Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обязательные мероприятия, выполняемые специалистами




Методические рекомендации по организации работы

По профилактике кризисов и суицидов обучающихся для педагогов-психологов, классных руководителей и администрации

Образовательных организаций.

 

Одним из основных направлений профилактической деятельности образовательных организаций является профилактика кризисных состояний и суицидов обучающихся.

Анализ случаев суицидов и информации о профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов, образовательными организациями Ростовской области показывает, что в этой работе существует ряд нерешенных вопросов, в том числе и недостаточное программно-методическое обеспечение профилактической деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на профилактику суицидального поведения обучающихся – это прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактика рискованного поведения, помощь в решении актуальных задач социализации детей и подростков (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п.

Целью профилактической работы является:обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся образовательных организаций.

Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов:

- профилактика носит комплексный характер и является звеном единой системы воспитательного процесса;

- содержание профилактики должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы, связанные с различными аспектами «кризиса» и кризисных ситуаций;

- профилактика должна носить опережающий характер;

- профилактика должна носить конструктивно-позитивный характер и т.д.

Участниками психолого-педагогической профилактикиявляются все субъекты образовательной среды, между которыми осуществляется взаимодействие (обучающиеся; специалисты образовательных организаций: педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники; родители).

Основными условиями, обеспечивающими эффективную профилактику суицидального поведения в образовательной среде являются:

-наличие нормативных документов, определяющих деятельность образовательной организации (ОО) по профилактике суицидального поведения обучающихся;

- методическое оснащение (информационные материалы для обучающихся, родителей, классных руководителей по профилактике суицидов, пропагандирующие ценность жизни; рекомендации родителям, педагогам, классным руководителям по взаимодействию с обучающимися группы суицидального риска);

- обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних и способам оказания помощи при возникновении кризисных состояний у обучающихся;

- информирование участников образовательного процесса о специалистах и службах, оказывающих помощь в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях;

- организация совместной деятельности специалистов образовательных организаций и других социальных институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи;

- благоприятная психолого-педагогическая обстановка, комфортный климат для обучения в образовательной организации.

Результатом эффективной работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся является своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в кризисном состоянии и оказание им своевременной помощи; снижение количества детей с суицидальным поведением.

Нормативно-правовая документация, обеспечивающая профилактическую работу в ОО включает в себя:

- годовой план  по учебно-воспитательной работе, в который включены мероприятия по профилактике кризисов и суицидов для обучающихся, родителей, педагогов;

- приказы администрации образовательной организации по организации деятельности по данному направлению;

- аналитические отчеты.

Также сюда относятся программы индивидуального сопровождения обучающихся группы суицидального риска, материалы, обеспечивающие программно-методическое сопровождение профилактической работы, сценарные планы и разработки профилактических мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, включает в себя несколько профилактических уровней и этапов: организационный этап, первичная, вторичная и третичная профилактика.

Уровни профилактики суицидального поведения

Организационный этап

Цель: оптимизация психологического климата образовательной среды, повышение групповой сплоченности ученического и педагогического коллектива, предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой в образовательной организации (ОО).

 

На данном этапе администрация ОО:

1.Издает приказ об организации деятельности ОО по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения обучающихся, предусматривающий:

- назначение должностного лица, ответственного за организацию профилактической работы по данному направлению;

- утверждение порядка выявления обучающихся/воспитанников, находящихся в кризисном состоянии, имеющих признаки суицидального поведения (в соответствии с основным базовым компонентом деятельности педагога-психолога);

- информирование специалистов ОО о правилах поведения и порядке действий в случаях выявления кризисного состояния/чрезвычайной ситуации у обучающихся/воспитанников в течение года;

- утверждение графика обучения педагогов интерактивным методам превентивной работы, повышения квалификации педагогических работников, утверждение графика педагогического всеобуча для родителей.

2.Издает приказоб организации деятельности ПМП консилиума ОО с обязательным включением в график работы ПМП консилиума рассмотрения и утверждения программ сопровождения обучающихся/воспитанников, находящихся в кризисном состоянии.

3.Издает приказ о порядке действий администрации образовательной организации в случае суицида/суицидальной попытки обучающегося.

4.Утверждает план учебно-воспитательной работы ОО с обязательным включением мероприятий по профилактике кризисных состояний, первичной профилактики суицидального поведения.

5.Размещает на информационных стендах информацию о службах психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи, телефонах доверия и сопутствующей информации с учетом требований к ее формам и содержанию.

6.Осуществляет подготовку наглядного и раздаточного материала по профилактике суицидального поведения обучающихся для всех участников образовательного процесса.

7.Обеспечивает подготовку программно-методических разработок (классных часов, родительских собраний, педагогического всеобуча).

Первичная профилактика

Цель:формирование умений и навыков у обучающихся, необходимых для преодоления кризисных состояний.

Задачи:

-формировать позитивный образ  «Я»;

- развивать коммуникативную компетентность;

- развивать волевые качества (уверенность, самоконтроль);

- формировать готовность справляться с трудностями;

- обучать конструктивным способам решения сложных жизненных ситуаций;

- обучать навыкам саморегуляции, снятия стрессового состояния.

