Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус.




 

Статья 5 КРФ:

 

«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ».

 

Статус субъектов РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ.

 

1.Субьекты РФ равноправны, т. е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации.

 

2. Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ:

ü статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч. 1);

ü статус края, области, города федерального значения,автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и их уставом (ч. 2);

ü статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5).

Таким образом, субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно- правового статуса.

 

3. У каждого субъекта РФ имеется свой основополагающий акт: конституция — у республики, устав — у остальных субъектов. Каждый субъект имеет право на свое законодательство. Более того, есть гарантии самостоятельности правотворчества субъектов РФ по вопросам своего ведения.

 

4. У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобразное территориальное верховенство. Оно состоит в том, что территорию субъекта РФ нельзя изменить без согласия этого субъекта. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

 

5.Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя России и общимипринципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов РФ». Система органов государственной власти субъекта РФ представлена органом законодательной (представительной) власти, высшим должностным лицом, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.

 

Что касается статуса субъектов РФ в части государственных органов, то необходимо иметь в виду следующее:

— субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы, а также органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), а также принципу разделения властей (ст. 10);

— наличие органов государственной власти субъектов не препятствует осуществлению федеральной власти на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов, причем субъекты обязаны содействовать деятельности федеральных органов государственной власти.

 

6. Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией. Прежде всего, Конституция РФ предусмотрела разделение вопросов ведения между Федерацией и субъектами: вопросы исключительного ведения Федерации; вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов; вопросы собственного ведения субъектов.

Есть также представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, которые обязаны отреагировать на подобные обращения. Так, каждыйсубъект РФ делегирует двух представителей в Совет Федерации. Есть представительства республик при Президенте РФ, других субъектов РФ—при Правительстве РФ. Орган законодательной власти субъекта имеет право вноситьпроекты законов на рассмотрение Государственной Думы, а также предлагать Президенту РФ кандидатуры на вакантные должности судей Конституционного Суда РФ.

Процедура решения определенных вопросов федерального уровня предусматривает участие субъектов РФ. Например, при внесении поправок в Конституцию РФ проект закона Федерации о поправке направляется органам законодательной власти субъектов и имеет шансы напринятие лишь после их одобрения не менее чем двумя третями указанных органов.

 

7. Субъекты, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать друг к другу делегации, представителей и т. д.

 

8. У субъектов РФ есть право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и ее субъектами. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Естественно, что субъект РФ обязан учитывать в решении вопросов государственной собственности интересы Федерации, он не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и материальные объекты по признаку их расположения на территории субъекта.

 

9. Охраной безопасности страны, вооруженной защитой ее территории занимается Российская Федерация. Отсюда у субъекта РФ нет права на свои войсковые формирования (армию, внутренние войска, пограничников и т. п.). Но у субъекта есть обязанность оказыватьсодействие обеспечению безопасности государства.

 

10.У субъектов РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Поскольку данная сфера относится к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции РФ), Россиякоординирует международные и внешнеэкономические связи субъектов. Субъекты обязаны учитывать интересы Федерации в данной сфере, а Российская Федерация— интересы субъектов РФ.

 

11. Субъекты РФ имеют право на применение официального языка. Для республик допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ). В органах власти и местногосамоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других субъектов РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но Конституция гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), а также права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

 

12. Все субъекты РФ имеют право на свои символы: герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).

 

 Особенности отдельных видов субъектов РФ:

 

Республики.Спецификой республик можно считать то, что они созданы по национально-территориальному признаку, отраженному в названии большинства субъектов (кроме Дагестана, название которого переводится на русский язык как «страна гор», при этом по пестроте национального состава Дагестан превосходит другие республики).

Кроме того, республики по Конституции РФ обозначены как государства (ч. 2 ст. 5). Особенности:

— республики поставлены на первое место в перечне субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ;

— они имеют в качестве своего главного правового акта конституцию, а другие субъекты — устав;

— конституция республики может быть принята как ее органом законодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законодательной власти;

— республики имеют право на установление своих государственных языков, которые употребляются наряду с государственным языком РФ; для других субъектов такая категория не существует, хотя всем народам гарантируется Конституцией сохранение и использование их родных языков.

 

Края, области.Между этими субъектами РФ в настоящее время нет внешней разницы, они созданы и входят в состав РФ по территориальному признаку. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

 

Города федерального значения. Это города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Специфика Москвы состоит в том, что она выполняет сразу несколько функций: столица РФ, субъект РФ и административный центр Московской области. Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время административным центром Ленинградской области, Севастополь – субъект РФ.

 

Автономная область.В настоящее время в России существует лишь одна автономная область— Еврейская. У автономной области нет каких-либо особенностей в правовом положении. Тем не менее они в принципе не исключаются, и как гарантия согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Пока такого акта нет.

 

Автономные округа. На данное время есть четыре автономных округа, один входит напрямую в состав РФ, два автономных округа состоят в Тюменской области, один — в Архангельской области. Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного такого закона). Кроме этого, определено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (такие договоры имеются).

 

Предметы ведения РФ.

 

Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.

 

 Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения).

Обобщенное понятие, охватывающее предметы ведения и полномочия, — компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.

 

К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ.

 

В основном вопросы исключительного федерального ведения закреплены в ст. 71 Конституции РФ. Для удобства восприятия их можно разделить на несколько групп.

 

В области государственного строительствак ведению РФ относятся:

 

· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство и территория России;

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного строительства и национального развития;

· государственные награды и почетные звания РФ;

· федеральная государственная служба.

 

В области экономической, социальной и культурной политикивопросами ведения РФ являются:

· федеральная государственная собственность и управление ею;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития;

· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (выпуск денег), основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

· федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития

· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

· метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

 

В области внешних сношений, обороны и безопасностик ведению РФ относятся:

· внешняя политика и международные отношения, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

· внешнеэкономические отношения;

· оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

 

В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудиявопросами ведения РФ являются:

· судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

· федеральное коллизионное право.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...