Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственные органы, не являющиеся органами государственной власти РФ: понятие, виды и статус.




 

Как и в любом другом государстве, в РФ существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В то же время эти органы действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся: Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Администрация президента.

 

Прокуратура РФ: единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом «О прокуратуре РФ». Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

 

Центральный банк РФ: главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт РФ, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

 

Статья 71 Конституции РФ определяет, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а статья 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» и другими федеральными законами.

 

Счетная палата РФ:парламентский орган финансового контроля в РФ.

Она действует на основе соответствующего Федерального закона РФ, который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

Счётная палата осуществляет оперативный контроль:

за исполнением федерального бюджета,

за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,

за использованием кредитных ресурсов,

за внебюджетными фондами,

за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,

за банковской системой (включая Банк России),

проводит ревизии и проверки,

проводит экспертизу и даёт заключения,

информирует палаты Федерального Собрания.

 

При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

 

Центральная избирательная комиссия РФ: государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. С 1995 года ЦИК России состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. ЦИК России формируется на пятилетний срок полномочий. Наделён правовым статусом юридического лица. ЦИК России имеет контрольно-ревизионную службу, аппарат, совещательные и консультативные органы. При ЦИК России организован Федеральный центр информатизации, обеспечивающий создание и эксплуатацию Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы». При организации и проведении федеральных референдумов и федеральных выборов (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы) является вышестоящей комиссией по отношению ко всем избирательным комиссиям, участвующим в организации выборов, руководит их деятельностью, регистрирует кандидатов (списки кандидатов), определяет результаты выборов, распределяет бюджетные средства, осуществляет иные полномочия.

 

Уполномоченный по правам человека в РФ:В РФ защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ.

Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного по правам человека в соответствующем субъекте РФ.

Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой ФС РФ.

Его деятельность независима, он неподотчетен каким-либо государственным органам власти РФ и субъектов РФ и должностным лицам.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ:

1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;

3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

 

48. Понятие избирательного права и избирательной системы. Виды избирательных систем.
В объективном смысле под избирательным правом понимается подотрасль конституционного права России, охватывающая совокупность конституционно правовых норм, закрепляющих принципы избирательной системы РФ, порядок подготовки и проведения выборов населением депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

В субъективном смысле слова — для обозначения индивидуального права гражданина избирать и быть избранным, участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, включая голосование.

Важная отличительная особенность избирательных правоотношений — они возникают только тоГД а, коГД а в процедурах участвует население посредством голосования. Избирательные системы могут предусматривать непосредственное избрание определенного лица населением (так называемые прямые выборы ниже) либо — в отдельных случаях — избрание населением выборщиков, которые будут избирать соответствующее лицо (в совокупности это единый избирательный процесс). Но если член палаты парламента, иное должностное лицо получают свои полномочия путем избрания соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления, а не населения, это уже не избирательная система, а формирование органа.

Избирательная система - реально существующий порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в РФ.

 

В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представительном органе власти по результатам выборов:

 1) мажоритарная;

2) пропорциональная.

3) смешанная

Мажоритарная избирательная система является упрощенной. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.

Мажоритарные избирательные системы по способу определения большинства могут быть:
1) относительными (распределение осуществляется по принципу «простого большинства»);
2) абсолютными (в этом случае требуется наличие «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос);
3) квалифицированными (используется «квалифицированное большинство голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие не менее 2/3 голосов избирателей).

Пропорциональная избирательная система – порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным числу поданных за нее голосов. В пропорциональной системе законом может устанавливаться минимальное число голосов избирателей, поданных в поддержку той или иной партии, блока, при котором партия, блок могут участвовать в распределении мандатов.

В РФ используются обе вышеуказанные избирательные системы, поэтому РФ – государство со смешанной формой избирательной системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.

При этом в РФ минимальное число голосов (на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ), при получении которого партия или блок допускаются к распределению мандатов, – 5% от числа избирателей, принявших участие в выборах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 3981.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...