Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обязательные мероприятия, выполняемые специалистамиСтр 1 из 8Следующая ⇒
Методические рекомендации по организации работы По профилактике кризисов и суицидов обучающихся для педагогов-психологов, классных руководителей и администрации Образовательных организаций.
Одним из основных направлений профилактической деятельности образовательных организаций является профилактика кризисных состояний и суицидов обучающихся. Анализ случаев суицидов и информации о профилактической работе, направленной на предупреждение суицидов, образовательными организациями Ростовской области показывает, что в этой работе существует ряд нерешенных вопросов, в том числе и недостаточное программно-методическое обеспечение профилактической деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на профилактику суицидального поведения обучающихся – это прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактика рискованного поведения, помощь в решении актуальных задач социализации детей и подростков (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п. Целью профилактической работы является:обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся образовательных организаций. Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов: - профилактика носит комплексный характер и является звеном единой системы воспитательного процесса; - содержание профилактики должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы, связанные с различными аспектами «кризиса» и кризисных ситуаций; - профилактика должна носить опережающий характер; - профилактика должна носить конструктивно-позитивный характер и т.д. Участниками психолого-педагогической профилактикиявляются все субъекты образовательной среды, между которыми осуществляется взаимодействие (обучающиеся; специалисты образовательных организаций: педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники; родители). Основными условиями, обеспечивающими эффективную профилактику суицидального поведения в образовательной среде являются: -наличие нормативных документов, определяющих деятельность образовательной организации (ОО) по профилактике суицидального поведения обучающихся; - методическое оснащение (информационные материалы для обучающихся, родителей, классных руководителей по профилактике суицидов, пропагандирующие ценность жизни; рекомендации родителям, педагогам, классным руководителям по взаимодействию с обучающимися группы суицидального риска); - обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних и способам оказания помощи при возникновении кризисных состояний у обучающихся; - информирование участников образовательного процесса о специалистах и службах, оказывающих помощь в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях; - организация совместной деятельности специалистов образовательных организаций и других социальных институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи; - благоприятная психолого-педагогическая обстановка, комфортный климат для обучения в образовательной организации. Результатом эффективной работы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся является своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в кризисном состоянии и оказание им своевременной помощи; снижение количества детей с суицидальным поведением. Нормативно-правовая документация, обеспечивающая профилактическую работу в ОО включает в себя: - годовой план по учебно-воспитательной работе, в который включены мероприятия по профилактике кризисов и суицидов для обучающихся, родителей, педагогов; - приказы администрации образовательной организации по организации деятельности по данному направлению; - аналитические отчеты. Также сюда относятся программы индивидуального сопровождения обучающихся группы суицидального риска, материалы, обеспечивающие программно-методическое сопровождение профилактической работы, сценарные планы и разработки профилактических мероприятий. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, включает в себя несколько профилактических уровней и этапов: организационный этап, первичная, вторичная и третичная профилактика. Уровни профилактики суицидального поведения Организационный этап Цель: оптимизация психологического климата образовательной среды, повышение групповой сплоченности ученического и педагогического коллектива, предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой в образовательной организации (ОО).
На данном этапе администрация ОО: 1.Издает приказ об организации деятельности ОО по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения обучающихся, предусматривающий: - назначение должностного лица, ответственного за организацию профилактической работы по данному направлению; - утверждение порядка выявления обучающихся/воспитанников, находящихся в кризисном состоянии, имеющих признаки суицидального поведения (в соответствии с основным базовым компонентом деятельности педагога-психолога); - информирование специалистов ОО о правилах поведения и порядке действий в случаях выявления кризисного состояния/чрезвычайной ситуации у обучающихся/воспитанников в течение года; - утверждение графика обучения педагогов интерактивным методам превентивной работы, повышения квалификации педагогических работников, утверждение графика педагогического всеобуча для родителей. 2.Издает приказоб организации деятельности ПМП консилиума ОО с обязательным включением в график работы ПМП консилиума рассмотрения и утверждения программ сопровождения обучающихся/воспитанников, находящихся в кризисном состоянии. 3.Издает приказ о порядке действий администрации образовательной организации в случае суицида/суицидальной попытки обучающегося. 4.Утверждает план учебно-воспитательной работы ОО с обязательным включением мероприятий по профилактике кризисных состояний, первичной профилактики суицидального поведения. 5.Размещает на информационных стендах информацию о службах психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи, телефонах доверия и сопутствующей информации с учетом требований к ее формам и содержанию. 6.Осуществляет подготовку наглядного и раздаточного материала по профилактике суицидального поведения обучающихся для всех участников образовательного процесса. 7.Обеспечивает подготовку программно-методических разработок (классных часов, родительских собраний, педагогического всеобуча). Первичная профилактика Цель:формирование умений и навыков у обучающихся, необходимых для преодоления кризисных состояний. Задачи: -формировать позитивный образ «Я»; - развивать коммуникативную компетентность; - развивать волевые качества (уверенность, самоконтроль); - формировать готовность справляться с трудностями; - обучать конструктивным способам решения сложных жизненных ситуаций; - обучать навыкам саморегуляции, снятия стрессового состояния. Целевая аудитория:все дети и подростки. Для решения целей и задач первичной профилактики целесообразно использовать активные методы обучения, позволяющие активизироватьучебныйпроцесс, побуждатьобучающегосяктворческомуучастиюв нем, вовлекатьврешениепроблем, развиватьпрактическиенавыкииумения.
