Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Окаменение, притупление чувств




Преимущества Недостатки

Деловая маска, картина пол- Межличностные контакты

ной безэмоциональности и обедняются, подавленные

психической невозмутимо- чувства ложатся грузом на

сти Панцирь на чувствах не органы и мускулы. Кто не

позволяет им проявляться позволяет себе быть эмоци-

вовне и попасть вовнутрь ональным, тот становится

Человек ориентируется на больным телесно и психи-

поведение автомата чески

Важными механизмами самозащиты являются так­же фиксации (задержка на одной стороне развития), регрессия (возврат при угрозе стресса на более ран­нюю стадию развития), перенос бессознательных пе­реживаний в физическую сферу (например, в голов­ную боль), провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнару­жить чувства, на которые неспособен сам провоциру­ющий, например, высказать гнев или любовь).

В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следу­ющие приемы.

1. Анализ символов повседневности, например, на­правленная ассоциация клиента на заданное сло­во.

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, об­молвки клиента, которые рассказывают подсозна­тельные чувства клиента. Свободное ассоциирова-ние является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассо­циаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявление более ши­рокого механизма вытеснения.

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Пси­холог обязан идентифицировать, понять и прора­ботать свои чувства к клиенту.

Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — состав­ная часть работы практического психолога любого направления.

Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуоз­ного владения техниками, что достигается путем дли­тельного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психо­анализ, который не приносит клиенту облегчения.

Б ихеви оральное направление в психологическом. консультировании.

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсо-на и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое направ­ление, основанное на научном прагматизме его при­верженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных со­ставляющих бихевиоральной психологии. 1.Отношение психолога и клиента. Психолог-бихе-виорист делится своими планами с клиентом, на­деясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

2 Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание пси­хологом того, что клиент делает и как он себя ве­дет.

Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос:

«Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, кото­рые употребляет мой клиент? »

7 Абрамова Г С


 3. Понимание контекста проблемы через функцио­нальный анализ. Функциональный анализ предпо­лагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следствен­ные связи в последовательности событий, опреде­ляющих внешнее поведение клиента.

4. Установление социально важных целей для кли­ента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиен­та. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом достижение для него цели, предполагающие конк­ретный план действий на будущее. Бихевиоральный анализ — это акцент на конкрет­ных действиях и поступках человека. Психолог-бихе-виорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

Точно определив проблему, психолог готов пред­лагать клиенту ответы на решения.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техни­ками. Среди них наиболее популярной является трени­ровка настойчивости. Тренировка настойчивости позво­ляет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.

При тренировке настойчивости в ходе интервью, кроме открытых и закрытых вопросов, психолог ис­пользует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтерна­тив для принятия решения — это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению поведения клиента.

Среди процедур изменения поведения психолог-бихе-виорист использует, кроме тренировки настойчи­вости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обу­чении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за жела-| емое поведение — это тоже бихевиористские методы ' обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют днев­никовые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

В бихевиоральном консультировании широко ис­пользуются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в по­вседневной жизни; это стратегии предотвращения ре­цидивов.

Рецидивы, срывы случаются у большинства кли­ентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обоб­щающей стадии интервью построить программу, кото­рая помогла бы справиться с рецидивом.

Эта стратегия дает возможность клиенту контро­лировать себя в трудных ситуациях. Стратегии пре­дотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регули­рование мыслей и чувств; выявление нужных допол­нительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность про­грамм предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят сле­дующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в де­талях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: страте­гия поведения состоит в том, что клиент фикси­рует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его ис­пользованию в трудных ситуациях. Затем анали­зируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведе­ния. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на вре­менный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва. 7*


 Гша (|

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждает­ся вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанно­го поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого ре­цидива направлена на описание в деталях первого

рецидива — людей, мест, времени, возможного

эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не толь­ко для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслужива­ет огромного внимания всех практических психологов.

Гуманистическое направление в психологии.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это на­правление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздей­ствие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гума-нистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действо­вать, определяя свою судьбу, сосредоточение контро­ля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление пси­хологии анализирует жизнь человека, это понятие чело­веческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние пси­хического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направ­ления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внима­ния и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психо­лог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтнос­ти с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к кли­енту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, переска­зом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимо­действия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии осо­бое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отли­чающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей про­щения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники пере­мены отношения; парадоксальные намерения; пере­ключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точнос-


 rum 11

ти словесных формулировок, ориентации на мироощу­щение клиента.

