Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система образования в Донецком крае. Выдающиеся просветители Донбасса (Корф Н.А., Алчевская Х.Д.)




На рубеже ХІХ-ХХ вв. в общественно-педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого на селения. Еще в канун падения крепостного права усилиями демократической интеллигенции были организованы первые воскресные школы, бесплатные народные библио-теки и читальни, народные чтения. Идеи школьного            образования поддерживали и развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский,          Н. А. Корф, Н. В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. Формы земской деятельности в этой области были разнообразны. В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения. Стремясь ограничить просветительное значение таких чтений, правительство строго регламентировало их организацию. Согласно Правилам для устройства народных чтений в губернских городах (1876 г.) в аудитории допускались лишь книги, одобренные Ученым комитетом Министерства народного просвещения. В 1895 г. в перечне книг и брошюр, допущенных в народные аудитории, значилось всего 287 названий. Большую часть перечня составляли жития святых и исторические очерки монархического характера. В течение многих лет правительство запрещало организацию народных чтений в уездных городах и сельской местности. Только в 1901 г. были изданы общие правила о народных чтениях, которые хотя и были строго регламентированы, но открывали возможность устраивать их везде, в том числе и в сельской местности. К организации чтений допускались только лица, обладавшие исключительной благонадежностью. Разрешение чтений сопровождалось рядом трудновыполнимых формальностей. Чаще всего народные чтения проходили в школах, куда по вечерам или в праздничные дни допускались, кроме учащихся, их родители и местные жители. В Бахмутском уезде в 1905 г. такие чтения проводились в 30 училищах. Большинство чтений было историко-географического и литературного содержания. Большой интерес у населения вызывали чтения «с туманными картинами». Количество слушателей достигало от 100 до 500 человек. Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования. Учителя, работавшие в этих школах, не получали денежного вознаграждения. в Мариупольском уезде была открыта 1       воскресная школа для взрослых, в которой обучалась 71 женщина, и одна субботняя женская школа, в Бахмутском уезде функционировала воскресная школа при Юзовском Свято-Преображенском церковном братстве, открытая в 1900 г. В ней обучались дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9-14 лет, преимущественно женского пола. Воскресные школы существовали также при Авдеевском и Лисичанском начальных училищах. Для взрослого населения, прошедшего через начальную школу, но нуждающегося в повторении и укреплении пройденного курса, земства организовывали повторительные курсы на базе подведомственных им школ, оставляли при земских школах оканчивающих их курс еще на один год для добровольных, повторительно-дополнительных занятий. Программа этих классов в основном повторяла программу земской начальной школы и была направлена на преодоление рецидивов неграмотности. Повторительные классы и курсы открывались при рудничных, заводских и сельских школах нашего региона. В просветительской деятельности важную роль играла организация народных библиотек. Ограничительные каталоги Министерства народного просвещения, в которые попадало не более 10% всех выходивших в России книг, значительно снижали просветительное значение народных библиотек и читален, ставили их в неравное по сравнению с платными публичными библиотеками. Так, например, в течение многих лет в народные библиотеки не допускались сочинения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского. Отмена в 1905 г. министерских каталогов и реакционных правил 1890 г. о бесплатных библиотеках значительно оживила библиотечное дело. В 1897 г. в Екатеринославской губернии было 18 открытых для местно-го населения народных читален и 16 библиотек при училищах. Все эти формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX — начала XX века — ликвидации неграмотности взрослого населения.

Н. А. Корф (1834 - 1883)

    Николай Александрович Корф родился в 1834 году в городе Харькове. В 1854 году окончил Александровский лицей ,поступил на службу в департамент министерства юстиции ,но через полтора года уехал в деревню ,жениться ,стал заниматься сельским хозяйством. Он был депутатом (гласным) Александровского уезда Екатеринославской губернии, почетным мировым судьей ,председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась главным образом на постановке школьного дела в уезде.

    Н. А. Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы с 1 учителем на все 3 года обучения. Ушинский назвал эту школу зачатком новой народной школы с её более жизненной программой элементарного образования. За шесть лет (1867 - 1873 гг) Н. А. Корф напечатал пять учебников и руководств для народной школы: "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу", "Русская начальная школа", "Наш друг", "Малютка", "Наше школьное дело". В 1870 г. Он избирается членом Санкт-Петербургского педагогического общества ,а в 1871 г. - Московского университета и Комитета грамотности. В 1873 г. Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль.

