Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое регулирование выборов в РФ.





Конституция РФ не имеет специальной главы об избирательной системе. Отдельные нормы, касающиеся избирательной системы и избирательного права, в Конституции есть. В частности, в Конституции говорится:
«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3); «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ч. 2 ст. 32); «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32); «Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ч. 1 ст. 81); «Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом» (ч. 4 ст. 81); «Порядок выборов депутатов ГД устанавливается федеральным законом» (ст. 96); выборы предусмотрены и как способ осуществления населением местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). Тем не менее существует потребность в отдельной главе Конституции об избирательной системе, и предложения об этом регулярно высказываются в конституционно правовой литературе.

 

Первая группа специальных источников избирательного права — федеральные избирательные законы, причем как общего характера, так и по конкретным видам федеральных выборов.

Говоря об актах общего характера, напомним, что в 2002 г. принимается ныне действующий Федеральный закон №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Он является главным специальным актом по вопросам избирательной системы и избирательного права; определяет основные гарантии реализации российскими гражданами конституционного права на участие в любых выборах и референдумах, проводимых на территории страны; имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. С нормами данного Закона должны сочетаться иные федеральные акты. Статья 1 Закона гласит, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Законом. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить этому Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному Федеральному закону, применяются нормы последнего.

Если нет актов избирательного законодательства по конкретным видам выборов или акты устарели и не приведены в соответствие с названным Законом, выборы проводятся на основе данного Федерального закона. Этот Закон допускает (если правовая база субъектов РФ для выборов их органов власти и органов местного самоуправления несовершенна, а норм данного Закона и

иных федеральных законов недостаточно) проведение выборов также на основе указов Президента РФ (п. 4 ст. 11).

Акты специального характеракасаются двух видов федеральных выборов — выборов депутатов ГД и выборов Президента РФ.

Первые выборы депутатов ГД проводились в 1993 г. на основе Положения о выборах депутатов Государственной Думы, утвержденного Президентом РФ в 1993 г. Выборы депутатов ГД 1995 г. и 1999 г. проводились по федеральным законам соответственно 1995 г. и 1999 г. о выборах депутатов Государственной Думы. В 2002 г. был принят Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы, согласно которому проводились выборы в 2003 г.

Поскольку принято радикальное решение о переходе к выборам депутатов ГД только по партийным спискам, 18 мая 2005 г. принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ». На его основе проводились очередные выборы в 2007 и 2011 гг. Напомним, что Конституция допускает роспуск ГД Президентом РФ, следовательно, в этом случае проводятся внеочередные выборы, назначаемые Президентом РФ.

В настоящее время действует Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Выборы Президента РФ после принятия Конституции РФ 1993 г. проводились в 1996 г. на основе Федерального закона 1996 г. о выборах Президента РФ. В 1999 г. принят новый Федеральный закон о выборах Президента РФ. Выборы проводились в 2000 г. в связи с досрочной отставкой первого Президента РФ. В настоящее время действует Федеральный закон № 19 от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ», по которому проводились выборы Президента РФ в 2004, 2008, 2012 гг.

Как отмечалось ранее, Совет Федерации у нас не избирается, а формируется. Поэтому Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» не является источником избирательного права.

Вторая группа источников избирательного права — избирательные законы субъектов РФ. До 2005 г. это могли быть следующие виды актов: законы о выборах депутатов законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов РФ; законы о выборах высших должностных лиц субъектов РФ — президентов, губернаторов, глав правительств; законы о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (это могут быть и один общий закон, и два самостоятельных закона).

В связи с введением в декабре 2004 г. порядка, по которому глава исполнительной власти не избирался населением субъекта РФ. А предложенная Президентом РФ кандидатура на должность главы наделялась полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ решением органа законодательной власти субъекта РФ, законы субъектов о выборах главы исполнительной власти были исключены из числа источников избирательного права.

С восстановлением в 2012 г. выборности глав исполнительной власти субъектов РФ субъекты стали принимать новые законы о выборах этих лиц, такие законы вновь вошли в круг источников избирательного права.

Третья группа источников, играющих немаловажную роль в формировании основных позиций избирательного права и избирательного процесса, — это постановления Конституционного Суда РФ.

 

Четвертая группа источников — нормативные акты (инструкции методические разъяснения и др.) Центральной избирательной комиссии РФ, а в субъектах РФ — аналогичные документы избирательных

Комиссий субъектов РФ. Эти акты исключительно важны, особенно в части организационных аспектов выборов, работы избирательных комиссий, документации, отчетности и т. п. На определенном этапе

положения подобных документов могут восполнять отсутствие соответствующих норм в избирательных законах, в последующем такие правила становятся содержанием законов. Однако многие текущие

моменты выборов, и прежде всего процессуального и так называемого технологического характера, все равно остаются предметом инструктивных документов руководящего уровня избирательных комиссий.




Участники и стадии избирательного процесса.

Любая избирательная кампания начинается только после назначения даты выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за определенное число дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган, депутаты.

Согласно п. «а» ст. 84 Конституции РФ выборы депутатов ГД назначает Президент РФ. Согласно п. 2 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление этого срока начинается со дня избрания Государственной Думы. Днем избрания является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе.

Выборы Президента РФ назначает согласно Конституции РФ Совет Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 102). В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона «О выборах Президента РФ» решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором, шесть лет тому назад был избран Президент.

При назначении дня новых выборов учитываются не день и месяц вступления в должность, а дата проведения самих выборов (несколько лет назад глава Карачаево*Черкесской Республики, будучи избранным на этот пост, в течение почти полугода не мог вступить в должность, поскольку оспаривалась законность проведения выборов, но точкой отсчета для следующих выборов все равно стал день его избрания).

Законодательство о выборах предусматривает: если выборы не назначил в срок, установленный законом, тот орган, которому это положено сделать, тоГД а выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией.

Например, выборы депутатов ГД в таких случаях назначает и проводит ЦИК РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекает срок полномочий Думы. На выборах Президента РФ в аналогичном случае ЦИК РФ назначает и проводит выборы во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента.

 

В 2005 г. Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает единые дни голосования на выборах в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, — это второе воскресенье марта или второе воскресенье октября.

Однако новеллами от 2 октября 2012 г. вместо двух введен лишь один единый день голосования — это второе воскресенье сентября. Но если на соответствующий год приходятся также выборы депутатов Государственной Думы, тоГД а нижестоящие выборы также переносятся на этот день (п. 3 ст. 10). Если срок полномочий действующих органов или депутатов истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов.

Законодательство не запрещает совмещение на один день разных выборов. Что касается референдумов в субъектах РФ и местных референдумов, Закон об основных гарантиях избирательных прав разрешает их совмещать с выборами и другими референдумами (п. 7 ст. 15). В отношении референдума в РФ Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» установил, что не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ (п. 6 ст. 23). Следовательно, федеральный референдум и выборы депутатов ГД или Президента РФ в один день невозможны.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...