Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ




Одной из важнейших характеристик морального облика личности является профессионализм и отношение к труду. Эти нравственные качества имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида. Исходной категорией для понятий профессионал и профессионализм является категория "профессия". В "Словаре русского языка" СИ. Ожегова термин "профессия" определяется как "основной род занятий, трудовой деятельности". Профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью интересы. Кроме того, если конкретный человек обладает особой системой знаний, умений, навыков, для которой данное общество выделяет особый ряд функций, наделяет именем и отграничивает от других видов деятельности, то также говорят, что он обладает профессией. Можно сказать, что профессия — это разновидность деятельности, необходимая для общества и дающая человеку возможность существования и развития.

В социологическом энциклопедическом словаре даются два значения понятия "профессия": 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью, — в этом смысле говорят о принадлежности человека к определенной профессии[19].

Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией так называемых общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и выполняют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.

Специфика взамоотношения общественной и профессиональной морали заключается в том, что профессиональная мораль частично снимает отдельные запреты общественной морали для определенного общественного профессионального сословия, что обусловлено характером профессиональной деятельности, направленной на общее благо[20].

В воинской морали частично снимается запрет "не убий" в силу необходимости защиты общества от неприятеля.

Во врачебной морали принцип "не навреди" частично ограничивает требуемое общественной моралью сострадание к ближнему (врач, хотя и побуждаемый состраданием, не должен идти на риск, если не уверен, что лечение не нанесет вреда больному).

Юридическая мораль исходит из признания самоценности человека и призывает оказывать содействие людям даже в том случае, когда юрист в нравственном отношении не оправдывает намерений и действий своего подзащитного, этим вводится частичное ограничение правил общественной морали, требующих от человека неучастия в делах, которые не отвечают его нравственному чувству.

Педагогическая мораль определяет круг лиц, допускаемых к воспитанию человека, как бы наделяя их родительскими правами и обязанностями.

Опасность от частичного снятия моральных запретов и правил для определенных профессий общество обычно отмечает в ряде случаев введением для данных профессиональных сословий обязательного ношения соответствующей форменной одежды и строгого соблюдения предписанных правил и норм распорядка[21]. Так, форменную одежду носят военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и др. Особые обязанности учителей и учеников общество также обычно отмечает обязательным ношением в ходе учебы форменной одежды.

Таким образом, санкционирование профессии и ее общественное признание достигается посредством утверждения законодательной общественной системой особых условий данного рода профессиональной деятельности, выделения финансирования, делегирования специалистам-профессионалам определенных общественных функций и полномочий и выработки особых механизмов для того, чтобы эти функции выполнялись.

Существенным атрибутом легитимной (т.е. не только узаконенной, но и получившей общественное признание) профессии является разработанный кодекс профессиональной этики, который заключает в себе систему норм и принципов, определяющих взаимоожидания специалистов и общества.

Профессиональный кодекс, как правило, включает в себя операционный набор профессиональных ценностей, диктующих правила поведения, с которыми представители данной профессии обязаны соотносить свои действия, чтобы оставаться достойными членами профессиональной организации. Как уже отмечалось, в любом профессиональном кодексе существуют три основные группы норм, утверждающих ответственность: 1) профессии перед обществом, которое санкционирует данную профессию; 2) представителей профессии - перед потребителями продукта или услуг, 3) специалистов — перед своей профессией. Помимо выполнения указанных функций этический профессиональный кодекс выполняет следующие задачи:

-   охраняет репутацию профессии, представляя четкие критерии, по которым необходимо регулировать профессиональное поведение специалистов и их отношения с обществом;

-   способствует компетентной и добросовестной работе профессионалов, определяет рамки контроля профессиональными объединениями деятельности своих членов;

-   защищает права самих специалистов, утверждает необходимость контроля профессиональными организациями за соблюдением профессиональных прав представителями данной профессии.

Профессиональные ценности, заявленные и утвержденные в профессиональном этическом кодексе, ориентируют специалиста на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность. Специалист, осознающий степень этой ответственности и стремящийся к максимальному соответствию создаваемому кодексом профессиональному идеалу, часто характеризуется как профессионал.

