Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Все программы должны быть утверждены на педагогическом совете образовательной организации.




Проводить обучающие занятия в группах могут не только профессиональные психологи, но и учителя, социальные педагоги и социальные работники, прошедшие подготовку на специализированных курсах повышения квалификации по направлению «профилактика отклоняющегося поведения».

 

Работа с педагогами.

На этом этапе педагог-психолог может применять следующие формы работы:

- индивидуальная: консультации по запросу педагога;

- групповая: семинары, конференции, совещания, деловые игры, тренинги и т.д.

 

Основная цель этой работы – обучение педагогов распознаванию признаков эмоциональных нарушений у детей, являющихся значимыми факторами риска суицидального поведения; понимание индивидуально-психологических особенностей подростков группы суицидального риска.

 

3. Работа с родителями:

- индивидуальная: консультации по запросу родителей;

- групповая: родительские собрания, всеобучи, семинары, конференции, деловые игры, тренинги («Как любить своего ребенка», «Учимся понимать друг друга», «Тропинкой родительской мудрости») и т.д., направленные на повышение родительской компетентности.

- В организации обучения родителей важно учитывать возрастные особенности той или иной категории детей. Занятия для родителей детей до 10 лет могут быть направлены на коррекцию детско-родительских отношений и, как следствие, повышение жизнестойкости детей; для родителей детей в возрасте от 10 до 16 лет (подростки) основными направлениями работы являются информирование родителей о возрастных изменениях, связанных с пубертатным периодом; рассмотрение причин суицидальных действий; выработка эффективного способа поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.

В качестве индикаторов эффективности профилактической работы могут быть определены следующие показатели:

- снижение уровня тревожности до нормы;

- отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности; сформированная адекватная самооценка;

- ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью;

- адаптация в школьном коллективе, семье;

- осознание собственных чувств, мыслей;

- дифференциация приемлемых и неприемлемых способов выражения гнева;

- принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного "Я" с соответствующими границами).

Вторичная профилактика

Цели:организация выявления икомплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в кризисном состоянии, выявление и коррекционная работа с обучающимися группы «суицидального риска», предотвращение суицидальных действий.

Задачи:

-оказать поддержку детям и подросткам, находящимся в кризисной ситуации, снять состояние острого кризиса;

- оказать помощь в поиске выхода из сложившейся ситуации;

- стабилизировать эмоциональное состояние.

Целевая аудитория:обучающиеся, находящиеся в кризисном состоянии, находящиеся под опекой или оставшиеся без попечения родителей, имеющие признаки суицидального поведения, высказывающие суицидальные намерения.

Входящие в группу риска дети и подростки не обязательно будут реализовать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо осуществлять в отношении этой группы постоянную профилактическую работу.

Обязательные мероприятия, выполняемые специалистами ОО при осуществлении вторичной профилактики:

 

Администрация:

- обеспечение условий для осуществления взаимодействия специалистов образовательной организации (обучающие семинары, проблемные группы, педсоветы, локальные нормативно-правовые акты и др.) по выявлению несовершеннолетних, находящихся в кризисном состоянии и реализации комплексных программ сопровождения;

- организация работы ПМП консилиума с целью рассмотрения и утверждения комплексных программ сопровождения несовершеннолетних, находящихся в кризисном состоянии и группе суицидального риска. В случае необходимости, на договорной основе, могут быть приглашены специалисты различных служб и ведомств (психиатры, психотерапевты, инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники социальных служб и т.д.).

 

Классные руководители:

- выявление обучающихся «группы суицидального риска» методом наблюдения, беседы, изучения семей несовершеннолетних; два раза в год заполнение таблицы «Факторов риска развития кризисного состояния» (Приложение1);

- информирование администрации о наличии обучающихся, находящихся в кризисном состоянии, входящих в «группу суицидального риска»;

- информирование родителей о причинах, мотивах, особенностяхсуицидального поведения подростков (родительский лекторий, собрания, индивидуальные беседы, консультации);

- участие в разработке и реализации комплексных программ сопровождения обучающихся, находящихся в кризисном состоянии и «группе суицидального риска».

 

Педагог-психолог:

 

- составление первичного списка обучающихся «группы суицидального риска» на основании анализа представленных классными руководителями заполненных таблиц «Факторов риска развития кризисного состояния»;

- проведение дополнительной диагностики, позволяющей оценить индивидуально-личностные особенности, уровень тревожности аутоагрессивности, степень дезадаптации, степень суицидального риска;

- анализ результатов диагностики и составление рекомендаций для каждого обследованного;

- информирование администрации, в том числе председателя ПМП консилиума, о наличии обучающихся, находящихся в кризисном состоянии, выявленной «группе суицидального риска»;

- участие в работе педагогического консилиума с целью утверждения и согласования комплексных программ сопровождения обучающихся, находящихся в кризисном состоянии и «группе суицидального риска»;

- реализация индивидуальных программ сопровождения (включение подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, коррекция образа «Я»,развитие фрустрационной толерантности);

- работа с семьей подростка, находящегося в группе суицидального риска.