Гуманистическое направление практической пси­хологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слы­шать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психоло­га — это работа с конкретной индивидуальностью чело­века. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в разви­тии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встре­чаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника его, в результате взаимодействия, изменяются.

§ 2. Интервью как основной метод псишогичвскогр консультирования

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим спе­циалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например, переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен реф-лексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.


 Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий,:

раскрывающих актуальные и потенциальные возмож ности клиента. Вопросы — основной способ воздей ствия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая мо дель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее

Первая стадия интервью — структурирование, до стижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют — «Привет!».

Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут? Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться ? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью — обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остано­вимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» — это установление кон­такта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуа­цию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как лю­бая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;


 Г12В1VI

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться измене­ние позиций, но это будет ситуация профессионально­го интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситу­ации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помо­щью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситу­ацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необхо­димо иметь отдельный кабинет или искусственно ог­раниченное пространство. Оптимальный вариант про­странственного расположения — два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 мет­ра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психо­логи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Пер­вым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от ле­карств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным тер­мины (среди них наиболее пугающий клиентов тер­мин — «проблема», но это бывают и такие термины:

! «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданно­го вопросом-предложением психолога:

— Слушаю вас, или:

— Расскажите о себе, или:

— Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия — клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходи­мо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство уп­равления клиентом. Повторение имени создает усло­вия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психо­лог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все дета­ли исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопро­сы о ходе событий, об участниках событий и их конк­ретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. При­мерно 15—20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими Модальностям этого внутреннего мира владеет клиент. Как мы уже отмечали, через анализ контекста психо­лог может выяснить:

• что знает клиент о возможностях своих действий;

• что знает клиент о своих целях;


 ГМ11 VI i

• что знает клиент о своих чувствах;

• что знает клиент о своих мыслях,

а также решить вопрос о том, что надо знать кли­енту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержа­ние проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесен­ном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти клю­чевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете — внутреннем мире клиента, событиях его жизни.

Ключевое слово в любом тексте может быть опре­делено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл все­го текста или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово — это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профес­сионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении со­бытий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное учас­тие в событиях его жизни. При этом он идентифициру­ет потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями:

«Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализиру­ет свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который дол­жен отвечать следующим правилам построения, обра­щенным к психологу:

• не надо сгущать краски, употребляя оценочные сужде­ния;

• ориентируйтесь на ключевое слово — тему клиента;

• не навязывайте свою точку зрения;

• употребляйте простые слова и образы для передачи ин­формации;

• говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал Психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведе­нии. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого ис­пользуется известный принцип обратной связи, кото­рый для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента — в виде отве­та на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к по­вторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение — один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту раз­ные стороны его проблемы, чтобы он мог эту инфор­мацию принять и поверить.

Консультирование — это в известном смысле уп­рощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности челове­ка в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для кли­ента.

Эмоциональная включенность клиента в эту си­туацию определяет процесс структурирования. Раз­говор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен пре­вышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следу­ет вернуться к определению проблемы. Это позволя­ет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его по­зитивные возможности.

Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хоти­те добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента — каким он хочет быть; что в его жизни


 Глава vi

произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиен­ту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают имен­но отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие пси­холога — основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интер­вью с психологом происходит как бы «инсайт» — кли­ент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности кли­ента приводит к тому, что переживаемые клиентом из­менения в ситуации интервью приведут и к измене­нию его поведения.

Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента результате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интер­вью, могут быть самые разные. Остановимся на их крат­кой характеристике, используя для этого следующую таблицу:








Методы воздействия

метод описание метода функция метода во время беседы
интерпретация новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Это осно­ва методов воздействия альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
директива (указание) может быть пожелание, ука­зание на действие или хитро­умная техника на основе тео­рии ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ
совет (информация) домашнее задание, пожела­ние, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя давать полезную информа­цию
самораскрыти е психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента связан с приемом обратной связи, построен на «Я-пред-ложениях» психолога. Спо­собствует установлению раппорта.

 

метод описание метода функция метода во время беседы
обратная связь дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие дает конкретные данные для самовосприятия
логическая пос­ледовательность объясняет клиенту логичес­кие последствия его мышле­ния и поведения «Бели, то...» дает клиенту точку отсчета для понимания своих пере­живаний и действий, позво­ляет предвидеть результаты действий
воздействующее резюме часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комби­нации с выводами и резю­мирующими высказывани­ями клиента проясняет, что психолог и клиент добились в ходе бе­седы. Подводится итог того, что сказал психолог. Приз­вано помочь клиенту пере­нести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
открытые вопросы «Кто?» — факты, «Как?» — чувства. «Почему?» — при­чина, «Можно ли?» — общая картина выяснение основных фактов, облегчающих разговор
закрытые вопросы содержат частицу «ли», отвечают кратко сокращают длинный монолог
пересказ повторение сущности слов клиента и его мыслей, ис­пользуя его ключевые слова активизирует обсуждение, показывает уровень пони­мания
отражение чувств обращает внимание на эмо­циональное содержание интервью поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства
резюме в сжатом виде повторяет ос­новные факты и чувства кли­ента полезно повторять периоди­чески во время интервью. Поясняет направление беседы.

 

Направленное воздействие на клиента осу­ществляется и следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифо­логии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для ^иента.


 Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздей­ствия (изложены выше), то психолог обозначает сопро­тивление клиента и работает с ним, это может быть в следующей форме: «Вам трудно принять...», «Вам не хочется согласиться...»

Это позволяет обозначить ситуацию сопротивле­ния клиента и одновременно, со стороны психолога, отказ психологом от сильного стремления переориен­тировать клиента, показать стремление психолога при-;

знать за клиентом некоторую правоту.

Это утяжеление воздействия со стремлением смяг­чить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о чело­веке, позитивную информацию самому человеку со­здать трудно, так как он часто просто ничего приду­мать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения, В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариат поведения. Можно даже настоять на этом прогова-ривании поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиента обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о кото­рых он не думал.

Позитивное обсуждение может быть не очень чет­ким, но оно должно быть обязательно. Ему может быт! посвящена целая консультация. На этом фаза воздей­ствия закончена. По длительности она равна пример' но 15 минутам.

Четвертая фаза интервью — выработка альтерна­тивных решений, ее можно обозначить так: «Что мь можем сделать по этому поводу? »

Обсуждение с клиентом разных вариантов реше ния данной проблемы, поиск альтернатив для преодо­ления ригидности и создания условий выбора сред» альтернатив. Одновременно это и исследование лич­ностной динамики, которое может быть длительным.

Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно явля­ется таковым для клиента, а некоторым из них нужны четкие директивные рекомендации.

Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:

Вид директивы Содержание директивы
Конкретное пожелание «Я предлагаю вам сделать следующее...»
Парадоксальная инструкция «Продолжайте делать то, что вы делаете... Повторите свои действия (мысли) по крайней мере три раза».
Фантазии «Представьте себе...». «Закройте глаза и опишите, что вы видите, что слышите, что чувствуете». Опишите ваш иде­альный день, идеальную работу, партнера». «Представьте себе, что вы путешествуете внутрь своего тела».
Ролевое указание «А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее». «Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения».
Гештальт-метод ба-зальное поведение «Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая — раскры­та. Пусть одна рука поговорит с другой».
Свободные ассоциации «Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассоциациях из воспоминаний детства». «Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни».
Переоценка (концентрация Гендлина) «Установите для себя негативные чувства, мысли. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь оты­щите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой».
Релаксация «Закройте глаза и "плывите", сожмите покрепче кулаки, а теперь отпустите...»
Систематическое снятие напряжения а) Глубокая мышечная релаксация; б) построение иерархии беспокойств; в) увязывание объектов тревоги с релакса­цией.
Языковые замены «Замените "хотелось бы" на "хочу", "нельзя" на "желатель­но"». Любые новые словесные изменения.
Принятие чувств, «эмоциональный "отоп» «Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью».

 


 Гми(||

Пятый, последний этап интервью — это обобще­ние психологом в форме резюме результатов взаимо­действия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. Степень обобщения, доступная психологу, зависит от учета им индивидуальных и куль­турных различий на первых стадиях интервью. На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, что­бы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из практи­ки консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения.