"Профессионал" определяется в толковом словаре как "человек, сделавший какое-нибудь занятие своей постоянной профессией". В социологическом словаре понятие профессионал толкуется следующим образом: профессионал - это индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию, соответственно профессионализм понимается как степень овладения индивидом профессиональными навыками.

Интересный подход к понятию профессионализма обозначен в книге Г.В. Лазутиной, которая справедливо отмечает, что развитое общество знает две формы организации деятельности: любительство и профессионализм. Всякая деятельность рождается как любительская, любительство есть первая фаза развития деятельности и первая, исходная форма ее организации. Специфика любительской деятельности заключается в том, что она осуществляется человеком по личной склонности, вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и без жесткой ответственности за результат.

Профессиональная деятельность формируется в процессе общественного разделения труда на базе любительской, однако не поглощает ее — обе формы деятельности продолжают существовать параллельно. Став для человека новым родом занятий, профессиональная деятельность приобретает иные черты: она протекает в виде исполнения соответствующих должностных обязанностей, связана с ответственностью за результат, требует специальной подготовки, т.е. превращается в профессию[22]. Важнейшим моментом превращения любительской деятельности в профессиональную можно считать также нравственное отношение специалиста к своей профессиональной деятельности, моральную ответственность перед потребителем за качество произведенного в ходе выполнения профессиональных обязанностей продукта - неважно, материального или духовного. Таким образом, профессионализм есть результат развития профессиональной деятельности и становления профессионального нравственного сознания.

Как мы уже убедились, этимологически термин "профессионал" свободен от нравственных характеристик. Тем не менее, в современной литературе, да и в обыденной речи понятие профессионализма приобрело новый этический оттенок. Профессионалом сегодня принято называть человека, который не просто овладел какой-либо профессией, а преуспел в ней. Важнейшей чертой современного профессионализма становится профессионально-нравственное отношение к труду: как к процессу профессиональной деятельности, так и к продукту этой деятельности. Моральная ответственность за результаты труда составляет неотъемлемую черту профессионализма.

Существуют различные классификации профессий. Их принято рассматривать в зависимости от особенностей предмета труда. В современной исследовательской литературе выделяются следующие типы профессиональной деятельности[23]:

-   профессии "человек-природа", имеющие своим предметом природные явления и особенности развития живой и неживой природы (физик, геолог, биолог, астроном и т.д.);

-   профессии "человек-техника", когда главным предметом труда выступают технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии (инженер, конструктор, строитель и т.д.);

-   профессии "человек-знак", исследующие условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, профессии переводчика, программиста, математика);

-   профессии "человек - художественный образ", основанные на различных видах художественного творчества (художник, музыкант, артист и т.д.);

-   наконец, профессии "человек-человек", в которых основным содержанием и предметом трудовой деятельности являются проблемы и отношения людей, семей, социальных групп, организаций и других социальных общностей. К этой категории относится и профессия социолога.

Именно профессии типа "человек-человек" в настоящее время выступают главными носителями норм профессиональной морали, так как их направленность на человеческие отношения требует особо внимательного отношения как к самому процессу, так и к результату трудовой деятельности.

Профессионализм и отношение к труду играли большую роль в нравственном становлении личности во все времена, но на разных этапах исторического развития человечества их содержание и оценка существенно различались. В эпоху традиционного и индустриального общества отношение к профессиональной и трудовой деятельности определялось социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий.

В Древней Греции, например, физический труд по ценности и значимости находился на уровне самой низкой оценки. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. Подобное отношение к профессиональной и трудовой деятельности было пересмотрено в протестантской этике, представляющей собой, по выражению М. Вебера, дух капитализма. В кальвинизме и лютеранстве, отрицающих возможность спасения посредством церкви, на первый план выходит идея о возможности спасения посредством неутомимой деятельности в рамках своей профессии[24]. Успех в профессиональной деятельности рассматривается в этой этической системе как знак Божественного предопределения к спасению.

В современном обществе профессиональная принадлежность является одним из важнейших критериев социальной стратификации общества, определяя вместе с другими факторами включенность человека в социальный слой. Профессиональная принадлежность к определенному виду хозяйственной деятельности в обществе в первую очередь свидетельствует о том, что человек участвует в общественном разделении труда, занимает вполне конкретное положение в иерархии социальных статусов и включен в социальное расслоение.