Показанием к индивидуальной профилактической работе являются выраженные нарушения поведения, эмоциональные расстройства или специфические проблемы, связанные с ближайшим окружением ребенка (насилие в семье, потеря близкого человека); когда участие в групповой работе противопоказано. Конкретное содержание этой работы зависит от индивидуальных проблем ребенка, на разрешение которых она направлена.

 

Этапы работы с обучающимися, входящими в группу суицидального риска:

-установление контакта;

- оценка летальности (возможности суицида);

- выявление проблемы;

- заключение «договора о ненанесении себе ущерба и вреда здоровью» с несовершеннолетним (при необходимости);

- выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса;

- рассмотрение и тренинг неопробованных ранее способов решения проблем;

- коррекция неадаптивных психологических установок;

- укрепление личностных ресурсов;

- выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных психологических установок;

- расширение сети социальной поддержки путем привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из окружения несовершеннолетнего (родители, учителя, сверстники, специалисты и т.д.).

Третичная профилактика

Цели: профилактика риска рецидива и расширенного суицида, организация социальной и психологической реабилитации суицидента и его ближайшего окружения.

Задачи:

-выявить суицидальные факторы и способствовать их устранению;

- осуществить комплексное психолого-педагогическое сопровождение лиц, нуждающихся в поддержке и реабилитации.

Целевая аудитория:дети или подростки, совершившие попытку суицида, ближайшее окружение суицидента (члены семьи, сверстники, педагоги).

На этом этапе важно отслеживать психоэмоциональное состояние подростка, совершившего попытку суицида, его одноклассников, а также лиц, близко общающихся с ним. Если источник боли (фрустрации, конфликт, негативное эмоциональное состояние) не будет устранен, подросток может предпринять вторую попытку.

 

Обязательные мероприятия, выполняемые специалистами ОО при осуществлении третичной профилактики:

Администрация:

- организация мероприятий в ОО в соответствии с приказом минобразования Ростовской области от 12.04.2016г.№ 244 «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций»;

- организация работы ПМП консилиумапо суицидальному случаю;

- организация необходимой помощи (в том числе юридической, психологической, медицинской) всем нуждающимся.

Педагог-психолог:

Для предупреждения «расширенного суицида» педагогу-психологу необходимо:

- определить тип постсуицидального состояния у подростка (критичный,манипулятивный, аналитический, суицидально-фиксированный)[1];

- на основании результата разработать шаги социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам);

- принять участие в работе Комиссии по расследованию суицидального случая;

- осуществлять индивидуальную коррекционную работу с несовершеннолетним и лицами, нуждающимися в коррекционно-реабилитационной работе (члены семьи, друзья, одноклассники);

- осуществлять групповую работу в классе, при необходимости с включением в нее суицидентас целью восстановления навыков адаптации (коммуникативный тренинг, тренинг фрустрационной толерантности);

- осуществлять мониторинг состояния несовершеннолетнего (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).

При организации третичных профилактических мероприятий в образовательной организации после совершения суицида большое значение имеет помощь знакомым суицидента в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению специалистов, обращение к несовершеннолетнему другу суицидента - это профилактика следующей жертвы суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

 

Педагог:

- оказывает психологическую поддержку учащимся класса, родителям;

- ведет целенаправленное наблюдение за психоэмоциональным состоянием обучающихся своего класса (в течение трех месяцев);

- информирует администрацию об острых эмоциональных реакциях обучающихся, длительных негативных эмоциональных переживаниях.

В ситуации завершенного суицида целесообразно привлекать сторонних специалистов для оказания социально-психологической поддержки педагогам и специалистам ОО. 

Не рекомендуется препятствовать в посещении похорон друзьям и обучающимся. В случае их участия необходимо обеспечить присутствие специалиста, который может при необходимости оказать им поддержку в процессе похорон.

Хочется подчеркнуть еще раз, что основная задача профилактики суицида среди детей и подростков — это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение.

Рекомендуемая литература: 

· Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. -СПб.:Речь, 2007.-216стр.;

· Амбрумова А.Г. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике. Методические рекомендации/А.Г. Амбрумова. – М., 1986;

· Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978;

· Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи. В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. М.: Смысл, 2005; с. 192–208.;

· Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для пед. уч. заведений / А.С. Белкин. – М.: Изд-во «Академия», 2000. – 192 с.;

· Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов / А.Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – №2. – С. 36-43.;

· Горская  М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков / М.В. Горская // Вестник психосоциальной работы. – 1994. – № 1. – С.44-52.;

· Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; 82: 93–104.;

· ЗиноваЕ.Ю. Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения. Методические рекомендации / Е.Ю. Зинова. – Ханты-Мансийск, 2009. – 23 с. 166;

· Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков / Под ред. В.Т. Кондратенко. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.;

· Кондратенко В.Г. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

· Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов / Н.В. Конончук // Психологический журнал. – 1989. – № 5.;

· Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:                 Медицина, 1977.;

· Марина Е.И. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения: монография/ Е.И. Марина. – Красноярск: СибГТУ, 2009, – 152 с.;

· Меновщиков  В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2000. – 109 с.;

· Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кри-зисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.;

· Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность сильные стороны. Отношение к телу / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 216 с.

 

Приложение 2 к письму

минобразования Ростовской области

 от 14.10.2016 № 14.10.2016

Таблица факторов риска развития кризисных состояний










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...