Психологу надо относиться к этому спокойно, так как эффект консультирования определяется теми пе­реживаниями, которые были у клиента во время ин­тервью. Изменение состояния клиента в ходе интер­вью — главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента является основным про­фессиональным правилом работы. Психологу нет смысла бояться (хотя этим не надо и злоупотреблять) отрицательных оценок клиентом эффекта консульта­ции.

Не разрушая эффект первого интервью, можно провести еще две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч улучшается помощь. В ситуацию взаи­модействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, ситуация будет все боль­ше проблематизироваться.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходи­мость отчета о выполнении (невыполнении) домашне­го задания. Таким образом мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время интервью.

Психологу необходимо проследить, чтобы домаш­нее задание было сформулировано в простой, доступ­ной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиен­том можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или вы­полнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены в завершении консультации рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае, должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все выходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог прощается с кли­ентом, обещая потенциально будущую встречу, спокой­но, не торопясь прощается с клиентом.

Интервью является основным методом психологи­ческого консультирования, так как оно является ситу­ацией принятия психологом профессиональных реше­ний в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога — личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимо­действия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные инте­ракции с клиентом во время интервью. При этом не­обходимо учитывать, что невербальный язык отража­ет: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); информацион­ный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид переста­ет смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

В успешном интервью между психологом и клиен­том возникают согласованные или симметричные дви­жения.

Для консультанта часто возникает вопрос об оцен­ке эффективности интервью. Особенно остро — как профессиональная проблема — этот вопрос возникает в случаях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.


 Аллан Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линн Саймекс-Дау-^ нинг в своей книге, посвященной консультированию! на которую уже были ссылки, говорят о том, что можно) выделить семь основных направлений эффективности интервью.

1. Интенциональность, то есть сколько направлений для раз­вития клиента как психолог, вы можете предложить? Сколько возможностей появилось у вашего клиента пос­ле вашей совместной работы с ним?

2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает целд интервью или это делаете вы ? Включен ли в круг проблем поиск положительных сторон? Есть ли у вас хотя бы трв альтернативы для действия? Как протекает процесс при­нятия решения у клиента — легко или с трудом ?

3. Можете ли вы применять целенаправленное воздействие на клиента?

4. Индивидуальная и культурная эмпатия. Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуаль­ную эмпатию, непосредственность, конкретность и пози­тивный взгляд? Способны ли вы изменить эмпатические конструкции с учетом индивидуальности клиента, не за­бывая и о своей индивидуальности? Прибавилось ли у клиента уважения к другим личностям? Он (клиент) дол­жен пережить не только ситуацию понимания его, но и ситуацию необходимости и понимания других.

5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы наблю­дать и отражать вербальный и невербальный язык клиен­та? Способны ли вы выделить ключевое слово в выска­зывании клиента? Умеете ли вы быть конгруэнтным с клиентом? Умеете ли замечать противоречия и разре­шать их через конфронтацию? Как клиент относится к ним? Идет ли синтез новых конструкций и нового миро­воззрения?

6. Взаимодействие личность-окружение. Умеете ли вы создать подходящее окружение для роста и развития клиента?

7. Интеграция. Умеете ли вы объединить методы, качества,

конструкции в интервью, способное вызвать у клиента

позитивные сдвиги ?

Вопросы, характеризующие основные направления оценки эффективности интервью, психолог може! рассматривать как материал для самонаблюдения. В те же время — это основа для экспертной оценки егс работы коллегами.

Естественно, что самым важным показателем ус­пешности интервью будут переживания клиента, ко­торые могут быть описаны в обобщенном виде так:

«Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоян­ной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психи­ческой устойчивости.

§ 3. Индивидуальное консультирование

Естественно, что содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Точ­ная работа на заказ отличает профессионального пси­холога от непрофессионального.

Анализ работы практического психолога в ситу­ации индивидуального консультирования показыва­ет, что этот вид профессиональной работы требует направленной рефлексии психолога на два важней­ших научных понятия — на понятие нормы психи­ческого развития и на понятие позиции во взаимо­действии. Остановимся на причинах актуализации содержания этих понятий в работе практического психолога.

Основную причину мы видим в том, что професси­ональное взаимодействие с клиентом требует приня­тия решений о его содержании. Кроме заказа клиента, это содержание структурируется возможностями пси­холога ориентироваться в актуальных и потенциаль­ных свойствах внутреннего мира клиента. Эта ориен­тация невозможна, на наш взгляд, без рефлексивной проработки психологом понятия нормы психического развития.