Ведущие современные социологи относят профессиональную принадлежность, наряду с экономическим положением людей и другими признаками, к важнейшим дифференцирующим признакам социального слоя[25]. Большое значения для современного стратификационного анализа имеют признаки, связанные с разделением труда, т.е. со сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональным образованием.

На формирование профессионализма как одного из основных требований профессиональной морали влияют различные ситуации, в которых оказываются специалисты в ходе выполнения своих профессиональных задач. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них присутствует ряд элементов, характерных всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, требование честной, добросовестной деятельности на благо общества. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и с обществом. Здесь также доминирует требование исполнения своего профессионального долга.

Успешное выполнение профессиональных функций предполагает взыскательные требования к квалифицированности и компетентности специалистов. Кроме того, для успешного функционирования личности в рамках своей профессии необходимо соединение высокого профессионализма со способностью к глубокому осознанию ответственности за результаты труда, готовностью безукоризненно исполнять свой профессиональный долг. Одним из важнейших регуляторов профессиональной деятельности и критерием оценки степени развитости профессионального сознания становятся профессиональная совесть и профессиональный долг.

Совесть и долг являются одними из основных категорий и норм этики. Кроме того, важнейшими требованиями практически всех систем профессиональной этики являются честность специалиста, следование голосу своей совести, долг перед обществом и другими людьми.

Совесть - это морально-психологический регулятор поведения человека. Вместе с долгом, честью, достоинством она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора, перед другими людьми и перед обществом в целом.

В энциклопедическом словаре по этике совесть определяется как "способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство"[26]. Совесть представляет собой важнейший механизм саморегуляции поведения человека. В качестве нравственного регулятива совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюктурными самопредостережениями и представляет собой автономный способ самоконтроля личностью собственного соответствия или несоответствия общественным моральным ожиданиям.

В процессе профессиональной деятельности человека индивидуально-личностный моральный механизм совести конкретизируется в зависимости от предъявляемых к данной профессии общественных ожиданий и предстает в виде требования соответствия деятельности специалиста профессиональным ценностям и идеалам. В современной исследовательской литературе профессиональная совесть определяется как категория для обозначения представлений профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Будучи глубоко усвоены личностью, такие представления становятся фактором, способным играть двойную побудительную роль: стимулировать ответственное профессиональное поведение и предупреждать безответственное[27].

Иными словами, профессиональная совесть ориентирует специалиста на исполнение и достижение совершенства в данном виде профессиональной деятельности, выражает моральную ответственность специалиста перед самим собой как субъектом высших профессиональных ценностей и требований.

Осознание долга, как и совесть, в структуре нравственного сознания личности играет роль одного из основных нравственно-психологических механизмов самоконтроля. Общественные требования морали предстают перед личностью в виде разумно осмысленной обязанности, ответственности за свое поведение перед обществом, коллективом, самим собой. Концентрированным выражением этого является долг. Поэтому чувство долга, наряду с чувством ответственности за выполняемую работу, становится обязательным элементом практически любой системы профессиональной этики.

Основная задача профессиональной этики - способствовать успешному выполнению профессиональных обязанностей. Отсюда вытекает необходимость выработать способность самостоятельно ориентироваться в поведении, выборе средств и эффективных методов достижения цели. Эту сторону профессионального облика определяют как профессиональный долг.

Категория "профессиональный долг" отражает тот аспект профессионально-нравственных отношений, который восходит к сущности любого профессионального дела и проявляет себя в виде побуждений к действиям, необходимым для осуществления профессиональных обязанностей. Профессиональный долг тесно связан с общественной жизнью. Многие авторы определяют профессиональный долг в широком понимании этого слова как обязанность подчиняться общественной нравственности.

Профессиональный долг в узком смысле слова определяется профессиональным кодексом, который является нормативным представлением: он задает нормативную и позитивную концепции профессионального труда, нравственные приоритеты в данной профессии. Важность профессионального этического кодекса состоит в том, что он обеспечивает стандарт для оценки профессиональных действий и налагает ограничения как на стремление контролировать индивида со стороны общества, так и на неконтролируемое, не учитывающее общественные установления, действия самого индивида.

