Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурное пространство Донбасса на рубеже XIX - ХХ ст.




    На рубеже ХІХ-ХХ вв. в общественно-педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого на селения. Еще в канун падения крепостного права усилиями демократической интеллигенции были организованы первые воскресные школы, бесплатные народные библио-теки и читальни, народные чтения. Идеи школьного            образования поддерживали и развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский,          Н. А. Корф, Н. В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. Формы земской деятельности в этой области были разнообразны. В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения. Стремясь ограничить просветительное значение таких чтений, правительство строго регламентировало их организацию. Согласно Правилам для устройства народных чтений в губернских городах (1876 г.) в аудитории допускались лишь книги, одобренные Ученым комитетом Министерства народного просвещения. В 1895 г. в перечне книг и брошюр, допущенных в народные аудитории, значилось всего 287 названий. Большую часть перечня составляли жития святых и исторические очерки монархического характера. В течение многих лет правительство запрещало организацию народных чтений в уездных городах и сельской местности. Только в 1901 г. были изданы общие правила о народных чтениях, которые хотя и были строго регламентированы, но открывали возможность устраивать их везде, в том числе и в сельской местности. К организации чтений допускались только лица, обладавшие исключительной благонадежностью. Разрешение чтений сопровождалось рядом трудновыполнимых формальностей. Чаще всего народные чтения проходили в школах, куда по вечерам или в праздничные дни допускались, кроме учащихся, их родители и местные жители. В Бахмутском уезде в 1905 г. такие чтения проводились в 30 училищах. Большинство чтений было историко-географического и литературного содержания. Большой интерес у населения вызывали чтения «с туманными картинами». Количество слушателей достигало от 100 до 500 человек. Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования. Учителя, работавшие в этих школах, не получали денежного вознаграждения. в Мариупольском уезде была открыта 1       воскресная школа для взрослых, в которой обучалась 71 женщина, и одна субботняя женская школа, в Бахмутском уезде функционировала воскресная школа при Юзовском Свято-Преображенском церковном братстве, открытая в 1900 г. В ней обучались дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9-14 лет, преимущественно женского пола. Воскресные школы существовали также при Авдеевском и Лисичанском начальных училищах. Для взрослого населения, прошедшего через начальную школу, но нуждающегося в повторении и укреплении пройденного курса, земства организовывали повторительные курсы на базе подведомственных им школ, оставляли при земских школах оканчивающих их курс еще на один год для добровольных, повторительно-дополнительных занятий. Программа этих классов в основном повторяла программу земской начальной школы и была направлена на преодоление рецидивов неграмотности. Повторительные классы и курсы открывались при рудничных, заводских и сельских школах нашего региона. В просветительской деятельности важную роль играла организация народных библиотек. Ограничительные каталоги Министерства народного просвещения, в которые попадало не более 10% всех выходивших в России книг, значительно снижали просветительное значение народных библиотек и читален, ставили их в неравное по сравнению с платными публичными библиотеками. Так, например, в течение многих лет в народные библиотеки не допускались сочинения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского. Отмена в 1905 г. министерских каталогов и реакционных правил 1890 г. о бесплатных библиотеках значительно оживила библиотечное дело. В 1897 г. в Екатеринославской губернии было 18 открытых для местно-го населения народных читален и 16 библиотек при училищах. Все эти формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX — начала XX века — ликвидации неграмотности взрослого населения.