Содержание этого понятия позволяет дифферен­цировать задачи взаимодействия (социальные, этичес­кие, нравственные, психологические) с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с клиентом.

Естественно, что психолог работает в выбранном им ключе собственной обобщенной теории, поэтому Достаточно сложно описать все многообразие представ­лений о норме психического развития, функциониру-


 ющих в психологической практике. Наиболее выпукло эта проблематика выступает при решении профес­сиональных задач прогноза консультирования, где психолог использует содержание понятия нормы пси­хического развития, в своем представлении о перио­дизации психического развития и ее механизмы.

Таким образом, понятие нормы психического раз­вития требует использования в индивидуальном кон­сультировании теоретического представления о пери­одизации психического развития.

Схема индивидуального консультирования с этой точки зрения выглядит следующим образом:

с точки зрения клиента текст заказа психоло­гическая задача возможность изменения выбор направления изменения
с точки зрения психолога содержание задачи взаи­модействия механизмы психического развития период психического развития содержание нормы психического развития

 

В понимании механизмов психического развития психолог опирается на философское представление о сущности человека. По нашему мнению, Э. Фром­му и Р. Хирау удалось выразить очень тонко ту ре­альность, с которой работает практический психолог, используя свое представление о механизмах психи­ческого развития: «Можно сказать, что в человеке, с тех пор, как он стал человеком, есть нечто всегда по­стоянное — природа; но человеку присуще также великое множество переменных факторов, делающих его способным к обновлению, творчеству, созиданию и прогрессу»'.

Опора в практической работе на знание о посто­янных характеристиках внутреннего мира человека, использование их в прогнозах консультационной ра­боты, в тех моментах интервью, где психолог работает с альтернативами, делает взаимодействие с клиентом реалистическим.

' Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии «Природа чело­века»//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.— С. 150.

IciimiriMH loicjHTipeiiHC

Для того чтобы это произошло, психолог дол-жен владеть точными знаниями о природе человека, кото-оые дает анатомия и физиология, психосоматика и антропология и другие науки о природных свойствах человека.

Остановимся только на одном примере нарушения соматосексуального развития как проявлении природ­ных свойств человека: «При синдроме тестикулярной феминизации ребенка считают девочкой. В этом слу­чае даже в пубертатном периоде вторичные половые признаки развиваются по женскому типу, и к врачу таких лиц приводит лишь отсутствие менструаций. Однако генетически они мужчины, имеют кариотип 46 XV, женских внутренних гениталий у них нет, так как мюллеровы каналы претерпели атрофию, и развились придатки яичек и семявыносящие протоки. Гонады таких больных — яички, располагающиеся в расщеп­ленной мошонке, — в больших половых губах либо в паховых каналах»*.

В большей степени значимость природных факто­ров выступает при анализе пограничных форм пси­хического здоровья, к которым, например, относят ак­центуации характера. Понятие нормы психического развития и нормы психического здоровья связаны с социализацией человека, с его возможностью жить среди других людей, быть «таким, как все». Отноше­ние клиента к содержанию социальных норм, владе­ние ими для практического психолога является одним из показателей личностной зрелости клиента, что дает основание для формулировки психологических задач во взаимодействии с ним.

В акцентуациях характера клиентов психологу предстоит работать с аномалиями, которые определя­ются сочетанием неблагоприятных наследственных факторов и факторов социального воздействия. Среди наследственных факторов различают пренатальные, натальные и ранние (первые 2—3 года жизни) постна-тальные соматогенные вредности (травмы, интоксика­ции, инфекции и т. д.). Неблагоприятное влияние со­циального окружения — безнадзорность, гиперопека,

' Сексопатология Справочник / Ред. Г.С. Васильченко. — М. 1990.— с 327.


 тяжелая нравственная атмосфера в семье — при дли­тельном воздействии способны нарушать развитие личности даже с благополучной наследственностью.

В психиатрии считается, что в основе патогенеза акцентуации лежит частичный срыв социальной адап­тации, который блокирует именно ту форму поведения, в сторону которой выражена акцентуация.

При индвивидуальном консультировании практи­ческий психолог должен проверить выраженность акцентуации у клиента и принять обоснованное реше­ние о возможной совместной работе с врачами (тера­певтом, психиатром, психоневрологом, невропатоло­гом, сексологом и другими).