За пять лет деятельности Н. А. Корфа в качестве члена уездного училища Совета по его инициативе и при поддержке населения было создано около ста начальных школ, в том числе в селах Великоновоселковского района - Времьевке ,Майорском ,Комаре, Улаклы, Константинополе , Больше - Янисоли, Андреевке и других, организована мастерская по изготовлению наглядных пособий.

    Два раза в год - осенью и весной - Корф объезжал школы ,анализировал и сам давал уроки. Он практиковал также обследования школ в присутствии родителей учащихся.

    В Нескучное приезжали учителя из многих губерний России. В доме Корфа и в школе села Нескучного проводились многочисленные собрания , обсуждались злободневные вопросы деятельности народных школ.

    Осенью 1873 г. Н. А. Корф выехал за границу и прожил в Женеве 8 лет. Он не прекращал своей педагогической деятельности ,писал что статьи в журналы ,перевёл "Руководство к наглядному обучению" А. Гардера и написал "Историю Востока ,Греции и Рима" для обучения и самообразования,составленную на основании чтения автора в им же основанной русской школе в Женеве. Женевская академия наук избирает его своим почетным членом.

     В 1880 г. Н. А. Корф возвратиться в своё имение и вновь занялся общественно - педагогической и просветительской деятельностью, пропагандируя идею всеобщего обязательного обучения.

    Земским собранием он единогласно был избран попечителем Майорской и Времьевской школ. Обследование уровня знаний более 300 крестьян Мариупольского уезда, ранее окончивших начальную школу, привели Н. А. Корфа к мысли о необходимости создать целую сеть повторительных воскресных школ для тех ,кто когда-то окончил начальную школу и не прошёл полного курса обучения.

     Умер Н. А. Корф в 1883 г., оставив большое теоретическое наследование в области педагогических наук.

X. Д. Алчевская

(1841-1920)

   Большой вклад в дело просвещения народа внесла Христина Даниловна

Алчевская. Более полувека она отдала делу просвещения народа, разработке наиболее эффективных методов обучения взрослых , всестороннего изучения

интересов читателей из трудовых слоев населения. Свою педагогическую деятельность X. Д. Алчевская начала в 1862 г. в Харьковской воскресной школе для взрослых. К сожалению, первые воскресные школы просуществовали недолго. «Высочайшим повелением» от 11 июля 1862 г. они были закрыты вплоть до 1870 г. Но, несмотря на запрет, школа Алчевской продолжала работать у нее на дому. В 1870 г. Христина Даниловна вновь открыла в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которую содержала на свои средства, а также основала школу для

взрослых в селе Алексеевка Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губернии. Созданное совместно с учителями Харьковской воскресной школы и изданное под редакцией X. Д. Алчевской трехтомное пособие «Что читать народу» было высоко оценено л. Н. Толстым, Г. Успенским, А. Чеховым, Н. Булгаковым, В. Вахтеровым и др. В 1900 г. Христина Даниловна и коллектив учителей ее школы выпустили' «Книгу для взрослых». Она использовалась во всех воскресных школах и выдержала 13 изданий. В отличии от многих других педагогов X. Д. Алчевская вела литературные беседы по тщательно разработанной программе как обязательное учебное занятие. Такая программа бесед в школе периодически обновлялась и обсуждалась на общем собрании учительниц.

     До начала 80-х гг. Харьковская женская воскресная школа была в России единственной школой такого типа. X. Д. Алчевская пропагандировала школу и ее идеи на московских выставках и в Нижнем Новгороде в 1896 г., и в Париже в 1890 г. и 1900 г. Она была лично знакома и переписывалась с выдающимися представителями литературы того времени- Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым и др., дружила с Софьей Ковалевской. О своих встречах она написала книгу «Передуманное и пережитое». Книга имела огромный успех и получила на Парижской выставке высшую награду. Христина Даниловна была замужем за Алексеем Кирилловичем Алчевским, крупнейшим предпринимателем Юга России. Имя Т. Г. Шевченко, его «Кобзарь» в семье Алчевских были окружены уважением. Сооруженный в 1898 г. в их усадьбе памятник-бюст великого поэта был первым памятником Шевченко. Семья Алчевских любила музыку. В ней пели украинские народные песни и романсы. Дети Христины и Алексея Алчевских также знамениты :композитор Григорий Алчевский, певец Иван Алчевский (которого называли украинским Карузо), поэтесса Христина Алексеевна Алчевская.

Таким образом, формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX — начала XX века — ликвидации неграмотности взрослого населения.

Билет № 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...