духа (субъективный идеализм), либо результатом действия надприродного безличного духа (объективный идеализм). Подобный взгляд на происхождение морали порождал и определенный этический пессимизм? мораль и нравственность, с точки зрения сторонников идеалистической линии в этике, возвышается над естественной жизнью человека, нравственные идеалы недостижимы в реальной жизни. (Например, система христианской этики полагает возможность достижения высшего блага лишь в результате загробного воздаяния. В этической системе И. Канта мораль также считается иллюзорной надеждой: мир природы, т.е. реальная жизнь людей и мир свободы в кантовской философии не пересекаются, воплощение этических идеалов невозможно.)

Таким образом, как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе социальной практики людей, этика возникает в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Одним из видов материально-практической деятельности человека являлась профессиональная деятельность. Поэтому еще в эпоху античности, как составная часть общей этической теории, возникает профессиональная этика. Ее появление было обусловлено зарождением профессиональной морали. Наличие в обществе особой, профессиональной морали является прямым последствием исторически сложившегося профессионального разделения труда. Те, кто делают то, чего не умеют другие, сразу же оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем, кто пользуется их услугами. В ряде случаев это потребовало выработать особые кодексы, клятвы, способные поддержать моральный престиж профессиональных групп в обществе, внушить к ним доверие и обеспечить благоприятные нравственные предпосылки для собственного развития. Хорошим примером этого тезиса может служить знаменитая клятва Гиппократа, прообразом которой являлась клятва древнегреческих врачей-асклепиадов.

Наряду с требованиями и обещаниями, обращенными вовне, к другим людям, профессиональные группы стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие отношение их друг к другу. Весьма характерны в это; отношении многочисленные уставы, определявшие жизнь цехов в городах Западной Европы в XIII-XIV вв. Они включали в себя ряд правил, ставящих членов общины в равные отношения в смысле закупки сырья, подготовки учеников распределения заказов и т.д. За экономическим содержанием внутрицеховой регламентации, стремящейся воспрепятствовать накоплению капитала и развитию свободной конкуренции, проступает и ярко выраженный моральный аспект. Так мастер не имел права расхваливать свой товар и зазывать покупателей только к себе, нельзя было переманивать покупателя, слишком ярко и призывно украшать свой товар на витринах и т.д.

С развитием и усложнением общественных отношений с выделением все большего количества отдельных специальностей и профессий росла потребность в профессиональной этике как специальной области этических знаний, призванной регулировать отношения людей какой-либо определенной профессии. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали, выделялись еще и специфические нормы поведения для все возрастающего числа видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких норм, соответствующей мотивации профессионального поведения и оценок представляет собой одно из направлений нравственного развития человечества. Профессиональные моральные нормы отражают возрастание ценности личности и задают гуманные критерии профессиональной деятельности.

Вследствие развития цивилизации и все большей профессиональной дифференциации возрастает роль профессиональной этики на современном этапе. Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской, социологической Деятельности, т.е. в тех сферах, которые непосредственно Связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые, строго говоря, связаны не с профессиональным разделением труда, а с исполнением каких-то специфических общественных функций. Например, воинской службы, при охране общественного порядка, в сфере предпринимательства, торговли и услуг, в области спорта. О профессиональной морали можно говорить и применительно к другим профессиям в той мере, в какой в них формируются нравственные отношения между руководителями и подчиненными, между сотрудниками разных рангов и специальностей. Эти отношения регулируются служебной этикой. С развитием современной структуры управления и организации труда все больше значения уделяется разработке кодексов административной этики, этики управления.

Являясь по сути структурным подразделением общей теории этики как философской науки, профессиональная этика, в силу исторического пути своего развития, до недавнего времени развивалась большей частью в виде особого направления в рамках различных видов профессиональной деятельности. Поэтому в исследовательской литературе, до недавнего времени, под профессиональной этикой понималась не столько теоретическая дисциплина, сколько общее собирательное понятие, отражающее специфику этических воззрений, характерных для разных видов профессиональной деятельности. Понятия медицинская этика, судебная этика, инженерная этика, этика науки, таким образом, были гораздо более распространенными, чем понятие профессиональная этика, рассматриваемое безотносительно к конкретной профессии, в общетеоретическом плане.

В то же время, в связи с развитием в обществе профессионализма, с возрастанием роли профессиональной морали возникает потребность в общетеоретическом осмысление проблем профессиональной этики и профессионализма. В современной этике складывается система теоретического: осмысления проблем профессиональной этики в целом, кап части общей теории этики. В исследовательской литературе принято определять профессиональную этику как "во-первых, профессиональные кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности; во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии..."[1].