Акцентуации характера, подробно описанные К. Леонгардом', порождают у человека затруднения в отношениях с окружающими лишь при определенных^ условиях в ситуации, предъявляющей к человеку по­вышенные требования, и соответствии требований типу акцентуации.

В практике широко применяется тест — опросни» Шмишека, который учитывает эту особенность про­явления акцентуаций, а также методика аутоиденти-фикации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер) Сочетание этих методик с прямыми вопросами о воз­можных неблагоприятных наследственных факторах позволяет психологу решить вопрос о некоторых при­родных особенностях человека.

В практической работе с детьми и подростками широко используется классификация акцентуаций, разработанная А. Е. Личко (1977); она может быть при­менена и в работе со взрослыми людьми.

Согласно этой классификации, можно выде/ следующие типы акцентуации характера:

астеноневротический вариант;

сензитивный;

психоастенический;

эпилептоидный;

неустойчивый;

инфантильно-зависимая акцентуация;

шизоидный тип;

гипертимный вариант.

' См.: Авангард К. Акцентуирование личности. — Киев, 1981.

Астеноневротический вариант характеризуется склонностью к сниженному настроению, повышенной утомляемости и раздражительности, у них с детства беспокойный сон, плохой аппетит, ночные страхи, кап­ризность, плаксивость, заикание и др. Склонность к сниженному настроению — ипохондрии — у большин­ства из них остается на всю жизнь.

Сензитивная акцентуация — это обидчивость, не­решительность, склонность к образованию навязчивых страхов, опасений, мыслей, представлений и действий. Под влиянием неудач они становятся настороженны­ми и замкнутыми.

Психоастеническая акцентуация (мыслительный вариант) — любовь к самоанализу, высокое чувство долга и ответственности, высокая ранимость, не выно­сят грубости и житейского цинизма. Они находят у себя множество недостатков и часто мучаются угрызения­ми совести, что приводит к робости и застенчивости.

Эпилептоидный вариант характеризуется склонно­стью к аффективным напряжениям и взрывам, вязкос­тью, ригидностью, инертностью, накладывающих отпе­чаток на всю психику человека. Злобность, неустойчивое настроение отличаются длительностью, тоскливой то­нальностью, накипающим раздражением.

Наряду с претензиями на лидерство и стремлени­ем к власти эпилептоиды бережливы, аккуратны, что нередко превращается в самоцель. Половое влечение при этом типе акцентуации тесно связано с мазохис-тскими и садистическими тенденциями, повышенной готовностью к формированию различных половых из­вращений. Будучи сверхкорректными в одной ситуа­ции, в другой они проявляют крайнее себялюбие, злоб­ность, агрессивность и жестокость.

Неустойчивый вариант акцентуации характера оп­ределяется безволием, которое отчетливо проявляется в труде, учебе, исполнении обязанностей дома. С дет­ских лет они непослушны, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания. Они легко и охотно подчиняются другим детям, а от воздей­ствия учителей и родителей пассивно уходят, исполь­зуя любой предлог для отлынивания. Рано обнаружи­вается тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности и просто безделию, рано начинают курить, идут на мел-


 Г«111(i

кие кражи, выражено равнодушие к своему будущему Они не способны к глубоким чувствам и усвоению морально-этических норм.

Инфантильно-зависимая акцентуация характерна для взрослых людей — это затянувшаяся беспомощ­ность, избирательная зависимость от одного из членов родительской семьи.

Шизоидный тип отличается аутизмом, замкнуто­стью, отгороженностью от окружающего, неспособ­ностью или нежеланием устанавливать контакты, снижением потребности в общении, невыраженной способностью к сопереживанию — шизоидная холод­ность или слабость эмоционального резонанса.

Отсутствие внутреннего единства у этого типа ак­центуации проявляется в сочетании холодности и утон­ченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятель­ности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, рациональных рассуждений и нелогич­ных поступков, богатства внутреннего мира и бесцвет­ности его внешних проявлений.

При гипертимном варианте акцентуаций преобла­дает приподнятое настроение с резкими вспышками раздражения. Вынужденное безделие и регламентиро­ванный режим жизни такие люди переживают с тру­дом, это приводит к учащению вспышек раздражения.

Исследование акцентуации характера при инди­видуальном консультировании позволяет психологу сориентироваться в выборе для клиента возможных альтернатив поведения, учитывая устойчивые и ситу­ативные формы его реагирования. Например, при работе с гипертимной личностью можно использовать для выработки альтернативных форм поведения его стремление применить энергию, инициативу, устано­вить широкие контакты.

Кроме анализа акцентуаций характера практичес­кий психолог, обращаясь к своим представлениям о механизмах психического развития, должен исследо­вать такую важнейшую природную характеристику человека, как состояние его соматического здоровья.

Современные исследования показывают, что у со­матически больного человека формируется особое пси­хическое образование — внутренняя картина болезни,

^шютш^Щ1Щтт_

содержание которой очень сложно'. В нее входят, по крайней мере, следующие четыре уровня отражения болезни заболевшим человеком:

• чувственный уровень ощущений;

• эмоциональный, связанный с различными видами реаги­рования на отдельные симптомы заболевания в целом и его последствия;

• интеллектуальный, связанный с представлением, знанием больного о своем заболевании;

• мотивационный, связанный с отношением больного к сво­ему заболеванию, с изменением поведения и образа жиз­ни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

Соматическое заболевание, особенно хроническое соматическое заболевание, сказывается не только на энергетических возможностях человека, но и на тече­нии эмоциональных и познавательных процессов че­ловека.

Часто именно по этим показателям можно увидеть надвигающееся соматическое заболевание, поэтому практический психолог должен увидеть в психодиаг­ностическом материале его динамический характер и проследить степень устойчивости этой динамики. Осо­бенно это важно в отношении консультирования детей по проблемам школьной дезадаптации. Очень часто причины школьной дезадаптации связаны с психосо­матическими особенностями детей — особенно с состо­янием здоровья.

В работе с ними практический психолог работает и с другим проявлением механизмов психического развития — с возрастными постоянными и перемен­ными внутреннего мира человека.

Знание о возрастных природных особенностях человека позволяет психологу адекватно анализировать многие биологические факторы в его поведении — это сексуальность, пищевые потребности, потребность в сне, движении и т. п. Находить место и роль этих факторов в механизмах психического развития чело­века — значит еще раз приблизиться к пониманию оущности человека, к возможности воздействовать на

' См., например: Николаева В.В. Влияние хронической болез-«ИД"и на психику. — М., 1987.                               fid


 нее в практической работе по оказыванию психологи­ческой помощи.

В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу (особенно в работе со взрослыми) приходит­ся обращаться к пониманию им сущности человека при формулировке для клиента психологической задачи. Психолог должен четко уметь выразить свой подход к сущности человека — сформулировать свою философ­скую позицию, в которой он раскрыл бы смысл жизни человека.

Само существование человека ставит перед пси­хологом вопрос о возможности и значении того, что христиане называют «спасением», буддисты — «осво­бождением» и «прозрением», нетеистические гумани­сты — гармонией и самоценностью человека, любовью и единством с другими людьми.

Психологу, занимающемуся практикой, необходи­мо также решить вопрос об утилитарном взгляде на жизнь, который ориентирует человека на то, чтобы иметь, а не быть. Так как обладание для большинства людей более реально, чем бытие, то психологу в работе с клиентом неизбежно приходится сталкиваться с про­явлением этого подхода к жизни, и надо быть готовым предложить альтернативные подходы и аргументиро­вать их.

Проблема смысла жизни связана с аутентичнос­тью человека. Психолог постоянно в разных формах обсуждает с клиентом его аутентичность, проявление и нарушение ее как отражение динамичности внутрен­него мира человека. Потеря аутентичности — это по­теря человеком своей свободы и своей ответственнос­ти как важнейших показателей личностного развития человека.

Проявление этих показателей во взаимодействии с клиентом или других, существенных для практичес­кого психолога, как показателей психического разви­тия позволяет решать вопрос о возможности измене­ния клиента в ситуации консультирования.

Мы не ставим своей задачей проанализировать су­ществующие в психологии периодизации психическо­го развития и лежащие в их основе теоретические принципы. Остановимся лишь на наиболее важных, с II нашей точки зрения, моментах в той или иной мере

присутствующих во всех периодизациях (Д.Б. Элько-нин, М. Эриксон, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Берн и др.).

Это выступление различных, по возможности, из­менений внутреннего мира человека периодов его психического развития. Исследование содержания стабильных, критических и сензитивных периодов в жизни человека, возможность отнесения их к конк­ретным возрастным границам позволяет психологу ориентироваться на возможности изменения челове­ка, на темп изменения, на направление изменения.