Театр

Первая профессиональная труппа и стационарный театр в нашем крае были созданы в Мариуполе в 1878 году. Основателем театра был Василий Леонтьевич Шаповалов. Он был сыном богатого мариупольского купца А. С. Шаповалова, его сестра была замужем за А. И. Куинджи. Василий Леонтьевич был антрепренером, артистом, режиссером, воспитателем и организатором театрального коллектива. В 1878 году он арендовал театр Деспота и создал собственную труппу, в состав которой входило немало талантливых артистов, таких как А. В. Максимова, комик Минский. В. А. Шаповалов выстроил впечатляющее помещение, которое скромно назвал Концертным залом, торжественно открытое 8 ноября 1887 г. премьерой «Ревизора». Владелец театра и антрепренер В. А. Шаповалов с большим успехом сыграл роль Городничего. Он вырастил большую плеяду известных артистов, и среди них Л. П. Липницкую, которая впоследствии одной из первых получила звание народной артистки СССР. Концертный зал привлек в Мариуполь выдаюш;иеся театральные коллективы. На его сцене играли корифеи театра П. К. Саксаганский, И. К. Карпенко- Карый, Н. К. Садовский, труппы М. Л. Кропивницкого и многие другие. По стезе основателя стационарного театра в Мариуполе пошел и его сын Михаил Васильевич Кечеджи - Шаповалов — ученый, актер, режиссер и драматург. Профессиональным актером стал и внук — Валерий Михайлович Шаповалов.

Живопись

А.И. Куинджи (1842-1910) Особняком в культурной жизни половины XIX века стоит громкое имя Архипа Ивановича Куинджи. Он родился в январе 1841 г. в предместье Мариуполя Карасу-Базар (Карасевке) в греческой семье, но фамилию имел турецкую, в первоначальном звучании — Куюнджи. В переводе — ювелир, золотых дел мастер. И такая фамилия как нельзя лучше соответствовала сверкающему таланту ее владельца. Картины «Украинская ночь» , «Березовая роща» и особенно «Ночь на Днепре» сразу по ставили его в первые ряды русских живописцев. Популярность после дней картины была так велика, что она одной из первых русских картин была воспроизведена посредством олеографии (олеография — способ многокрасочной литографии для воспроизведения масляной живописи, применявшийся в XIX в.) и про славила Куинджи по всей России. Картина поразила современников, многим не верилось, что можно так правдиво воспроизвести сияние луны, показать бездонную глубину неба, величавое течение Днепра.

     С удивительным мастерством сумел Куинджи достигнуть нужного впечатления, предельно обобщил формы деревьев и мазанок, скрытых в полумраке ночи, отбросил все де тали на первом плане и выбрал только самое основное — лунный свет, освещающий небосвод и озаряющий          зеленоватым блеском виды Днепра. Неискушенные любители искусства сочли иллюзию столь полной, что стали искать за картиной спрятанный второй источник света. С огромным увлечением Куинджи самоотверженно занимался педагогической деятельностью в реформированной Академии   художеств, приняв на себя руководство пейзажным классом. Из его мастерской вышли замечательные художники: Н. Н. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский и др.

   Цикл картин, посвященных шахтерскому труду в Донбассе, написал известный русский художник Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930 гг.), с 1892 г. в течение 9 лет изучавший жизнь и быт рабочих Донбасса. Его кар-тины «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и «Углекопы — смена», «Шахтеры-зарубщики», «Шахтерка», «Шахтер», «Шахтер-тягальщик» показывают не только невыносимо тяжелые условия труда шахтеров, но и их духовную красоту, величие человека труда и внутреннее благородство.

Литература

  В Донбассе в конце века побывали и известные писатели: А. И. Куприн, А. С. Серафимович и другие, которые правдиво описали труд, жизнь и быт рабочих края. В частной школе X. Д. Алчевской в селе Алексеевке Славяносербского уезда в 1887-1893 гг. работал известный украинский поэт и фольклорист, автор «Словника української мови» Б. Д. Гринченко, написанного в 1863-1866 гг. В Бахмутской духовной школе после окончания Екатеринославской семинарии работал бывший ее ученик, известный поэт, уроженец с. Торкской Алексеевки (ныне село Октябрьское Добропольского района) Н. Чернявский (1868-1937). Здесь он издает первые свои сборники поэзии «Пісні кохання» (1895), «Донецькі сонети» (1898).

Таким образом, Донецкий край на рубеже ХІХ - ХХ веков славился своими просветителями ,писателями ,поэтами и художниками.

Билет № 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...