Обязательные мероприятия, выполняемые специалистами образовательной организации при осуществлении первичной профилактики: Администрация образовательной организации: 1.Подготовка локальных нормативно-правовых актов. 2. Создание и обеспечение необходимых условий для осуществления деятельности по данному направлению (информирование, обучение специалистов, организация взаимодействия специалистов различных ведомств). 3. Обеспечение работы служб медиации с целью разрешения конфликтных ситуаций в ОО организациях и обучения школьников самостоятельному урегулированию конфликтов. 4. Обеспечение создания общешкольных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм поведения. Педагоги, социальные педагоги, классные руководители: 1. Работа с обучающимися/воспитанниками: В качестве возможных форм превенции могут быть предложены: - уроки: урок - биография, урок - пример, урок - судьба, урок - встреча, урок - диспут о смысле жизни, урок - экскурсия и др.; - беседы: о смысле бытия, о ценности жизни, о неповторимости каждого мгновения; - профилактические программы и лектории по формированию навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения по отношению к своему здоровью: "Полезные привычки" (1-4 классы), "Полезные навыки" (5-9 классы), "Полезный выбор" (10-11 классы), "Всё, что тебя касается", "15", "ЛадьЯ", "В здоровом теле - здоровый дух", "Твой организм - твоё богатство", "Всё в твоих руках", "Режим дня для выпускников при сдаче ЕГЭ", "Профилактика асоциальных привычек"; - тематические классные часы, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни: "Учимся строить отношения", "Ты не один", "Настроение на "отлично", "Способность к прощению", "Испытание одиночеством", "Не навреди себе!" и др.; - тематические «круглые столы»: "Мои жизненные ценности", "Социальные роли человека" (для обучающихся 8-11 кл.); - диспуты: "Где грань между реальностью и виртуальностью?", "Конфликты: стратегии выхода"; - брифинги: "Стрессы. Как ими управлять?", "Как противостоять давлению среды"; - дискуссии: "Вечные ценности в жизни человека", "Город разных точек зрения»; - ролевые и ситуационные игры: "Все в твоих руках", "Конфликты в нашей жизни", "Проектируем свое будущее"; - конкурсы сочинений, стенгазет, рисунков: "Краски счастливой жизни", "Пусть всегда буду Я!", "Я рисую счастливую жизнь", "Мой девиз по жизни"; Кроме того, педагогу необходимо помнить, что в превентивном обучении особенно важно не только то, что говорит педагог, чему учит, сколько то, как он сам поступает. Педагог предоставляет детям определенную ролевую модель не только в отношении к проблемам и кризисам, но и в отношении построения взаимоотношений с окружающими (умение попросить о помощи и получать ее, открыто говорить о том, что думаешь и знаешь, уметь выслушать, иметь реалистичное представление о себе, иметь собственное мнение, уважать свои права и права других людей и т.д.). Педагогу важно уметь создавать и поддерживать доверительную атмосферу в урочной и внеурочной деятельности. Педагогу необходимо отчетливо представлять признаки эмоциональных нарушений, которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения, разбираться в признаках высокой вероятности суицида. Педагогу необходимо знать о возрастных, индивидуально-психологических особенностях обучающихся, причинах развития девиантного и делинквентного поведения и т.д. Работа с родителями. Для осуществления профилактической деятельности педагога с родителями и лицами их замещающими, можно предложить следующие формы работы: - «Родительский лекторий», тематические родительские собрания: «Беспокойный возраст любви», «Возрастные психологические особенности детей и подростков», «Как помочь ребенку, испытывающему трудности в обучении»; «О роли семьи в формировании личности ребенка», «Ваш беспокойный подросток»; «Безопасность школьников в интернете»; - конференции, дискуссии, родительские ринги: «Как найти взаимопонимание с ребенком», «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить»; - круглые столы:«Стрессы в вашей жизни и в жизни ваших детей». «Когда в товарищах согласья нет»; - тематические родительские вечера, родительские клубы.
Педагоги-психологи: 1. Работа с обучающимися/воспитанниками: Формы проведения педагогами-психологами профилактических занятий с обучающимися/ воспитанниками: - индивидуальная работа: консультации или коррекционные занятия с детьми из различных групп риска дезадаптации (неуспевающие, из семей «группы риска», имеющие противопоказания к участию в групповой работе); - групповая работа: обучающие группы по 15-20 *человек. Занятия в группах могут проводиться по дополнительным образовательным коррекционно-развивающим программам. Такие программы специалист может разрабатывать самостоятельно, либо брать за основу и адаптировать уже имеющиеся, например, «Полезные привычки, навыки, выбор», «Я в ответе за свое здоровье» и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |