Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методологические основы психологического консультирования




Теория, которой пользуется психолог, задает орга­низующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи.

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования — это индивиду­альная и культурная эмпатия, наблюдательность пси­холога, его оценка личности и социальной среды, при­менение методов позитивного роста и развития.

Цель психологического консультирования — куль­турно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная раз­рабатывать различные стратегии поведения и способ­ная анализировать ситуацию с различных точек зре­ния.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здо­рового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое вза­имодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом психолог, независимо от его теоретичес­кой ориентации, использует в своей работе такие по­нятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Мы кратко остановимся на характеристике воз­можных подходов к практике психологического кон­сультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основ­ные направления:

глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), ин­дивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая пси­хология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; би-хевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; ког­нитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — геш-тальтгерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено).

Описание каждого направления будет представ­лять собой краткую аннотацию, позволяющую, на наш взгляд, выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.

Итак, глубинная психология или психодинамичес­кие теории, великим основоположником которых был 3. Фрейд. Сегодня психодинамическая теория, создан­ная 3. Фрейдом, существует во множестве модифика­ций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популяр­ные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальт-терапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоувена родились нд основе работы их авторов в классической теории Фрейда.

Как известно, концепция бессознательного — ос­новной пункт теории 3. Фрейда. Понятие бессознатель­ного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управля-


 Гша ч\

ет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае счита­ется, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

В этой теории считается, что устойчивые личност­ные характеристики обычно формируются очень рано. Эти детские стереотипы потом в разных вариантах вос­производятся во взрослом поведении. Жизнь человека определяется его прошлым.

Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает из связь друг с другом и с детским опытом человека. Затем мысли и действия клиента обозначаются в терминах психоанализа, то есть интерпретируются.

3. Фрейд сформулировал теорию развития лично­сти, выделив и обозначив в ней периоды, реализую­щие различные задачи развития личности, и описал кризисы развития; психолог работает с содержанием этих кризисов и помогает человеку достичь интенцио-нальности.

Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защит­ных механизмов личности. Психоаналитическая кон­сультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайта как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.

Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в тер­минах Оно, Я и Сверх-Я. В современных модификаци­ях теории задачей психолога является нахождение с помощью Я человека определенного непротиворечиво­го отношения между Оно и Сверх-Я. Оно — это область подсознательного. Сверх-Я — то, что личность приоб­рела в процессе социализации. Я — это проводник между Сверх-Я и Оно. Сильное Я, регулирующее от­ношения между Оно и Сверх-Я, — важнейшее усло­вие достижения интенциональности.

Так как основной задачей Я является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, дей­ствующими на человека и внутренними (бессознатель­ными), то психолог постоянно работает с самозащит­ными механизмами личности. В психодинамических

а[>»шг»ин1е шсашфшш

теориях считается, что большинство защитных меха­низмов применяется для подавления сексуальности.

Остановимся кратко на характеристике основных защитных механизмов личности, преимущества и не­достатки которых в сохранении баланса между Оно и Сверх-Я проанализированы П. Лейстером'.

Идентификация

Преимущества Недостатки
Благодаря интроекции — формированию Сверх-Я — перенимаются нормы, при­носящие освобождение от конфликтов. Контролер (Сверх-Я) стано­вится внутренним тираном Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободен. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше рас­пространяется принцип:что мне делают, то делаю дру­гим я.

 


Вытесденые

Преимущества Недостатки
Неисполнимые желания и неприемлемые представле­ния вытесняются из созна­ния ради спокойствия, это приносит моментальное ос­вобождение. Вытеснение требует энер­гии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это — угроза психическому здоровью

 

Проекция

Преимущества Недостатки
Можно не видеть бревна и в собственном глазу и крити­ковать его в глазу другого. Можно бороться с собст­венными ошибками, ничего не делая с самим собой. Затрудняется самопознание и созревание личности. Не­возможно объективное вос­приятие внешнего мира. Проекция с трудом различи­ма личностью, это лишает ее реалистичности.

 

' Классификация дается по кн обиду.— Новосибирск, 1976

Лейстер П. Не давайте себя в


 Образование симптомов

Преимущества        Недостатки

Агрессия против самого се- Симптомы становятся хро бя — самоагрессия, которая ническими; это — медлен-ведет к ущемлению собст- ное умирание. венной жизни и поиску со­чувствия.


Замещение

Преимущества        Недостатки

Замещение — более «здоро- Отреагировавший чувству-вый» защитный механизм, ет освобождение, а замеща-чем образование симпто- ющий объект часто страда-мов, так как осуществляет- ет. Замещение может имет! ся не на собственном теле, социально-негативные по-а переносится на замещае- следствия, отреагирующик мый объект,           получает новую фрустра-цию — круг замыкается и бумеранг вернется к нему.

Сублимация

Преимущества        Недостатки

Энергия напряжения полно- Упускаются причины напря-стью отреагируется в соци- жения. Сублимированное ально полезной деятельное- напряжение не исчезает, по-ти: творчество, спорт и т. д. этому возникает более или менее осознанное состоя­ние фрустрации.

Образование реакций

Преимущества          Недостатки Маскировка уже имеющих- Образование реакций при-ся чувств, уменьшение напря- водит ко лжи, которая затя-жения за счет новых видов гивает самого человека и ок-взаимодействия.         ружающих его людей.

Бегство

Преимущества        Недостатки

Человек избегает критики и Позиция наблюдателя умень-благодаря этому — фруст- шает продуктивность чело-рации.                 века, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией.

Национализации

Преимущества        Недостатки

Подыскиваются обоснования Деловое и конструктивное своих действий, скрывающие обсуждение проблемы уст-истинные мотивы. Она слу- раняется, человек сам созда-жит сохранению самоуваже- ет себе препятствие, чтобы ния и самоутверждения про- с точки зрения других лю-тив внешней критики,    дей выглядеть лучше.

Оглушен ие

Преимущества        Недостатки

Благодаря алкоголю или нар- Зависимость от алкоголя и котикам устраняются конф-    наркотика. Изменение орга-ликты, фрустрации, страхи, нических структур организ-вина, достигается ощущение ма, болезнь. силы. Это спасение от пуга­ющей действительности.

Экранирование

Преимущества          Недостатки Отгораживание от психи-  Симптомы исчезают без ус-ческих нагрузок, депрессив- транения причин. Это приво-ных настроений, страхов, дит к накоплению отрица-беспокойства происходит в тельных переживаний. короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как след­ствие — удовлетворительное временное освобождение.

Толкование бессилием

Преимущества          Недостатки «Я ничего не могу сделать — Психологические проблемы таковы обстоятельства» — не устраняются, а распрост-таким образом человек из- раняются дальше. Появляет-бегает решения проблем, ся опасность манипуляций.

Игра ролей

Преимущества        Недостатки

Маска роли приносит безопас- Неспособность найти наде-ность. Потребность в безопас- той, запрограммированной ности сильнее, чем блокирован- ролью. ная свобода самовыражения                          л я,индивидуальности.                                   101


 Глав! VI










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...