Двойственность определения профессиональной этаких наличие в ее структуре двух взаимосвязанных аспектов обусловлено выделением теоретического и нормативного уровней профессиональной этики как науки. С одной стороны, профессиональная этика представляет собой свод норм и правил профессиональной морали, т.е. профессиональные кодексы поведения. Причем именно в этом смысле употребляется термин профессиональная этика не только в обыденном восприятии, но и в специальной литературе. Для такого обиходного словоупотребления имеются определенные основания. В отличие от общих требований нравственности, которые первоначально складывались стихийно, нормы профессиональной морали создавались и создаются под сильным воздействием самих специалистов-профессионалов практиков и ученых-теоретиков. Именно поэтому в нормах профессиональной морали содержится больший, по сравнению с общими моральными требованиями, компонент рационального обоснования их истинности и необходимости, что определяет нормативный характер профессиональных и кодексов.

С другой стороны, строго говоря, профессиональная этика — это наука о профессиональных особенностях той или иной трудовой деятельности, и в этом смысле предметное поле понятия профессиональная этика существенно расширяется. В него помимо самих профессиональных кодексов включаются еще проблемы специфики того или иного вида профессиональной деятельности, а также весь комплекс проблем, связанных с определением места профессиональной этики как науки в системе современного социального и гуманитарного знания. Таким образом, теоретический уровень профессиональной этики предполагает решение общетеоретических проблем, связанных с особенностями профессиональной морали в целом. В то время как нормативный уровень определяет рациональное осмысление профессиональных кодексов поведения специалистов в различных сферах трудовой деятельности человека. На нормативном уровне профессиональной этики уместно также выделение сущностного и должного аспектов. Иными словами, следует различать собственно профессиональную мораль, т.е. кодексы поведения специалистов профессионалов, принятые и утвержденные соответствующими трудовыми и профессиональными союзами и организациями и являющиеся действующими документами, и реальные профессиональные нравы, складывающиеся стихийно, в процессе трудовой деятельности (так называемые неписаные правила).

Возникновение реальных профессиональных кодексов предшествовало созданию научных теорий профессиональной этики. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Возникнув как проявление повседневного морального сознания, профессиональная этика затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, а также в форме теоретических выводов. Так был осуществлен переход от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной этики.

Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали, обобщенные и закрепленные в системе профессиональной этики, не сразу становятся общепризнанными. Усвоение профессиональных норм часто представляет собой довольно длительный процесс, в котором большую роль играют профессиональные традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Профессиональная этика строит свои требования на оценке роли того или иного вида деятельности в жизни общества. Взаимоотношения между людьми, занятыми в той или иной сфере профессиональной деятельности, связаны со специфическими этическими нормами, к которым можно отнести:

-   общечеловеческие моральные требования (связанные с гуманистическим отношением людей друг к другу: долг, совесть, ответственность и др.);

-   нормы трудовой морали, предписывающие необходимость нравственного отношения к трудовой деятельности в целом, без выделения профессиональных особенностей;

-   этические нормы, служащие для защиты специфических, характерных для определенного рода профессиональной деятельности, ценностей (так, например, в профессиональной деятельности социолога выделяют необходимость соблюдения гарантий неразглашения сообщенных респондентом сведений);

- нравственные правила, касающиеся взаимоотношений той или иной профессии с обществом (в профессиональной этике социолога одной из важнейших нравственных норм является необходимость объективности социологического анализа и трактовки полученных социологом сведений).

Добровольное и неукоснительное выполнение всех типов вышеперечисленных этических норм может служить показателем развитости и процветания профессии. Профессиональная этика, как правило, отдает предпочтение гуманистическим требованиям и нормам.

Итак, профессиональная этика - это философская наука, представляющая собой часть общей теории этики, имеющая объектом своего изучения профессиональную мораль. Профессиональная этика есть наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем, профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология[2].

Профессиональная этика как философская наука включает в себя следующие структурные блоки:

- общая теория профессиональной этики - круг проблем, связанных с понятием о предмете, структуре, методах профессиональной этики как науки. Общая теория профессиональной этики также включает в себя анализ основные категорий профессиональной этики, определение ее взаимоотношений с этикой и другими гуманитарными дисциплинами;

-   история профессиональной этики - рассматривает круг проблем, связанных с генезисом профессиональной морали в обществе, а также отражение проблем профессиональной этики и становление профессионализма в истории этической мысли;

-   специальные профессионально-этические теории - в их рамках анализируются специфические моральные кодексы в той или иной профессии, к числу таких структурных подразделений профессиональной этики относятся этики науки, медицинская этика, судебная (адвокатская, прокурора екая) этика, этика социолога, этика журналиста, этика предпринимателя, этика сотрудника правоохранительных органов, инженерная этика и т.д.

Структурным подразделением профессиональной этики является профессиональная деонтология, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер. В отличие от других профессионально-этических норм, нормы деонтологии не дают личности права выбора и закрепляются не только в неписаных профессиональных кодексах или в соответствующих клятвах и обещаниях, но в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями. Преимущественно деонтологический характер носят профессиональные моральные кодексы в тех профессиях, которые связаны с обеспечением сохранности жизни и здоровья человека, например, в медицинской этике, в этике сотрудника правоохранительных органов.

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере — в этом состоит ее основная функция. Кроме того, профессиональная этика изучает:

-   отношения трудовых коллективов и специалистов к Обществу;

-   нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

-   взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;

-   особенности профессионального воспитания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...