Целевая аудитория:все дети и подростки.

Для решения целей и задач первичной профилактики целесообразно использовать активные методы обучения, позволяющие активизироватьучебныйпроцесс, побуждатьобучающегосяктворческомуучастиюв нем, вовлекатьврешениепроблем, развиватьпрактическиенавыкииумения.

 

Обязательные мероприятия, выполняемые специалистами

 образовательной организации при осуществлении первичной профилактики:

Администрация образовательной организации:

1.Подготовка локальных нормативно-правовых актов.

2. Создание и обеспечение необходимых условий для осуществления деятельности по данному направлению (информирование, обучение специалистов, организация взаимодействия специалистов различных ведомств).

3. Обеспечение работы служб медиации с целью разрешения конфликтных ситуаций в ОО организациях и обучения школьников самостоятельному урегулированию конфликтов.

4. Обеспечение создания общешкольных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм поведения.

Педагоги, социальные педагоги, классные руководители:

1. Работа с обучающимися/воспитанниками:

В качестве возможных форм превенции могут быть предложены:

- уроки: урок - биография, урок - пример, урок - судьба, урок - встреча, урок - диспут о смысле жизни, урок - экскурсия и др.;

- беседы: о смысле бытия, о ценности жизни, о неповторимости каждого мгновения;

- профилактические программы и лектории по формированию навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения по отношению к своему здоровью: "Полезные привычки" (1-4 классы), "Полезные навыки" (5-9 классы), "Полезный выбор" (10-11 классы), "Всё, что тебя касается", "15", "ЛадьЯ", "В здоровом теле - здоровый дух", "Твой организм - твоё богатство", "Всё в твоих руках", "Режим дня для выпускников при сдаче ЕГЭ", "Профилактика асоциальных привычек";

- тематические классные часы, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни: "Учимся строить отношения", "Ты не один", "Настроение на "отлично", "Способность к прощению", "Испытание одиночеством", "Не навреди себе!" и др.;

- тематические «круглые столы»: "Мои жизненные ценности", "Социальные роли человека" (для обучающихся 8-11 кл.);

- диспуты: "Где грань между реальностью и виртуальностью?", "Конфликты: стратегии выхода";

- брифинги: "Стрессы. Как ими управлять?", "Как противостоять давлению среды";

- дискуссии: "Вечные ценности в жизни человека", "Город разных точек зрения»;

- ролевые и ситуационные игры: "Все в твоих руках", "Конфликты в нашей жизни", "Проектируем свое будущее";

- конкурсы сочинений, стенгазет, рисунков: "Краски счастливой жизни", "Пусть всегда буду Я!", "Я рисую счастливую жизнь", "Мой девиз по жизни";

Кроме того, педагогу необходимо помнить, что в превентивном обучении особенно важно не только то, что говорит педагог, чему учит, сколько то, как он сам поступает. Педагог предоставляет детям определенную ролевую модель не только в отношении к проблемам и кризисам, но и в отношении построения взаимоотношений с окружающими (умение попросить о помощи и получать ее, открыто говорить о том, что думаешь и знаешь, уметь выслушать, иметь реалистичное представление о себе, иметь собственное мнение, уважать свои права и права других людей и т.д.). Педагогу важно уметь создавать и поддерживать доверительную атмосферу в урочной и внеурочной деятельности.

Педагогу необходимо отчетливо представлять признаки эмоциональных нарушений, которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения, разбираться в признаках высокой вероятности суицида. Педагогу необходимо знать о возрастных, индивидуально-психологических особенностях обучающихся, причинах развития девиантного и делинквентного поведения и т.д.

Работа с родителями.

Для осуществления профилактической деятельности педагога с родителями и лицами их замещающими, можно предложить следующие формы работы:

- «Родительский лекторий», тематические родительские собрания: «Беспокойный возраст любви», «Возрастные психологические особенности детей и подростков», «Как помочь ребенку, испытывающему трудности в обучении»; «О роли семьи в формировании личности ребенка», «Ваш беспокойный подросток»; «Безопасность школьников в интернете»;

- конференции, дискуссии, родительские ринги: «Как найти взаимопонимание с ребенком», «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить»;

- круглые столы:«Стрессы в вашей жизни и в жизни ваших детей». «Когда в товарищах согласья нет»;

- тематические родительские вечера, родительские клубы.

 

Педагоги-психологи:

1. Работа с обучающимися/воспитанниками:

Формы проведения педагогами-психологами профилактических занятий с обучающимися/ воспитанниками:

- индивидуальная работа: консультации или коррекционные занятия с детьми из различных групп риска дезадаптации (неуспевающие, из семей «группы риска», имеющие противопоказания к участию в групповой работе);

- групповая работа: обучающие группы по 15-20 *человек. Занятия в группах могут проводиться по дополнительным образовательным коррекционно-развивающим программам. Такие программы специалист может разрабатывать самостоятельно, либо брать за основу и адаптировать уже имеющиеся, например, «Полезные привычки, навыки, выбор», «Я в ответе за свое здоровье» и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...