Осознание профессионального долга часто выступает в виде профессиональной ответственности. В основе профессиональной ответственности лежит реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества и конкретных людей. Как правило, любая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение общественных потребностей и потому исходно стремится достичь такого результата, который бы устраивал потребителя. Однако в действительности это происходит не всегда, поэтому существенным моментом любой профессиональной установки индивида является стремление к максимальному соответствию результата или продукта своей деятельности, требуемому потребителем. Ощущение, рациональное осознание профессионалом возможности несоответствия результата своей деятельности общественным ожиданиям и его стремление ликвидировать это возможное несоответствие реализуется в чувстве профессиональной ответственности.

Таким образом, развитие экономики, культуры, усложнение социальных отношений, возрастание требований к квалифицированности, компетентности работника побуждают в наши дни все чаще говорить о профессионализме как мериле деловых качеств специалиста. Однако само понятие профессионализма не следует ограничивать суммой чисто профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм неизбежно включает в себя нравственную компоненту, реализующуюся в глубоком понимании специалистом своего профессионального долга, в самом щепетильном отношении к вопросам профессиональной чести, в высокой мере профессиональной ответственности. Профессионализм становится в наши дни нравственной чертой личности, одной из важнейших характеристик ее морального поведения. От того, насколько слиты в человеке чисто профессиональные и нравственные начала, насколько они едины и согласованы, зависит успех его деятельности, цельность личности специалиста, мера его творческого самовыражения в избранной профессии.

Профессионализм предусматривает неукоснительное исполнение профессионального долга, профессиональную ответственность за процесс и результат профессиональной деятельности применительно к каждой конкретной профессии.

ЭТИКА НАУКИ

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Еще Л. Фейербах пытался сформулировать десять заповедей человека науки: "1) ученый - мужественный борец за истину, но сам он обладает миролюбивым характером; 2) ученый также и уступчив, для него важнее учиться, чем всегда оказываться правым; 3) ученый идет своим путем, углубляется в свой предмет, не глядя ни направо, ни налево; 4) ученый не знает большего наслаждения, чем работать и быть деятельным; 5) ученый прост и доступен, бесконечно далек от гордости, самомнения; 6) у ученого нет времени для дурных, недоверчивых мыслей; 7) ученый не гонится за мирскими почестями и богатствами, он находит счастье в науке; 8) честность является основной добродетелью ученого; 9) ученый - объективный человек; 10) ученый - это свободный от самого себя человек[28].

В связи с существенно возросшей во второй половине XX в. важностью науки и усилением ее роли в общественном развитии этика науки конституируется в самостоятельную научную дисциплину. Круг ее проблем определяется моральными аспектами как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом.

Еще в начале XX в. на фоне социальных противоречий, войн и революций, а также под впечатлением от ряда техногенных катастроф, человечество испытало первые разочарования в науке: стало очевидным, что развитие науки не может решить все социальные проблемы человечества, а научные открытия могут использоваться не только на благо людей, но и вопреки им. Проблематичность моральной оценки науки в полной мере была осознана после Второй мировой войны, когда на фоне убедительных свидетельств беспрецедентной мощи научно-технических достижений стала очевидной неоднозначность и даже опасность как их социальных и гуманитарных последствий, так и самих процедур и процессов получения новых научных знаний.

Отправной точкой широких дискуссий об ответственности ученых за результаты их открытий, о "моральной чистоте" методов и процедур получения новых знаний стало создание и первое применение оружия массового уничтожения (август 1945 г., США), а также обнародованные в ходе Нюрнбергского трибунала факты жестоких научных экспериментов над заключенными в нацистских концлагерях.

Впоследствии, уже в 60-70-е гг. моральной оценке начинают подвергаться и те многообразные негативные последствия развития науки, которые проявляются во взаимодействии человека со средой обитания. Результатом этих дискуссий стала постановка под сомнение безусловности идущего еще от эпохи Просвещения тезиса о науке как о несомненном социальном благе.

В ходе продолжающихся и в наше время дискуссий были выработаны основные нормы профессиональной этики ученого, которые можно разделить на три группы.

К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как "не укради", "не лги", приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, в науке как нечто подобное краже расценивается плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля "Платон мне друг, но истина дороже", смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями. История науки с благодарностью чтит имена людей, которые не отреклись от своих научных убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. Вспомните трагическую судьбу выдающегося советского ученого Н.И. Вавилова, умершего от голода и болезней в Саратовской тюрьме. Именно ему принадлежат слова: "Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся".