С этой точки зрения каждый период развития че­ловека содержит различный потенциал динамичности, в стабильные периоды этот потенциал ниже, в крити­ческие периоды жизни он выражен очень значитель­но, но неравномерно, в сензитивные периоды потен­циал динамичности равномерен и очень высок, но только по отношению к определенному виду воздей­ствия.

Критические периоды жизни человека содержат в себе потенциал как развития, так и регресса личности. Психолог должен очень четко выделять наличие этих противоречивых тенденций и сориентировать клиента на потенциал его развития.

Таким образом, анализируя возможности измене­ния клиента, психолог работает с задачами и резерва­ми развития данного человека, понимаемым на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития.

Представление психолога о задачах и резервах развития личности основывается на выбранной им научной теории, оно же будет определять и конкрет­ное содержание показателей развития, на которые будет ориентироваться психолог.

Для понимания возможностей клиента психолог использует конкретизированные данные о механизмах психического развития. По нашему мнению, эта конк­ретизация может быть связана с анализом позиции 'клиента во взаимодействии.

Позиция клиента во взаимодействии характери­зует его обобщенное эмоциональное отношение к дру-fHM людям и к себе как к человеку. Позиция включает в себя переживания динамики взаимодействия с дру-


 гим человеком как проявление равенства или нера­венства, как проявление уважения к себе или пренеб-1 режения.                                »

В ситуации индивидуального психологическое консультирования предметом взаимодействия являет ся психологическая информация, а позиции взаимодей ствующих могут быть, на наш взгляд, описаны в бид! следующих схем.                          '

1. Взаимодействие на равных — оптимальный ваг| риант в индивидуальном консультировании, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога-консультанта, который помо­гает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для при­нятия человеком ответственного, осмысленного реше­ния об изменении.

Осознание психологом этого момента в интервью с клиентом возможно с помощью микротехник, обес­печивающих получение обратной связи. Главный мо­мент в установлении такой позиции — это достижение конгруэнтности, соответствия с клиентом.

2. Взаимодействие с позиций «сверху» — одна из наиболее распространенных ошибок у практических психологов, которые подвержены житейской психоло­гии устроительства (определение Л.Н. Толстого). Суть этой философии в том, что психолог, считая себя зна­током «правильной, хорошей» жизни, начинает воздей­ствовать на клиента так, чтобы тот принял его крите­рии «хорошей» жизни. Часто это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия клиента как хо­рошие или плохие, как правильные или неправильные, то есть решает психологическую задачу клиента не­адекватными ей этическими или социальными сред­ствами. Это приводит к тому, что у клиента формиру­ется зависимость от психолога, а сам психолог теряет основу профессиональной рефлексии. Мы уже отме­чали, что в индивидуальном консультировании боль­шое значение для профессиональной рефлексии име­ет научное содержание нормы психического развития, с которым работает психолог при решении психологи­ческих задач.

Зачастую директивность и неадекватность психо­лога в такой позиции приводит к потере предмета вза­имодействия. Вместо содержания психологической информации обсуждаются социальные, этические или нравственные нормы.

3. Взаимодействие с позиции «снизу» создает для клиента возможности открыто манипулировать психо­логом. Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других»'.

Увидеть в клиенте манипулятора — профессио­нальный долг психолога, иначе из этой ситуации вза­имодействия он выйдет победителем с укоренившимся сознанием превосходства в своих манипулятивных способностях.

Психолог, занимающий позицию снизу, по суще­ству, отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, и попадает под власть житейского манипулятора. Напомним, что Э. Шостром выделил восемь манипулирующих типов, знание о которых позволяет сделать направленной профессиональную рефлексию во взаимодействии с клиентом. Итак, ос­новные манипулятивные типы.

1. Диктатор. Он безусловно преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авто­ритеты — короче, делает все, чтобы управлять сво­ими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоя­тельница, Начальник, Босс, Младшие Бога.

2. Тряпка. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое ма­стерство во взаимодействии с Диктатором. Он пре­увеличивает свою чувствительность. При этом — характерные приемы: забывать, не слушать, пас­сивно молчать. Разновидности Тряпки: Мнитель­ный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающий­ся, Отступающий.

3. Калькулятор. Преувеличивает необходимость всех и вся контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...