Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура и церковь в России в ХVІІ ст.




Учебник «История России», 7 класс, часть 2, параграф 24, 26

Особенности реформ 60 - 70-х гг. XIX в. в Донецком регионе.

Учебник «История родного края», сс. 191 - 200

Билет № 9

Начало царствования Петра (Азовские походы и «Великое посольство»). Предпосылки реформ.

Учебник «История России», 8 класс, 1 часть, параграф 3

Азовское казацкое войско.

Билет № 10

Реформы Петра I. Историческое значение реформ.

Бахмутское и Мариупольское земства. Их вклад в развитие Донецкого края.

1 января 1864 г. в Российской империи вводилась новая система государственного управления на местах: земские и городские органы самоуправления. Земские учреждения создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. Они имели четко зафик-сированную в законе структуру: распорядительные органы — губернские и уездные земские собрания, и исполнительные органы — губернские и уездные земские управы. Те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний назывались гласными, т.е. имевши ми право голоса. При земских управах по мере усложнения хозяйственных функций, вызванных активным проникновением буржуазных форм хозяйствования в местный уклад, появлялись, помимо канцелярий, специальные подразделения: экономические, агрономические, по образованию, страховые, кредитно-паевые, ломбардные и т.д. Выборы гласных производились на трех избирательных съездах по куриям. В первую курию — уездных землевладельцев — входили собственники не менее 200 тыс. десятин земли независимо от их сословной принадлежности, а также крупные владельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии — городской — участвовали собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6 тыс. рублей, купцы 1-й и 2-й гильдий, а также владельцы городской недвижимости. Третья курия состояла из представителей сельских обществ. Имущественный ценз для участия в выборах по этой курии отсутствовал. Однако это не создавало каких-либо преимуществ для крестьян. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Вначале сельские общества посылали представителей на волостные сходы, которые выдвигали «выборщиков», а те, в свою очередь, на уездном съезде избирали гласных. На каждом куриальном съезде избиралось определенное число гласных. В результате помещики получили большинство мест в уездных земских собраниях. В губернских же собраниях, депутаты которых, в свою очередь, избирались на уездных собраниях, поместное дворянство имело подавляющий перевес.

Земства вводились постепенно. К концу 70-х гг. они были введены лишь в 30 губерниях Европейской России, в Екатеринославской губернии земство было введено в 1866 г. В этом же году было образовано Бахмутское уездное земство.Мариупольское уездноеземство выделилось из Александровского в 1873 г.

Деятельность земств с самого начала была строго ограничена узкими рамками чисто хозяйственных «польз и нужд» данной местности: устройством и содержанием местных путей сообщения, земских школ, больниц, богаделен и приходов; попечением о местной торговле и промышленности; налаживанием ветеринарной службы, взаимного страхования, местного продовольственного обеспечения; строительством местных дорог и мостов; содержанием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не имели права заниматься политической деятельностью. Нарушение рамок компетенции каралось законом. Земства сыграли большую роль в разных областях хо-зяйственной и культурной жизни региона. Велик их вклад в распространение грамотности среди крестьян. К концу XIX в. в Бахмутском и Мариупольском уездах было создано 108 земских школ, которые по праву считались лучшими. Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы то ни было медицинской помощи. Так, к нача лу XX в. «вся площадь Бахмутского уезда была разделе на на 8 врачебных участков... Стационарная помощь населению оказывалась: в 1 больнице и в сельских лечеб ницах... Дело лечебной помощи велось при помощи 11 врачей, 41 фельдшера и 8 фельдшериц-акушерок». В Мариупольском уезде насчитывалось 5 земских больниц и 19 самостоятельных фельдшерских пунктов в греческих волостях. Медицинская помощь и выдача лекарств осуще ствлялись бесплатно. Земства оказывали содействие распространению агро номических знаний в деревне. Например, при Бахмутской земской управе «состояли землемер, агроном, инструктор-садовод». В зданиях волостных управ и школ проводились чтения и беседы на сельскохозяйственные темы. Населению бесплатно раздавался посадочный материал. С целью улучшения ведения земледельческих ра бот создавались показательные поля (участки). Земства сыграли выдающуюся роль и в формировании гражданского общества на селе, появлении «третьего эле-мента», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления. 16 июля 1870 г. был утвержден проект нового Городового положения. Выборы в городскую Думу проходили раз в 4- го, На заседании Думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся одновременно председателем исполнительного, так и распорядительного органов. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков базаров, попечение о местной торговле и промышленнос-ти, о здравоохранении и образовании, принятие противопожарных и санитарных мер. Голова Бахмута Василий Першин принадлежал к одному из самых старых купеческих родов. Его предок был одним из зачинателей салотопильного производства в городе. В. Першин посвятил себя общественной деятельности. Миллионов он не нажил и даже не входил в число богатых домовладельцев. В 1912 г. он был избран Почетным жителем города, что было большой честью для купца в России.

Таким образом ,земства и новые органы городского самоуправления сыграли не малую роль в хозяйственно-культурном развитии региона.

Билет № 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...