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого. Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. На протяжении веков, со времени зарождения научного познания вера в силу разума сопровождалась сомнениями: как будут использованы его творения? Является ли знание силой, служащей человеку) и не обернется ли оно против него?

Социальная ответственность принимает форму юридической, политической, нравственной ответственности и отражает различные типы социальных связей между людьми в обществе. Специфика моральной ответственности состоит в том, что она характеризует отношение личности к обществу социальной и профессиональной группе с точки зрения осуществления ею определенных нравственных требований (долга, чести и т.д.)

В современной этике проблема ответственности тесно связана с вопросами свободы личности и морального выбора. Выступая как осознание отдельным человеком или группой людей необходимости добросовестного выполнения общественных требований и норм, моральная ответственность выражает творческое, личное отношение к реализации морально-этических требований. Она проявляется прежде всего как способность человека к решению противоречий между общественной необходимостью и личной заинтересованностью, когда моральный выбор осуществляется свободно, с учетом всего комплекса общечеловеческих ценностей.

Сказанное в полной мере относится и к социальной и моральной ответственности ученого, научного работника за социальные последствия его деятельности, за степень их соответствия внутреннему гуманизму науки и коренным интересам человечества. Конкретизируя понятие моральной ответственности современного ученого, можно представить ее как ответственность:

-   за социальное применение своих знаний в интересах общества, за последствия применения научного прогресса для человека и человеческой цивилизации;

-   за экологические последствия реализации достижений науки и за экологическое воспитание;

-   за выбор направлений, темы научных исследований в рамках дисциплины, научного проекта;

-   за степень обоснованности, проверенности выводов, объективность полученных данных. Это - ответственность не только перед своей совестью, но и гражданская ответственность перед страной и обществом;

-   за развитие отечественной науки, обеспечение преемственности в науке, подготовку новых научных кадров.

Большинство исследователей также включают в этот перечень ответственность ученых за распространение достижений своей научной дисциплины в научную среду и широкие слои общества, за популяризацию и пропаганду научных знаний. Однако эта точка зрения не является однозначной, некоторые ученые не считают своим долгом заниматься массовым просвещением, полагая, что это дело не науки, а образования.

Несмотря на многообразие конкретных этических требований к деятельности ученого, ядром этики науки является вопрос об ответственности ученого за социальные результаты его открытия. Еще в 1922 г. об опасности безответственного отношения к этой проблеме писал В.И. Вернадский: "Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться все им пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть.

Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества"[29].

Сегодня, когда столь остро встали проблемы неоднозначности, а порой и опасности социальных последствий научных исследований, эта проблема особенно актуальна. Обратимся к примеру.

Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека. Именно поэтому, к примеру, суд в ФРГ запретил концерну "Хехст" достраивать установку по производству инсулина с помощью генно-инженерной технологии, хотя концерн уже вложил в нее 600 млн. долларов и такой инсулин производится в других странах. Формулировка суда была следующей: "Генная инженерия представляет собой новое качество в технологии, связанное с риском для человеческого существования, который не может быть адекватно оценен в настоящее время". Подобные опасения заставили в 1975 г. ведущих ученых мира добровольно заключить мораторий на целый ряд исследований в данной области.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества. В 80-е гг. сессией ЮНЕСКО были приняты "Рекомендации о статусе научных работников", где пункт 14 посвящен этическим аспектам научных исследований. Среди прочих рекомендаций здесь содержится совет в качестве крайнего средства отказаться от работы по тем проектам, которые противоречат совести и требованиям гуманизма.

Все более растущие достижения современной биомедицины (1953 г. - Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон в лаборатории Кембриджского университета открыли молекулу ДНК; 1978 г. - в Англии родилась Луиза Браун - первый ребенок "из пробирки"; 1987 г. - специалисты университета Вашингтона сумели разделить клетки человеческого зародыша и клонировать их до 32 клеток; 1997 г. - в институте Рослин в Эдинбурге родилась клонированная овечка Долли) привели к необходимости выработки новой биомедицинской этики. Так, при принятии самого крупного в последние годы проекта "Геном человека" (начался с 1985 г., к 2003 г. планируется расшифровка главных информационных текстов ДНК на всех 23 хромосомах человека) с самого начала был утвержден моральный кодекс, в котором четко определено, что новые разработки будут применяться только для целей здравоохранения - диагностики, лечения и реабилитации наследственных болезней.

В настоящее время научное сообщество очень обеспокоено возможными последствиями бездумного и бесконтрольного применения достижений биомедицины. Поэтому в ряде стран идут попытки выработать соответственную правовую базу, способную регулировать это применение:

1993 г. - Международный комитет по биоэтике в Страсбурге, готовящий рекомендации для Европейской парламентской комиссии, провел международный симпозиум "Этика и генетика человека";

1995 г. - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) распространила документ под названием "Резюме по этическим аспектам медицинской генетики";

19% г. - Парламентская ассамблея Совета Европы утверждает документ, озаглавленный как "Конвенция о защите прав и достоинства человека в области биомедицины: Конвенция по биоэтике";

15 января 1998 г. - в Париже открыт к подписанию дополнительный протокол к европейской Конвенции по биоэтике, получивший неофициальное название "Протокол о запрете клонирования человека". О своем желании подписать его уже заявили 19 стран.

Помимо проблем, касающихся нравственной ответственности за результаты научной деятельности, к числу наиболее остро дискутируемых вопросов этики науки относятся проблемы моральной оценки собственно познавательной деятельности в том виде, как она организована и мотивирована в науке. Для характеристики этой проблематики принято использовать понятие этос науки, введенный Р. Мертоном, который понимал под ним тот комплекс ценностей и норм, который воспроизводится в науке и присущ каждому занятому в ней профессионалу. Мертон трактовал науку как воплощение свободного поиска истины и рациональной критической дискуссии.

Как отмечает Б.Г. Юдин, концепция этоса науки была использована Мертоном для характеристики моральных аспектов взаимоотношений ученых в рамках научного сообщества. В этих взаимоотношениях одновременно присутствуют начала конкуренции и кооперации. С одной стороны, каждый ученый стремится опередить всех своих коллег в получении новых научных знаний, обеспечить признание научным сообществом именно их, максимизировать приходящуюся ему долю материальной поддержки исследований и признания со стороны коллег; с другой стороны, общие интересы поддержания авторитета науки и ее воспроизводства в обществе стимулируют кооперацию между учеными, что является необходимым условием формирования и существования научного сообщества[30].

Мертон полагал, что этос науки базируется на следующих основных ценностях:

-   универсализм - все изучаемые наукой природные явления всюду протекают одинаково, а истина научных утверждений должна оцениваться независимо от того, кто именно их формулирует;

-   общность - смысл научного знания заключается в том, чтобы стать всеобщим достоянием;

-   незаинтересованность - главным стимулом деятельности ученого является чистый и бескорыстный поиск истины;

-   "организованный скептицизм" - каждый ученый несет ответственность за качество собственной оценки достижений других.

Объектом интереса в этике науки являются не только глобальные нравственные проблемы проведения и результатов научных исследований, но и технические проблемы организации деятельности ученого - публикации результатов (соавторство, цитирование, рецензирование), консультирования, экспертизы и др.

Рассмотрим нравственные аспекты этих проблем на примере публикации. Е.З. Мирская, говоря о содержании понятия ''публикация" и ее роль в мире науки, отмечала, что публикация является основой дисциплинарного общения и признания ученых. "Публикация: а) фиксирует завершение исследования или его этапа; б) осуществляет перевод нового знания в наличное; в) отсекает судьбу продукта от судьбы творца; г) передает индивидуальный, личный результат в общедисциплинарное достояние; д) через публикацию производится оповещение научного сообщества о появлении нового продукта - вклада в дисциплинарное знание; е) через публикацию фиксируется признание приоритета автора. Люди науки и продукты их деятельности входят в рамки дисциплины, когда перейден рубеж публикации. Для дисциплины существует только то, что опубликовано (и только те, кто опубликовал)"[31].

Выступая как единица научного знания, публикация новых научных идей, результатов процесса исследовательского поиска важна в двух аспектах: 1) научная публикация является свидетельством принадлежности автора к определенному научному сообществу, подтверждением его профессиональной деятельности; 2) публикация в то же время выступает ценностным элементом культурного развития человечества, поскольку важнейшим условием научного и общественного прогресса является обобществление знаний.

Моральные нормы научной публикации требуют от ученых соблюдения определенных правил при ознакомлении научного сообщества со своими новыми идеями. Неписаный этический кодекс ученого запрещает, например, искусственное увеличение количества публикаций за счет опубликования одной и той же научной работы под разными названиями в различных местах (здесь не имеются в виду случаи развития идей или стремление автора представить другой вариант работы, предназначенный для более широкой аудитории).

К этическим проблемам научной публикации можно отнести и проблему соавторства. Как известно, многие научные исследования, особенно в наши дни, являются плодом коллективного научного творчества. С учетом существующего в современной науке разделения труда становится затруднительным определить личный вклад каждого участника научного исследования в его результат. В современной науке не существует каких-либо четко прописанных правил или алгоритмов соавторства. Вместе с тем, предполагается необходимость соблюдения учеными некоторых нравственных правил. Основной моральной ценностью в данном случае является личная скромность, способность каждого автора к объективной самооценке. Самым распространенным и нравственно приемлемым способом решения проблемы соавторства сегодня является перечень фамилий всех участников данного научного проекта в алфавитном порядке, с отдельным указанием тех, кто выполнял редакторские функции.

М.Г. Лазар в своем исследовании данной проблемы отмечал и другие аспекты проблемы соавторства, например, нравственную ситуацию, возникающую при соавторстве представителей разных научных поколений или подчиненного и руководителя. Для раскрытия первой проблемы Лазар смоделировал следующую нравственную ситуацию: неизвестный научному миру молодой ученый успешно решил какую-либо проблему в рамках общей темы, подсказанной и руководимой крупным ученым. Он передает своему руководителю оформленные документально результаты своего исследования. Автор задается вопросом, правомерно ли будет считать такой труд результатом совместной работы и публиковать его в соавторстве? Однозначного решения данной проблемы нет, поскольку данная ситуация вариативна. Многое зависит от каждой конкретной ситуации, в частности важно, принимал ли руководитель участие в оформлении идеи своего ученика, какова была степень этого участия и т.д.[32] Нередко молодые авторы иногда сами стремятся к соавторству с видными учеными, для того чтобы повысить таким образом свой научный авторитет.

Другая группа нравственных ситуаций, возникающих при научной публикации, связана с проблемой цитирования, точнее необходимости ссылки на автора при полном или частичном воспроизведении его идей. Этические проблемы цитирования включают в себя два аспекта: с одной стороны, продвижение вперед в науке невозможно без использования всего накопленного предшественниками опыта, при этом на широко известные научные истины или факты, как правило, не ссылаются; с другой стороны, указание авторства той или иной мысли необходимо даже тогда, когда отсутствует прямое изложение текста, даже в случае пересказа, переформулировки чужой идеи следует сослаться на ее теоретический источник.

Кроме этого надо помнить и о других нормах цитирования.

М. Лазар выделяет следующие правила:

-   Перенятие результатов научного труда другого исследователя и ссылка на него не освобождают от моральной ответственности за их использование.

-   Цитату не следует рассматривать как доказательство собственной правоты.

-   Цитировать надо с учетом всего контекста, другие мнения следует использовать корректно и правильно.

-   Цитирование и ссылки на других ученых должны быть оправданы содержанием работы, моральный долг исследователя состоит в цитировании по строго смысловой и логической необходимости.

-   При так называемом "повторном" цитировании (когда приводится уже использованная другим автором в его работе цитата) следует не только сослаться на первоисточник, но и указать, откуда приводится выдержка.

Весьма важным аспектом этики науки являются и нравственные проблемы "очного " научного общения, в связи с этим возникает потребность в определении норм ведения научных дискуссий. На ход такой дискуссии влияет как уровень интеллектуальной научной эрудиции ее участников, так и общая культура оппонентов. Огромное значение в этом случае приобретают традиционные научные нормы терпимости, уважения чужого мнения, корректности в общении. На сегодняшний день наиболее организованной формой научной дискуссии является "академический спор", например, защита диссертации, обсуждение научного доклада, книги или статьи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 706.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...