Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ




Для реализации компетентностного подхода все проводимые занятия, в том числе самостоятельная работа студентов, предусматривают сочетание передовых методических приемов с новыми образовательными информационными технологиями. Используются современные формы и методы обучения (исследовательские методы, корпоративное, проблемное обучение), направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности студентов, привитие им интереса к исследовательской работе.

Основным методом изучения тем, вынесенных в лекционный курс, является информационно-объяснительный метод с элементами проблемных ситуаций и заданий студентам. На практических занятиях основным является поисковый метод, связанный с решением различных типов задач.

Средствами обучения являются основная и дополнительная литература, дополнительные пособия для организации самостоятельной работы студентов, демонстрационные материалы, компьютерные обучающие программы, сборники задач.

Приемами организации учебно-познавательной деятельности студентов являются приемы, направленные на осмысление и углубление предлагаемого содержания, и приемы, направленные на развитие аналитико-поисковой и исследовательской деятельности.

 

Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Интерактивные формы проведения занятий могут быть использованы при проведении лекций и семинарских занятий, при самостоятельной работе студентов.

Предполагаемые формы проведения интерактивных занятий:

 

№ п/п Интерактивные методы обучения Форма проведения занятий Компетенции
1 Работа в малых группах Практическое занятие ПК-1, ПК-4
2 Коллективная мыслительная деятельность Практическое занятие ПК-1, ПК-4
3 Учебная дискуссия Лекция, практическое занятие ПК-1, ПК-4

 

Работа в малых группах (корпоративное обучение)

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

При организации групповой работы, следует убедиться, что студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Каждая группа получает задания, это могут быть ключевые задачи или общие вопросы. Преподаватель должен давать максимально четкие инструкции к выполнению заданий. Каждой группе предоставляется достаточно времени на выполнение задания.

. Можно использовать работу в парах или четверках. Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарниками, и только потом огласить их всей аудитории.

 Приведем пример групповой работы. Студенческий коллектив делится на группы (ряды). В каждой группе студент играет определённую роль: спикер, секретарь, посредник, докладчик и т.д. (студенты в каждой группе распределяют обязанности). В обязанности спикера входит: озвучивание задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задание и чёткие инструкции по его выполнению. Если какая-то из групп справляется с заданием раньше остальных, то им предлагается новое задание. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди студентов. При этом преподаватель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов групповой работы докладчики предлагают результаты работы всей аудитории. Преподавателем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. 

Учебная дискуссия (корпоративное обучение) – это обмен мнениями ради поиска истин, правильных решений, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями, методами. Дискуссия может проводиться как со всей студенческой группой, так и с подгруппами (например, можно разделиться по рядам). Чем больше студентов приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится творческий потенциал.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся – отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Метод позволяет максимально полно использовать опыт студентов, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит студентам о том, что является правильным, а сами студенты вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Приведем пример учебной дискуссии. Объявляется тема дискуссии (тема занятия). Затем ставятся вопросы или проблемные задания (задачи) для дискуссии. Преподаватель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа. При помощи активных студентов провоцирует проведение "мозговой атаки", организует обмен мнениями, выявление и обсуждение возникающих расхождений. По ходу проведения учебной дискуссии:

– обзор представленных данных, сведений, методов решений задач;

– формулируются итоги текущих обсуждений,

 – предъявляются вопросы и задачи, подлежащих дальнейшему обсуждению и решению;

– анализируется ход обсуждения.

Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.

Коллективная мыслительная деятельность (проблемное обучение) можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у преподавателя выработан четкий план его проведения.

Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.

Структура главной части проблемного занятия:

– формирование проблемы;

– поиск ее решения;

– доказательство правильности решения;

– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

В ходе занятия преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.

Наиболее часто применяются следующие формы практических занятий:

– вопросно-ответный;

– развернутая беседа;

– высказывание мнения студента или группы студентов с последующим обсуждением;

– решение проблемных задач и упражнений и др.

Коллективная мыслительная деятельность позволяет студентам развивать свои умения, аргументировать ответы и выбранную позицию, вырабатывать необходимые компетенции.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

1. Понятие бюджета. Цели и задачи бюджетов

Детализация долгосрочного плана осуществляется посредством бюджетиро­вания, которое определяет краткосрочные задачи в пределах общей стратегии.

Результатом бюджетирования является бюджет. Бюджет (Budget) – это план будущих операций, выраженных в количествен­ных (в большинстве случаев в денежном) измерителях.

Таким образом, бюджетирование (Budgeting) – это процесс планирования будущих операций предприятия и оформления его результатов в виде системы бюджетов. Основным объектом бюджетирования является бизнес. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса и т.п.

Бюджетирование преследует следующие цели: разработка концепции ведения бизнеса; заставить менеджеров количественно обосновывать их планы; коммуникация – доведение планов до сведения руково­дителей разных уровней; мотивация руководителей и работников на местах на достижение целей организации; контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом; выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков; выполнение требований законов и контрактов.

Бюджет предприятия – это финансовый план, то есть выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия, финансовое, количественное определенное выражение маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Период, для которого подготовлен и используется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетным периодом обычно является год, в пределах которого можно вы­делить короткие периоды.

 

2. Виды бюджетов. Их особенности

Существуют различные подходы к разработке бюджетов, чаще всего их классифицируют на гибкие и фиксированные.

Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра от­ветственности. В зависимости от объема деятельности пере­менные и смешанные затраты меняются, а постоянные остают­ся неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно.

Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изме­нений уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зави­сят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимо­связь "вход– выход" носит не столь явный характер. Фиксиро­ванные бюджеты используют прежде всего для центров частич­но регулируемых затрат, а также для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др.

Выделяют следующие разновидности фикси­рованных бюджетов:

T Бюджеты "от достигнутого" составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного из­менения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют "приростными"). Например, административные затраты обычно планируют "от достигнуто­го" (такие бюджеты встречаются наиболее часто).

T  Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов от­личаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокраща­ется или увеличивается на 5, 10, 20%. Этот подход явля­ется промежуточным между бюджетом "от достигнутого" и бюджетом "с нуля";

T  Бюджеты "с нуля" разрабатывают исходя из предположе­ния о том, что для данного центра ответственности бюд­жет составляется впервые. Это избавляет от груза про­шлых ошибок. Наиболее сложной разновидностью фиксированных бюдже­тов является бюджетирование "с нуля". Бюджетирование "с нуля" целесообразно проводить для частично регулируемых затрат. В частности, его можно исполь­зовать при разработке бюджетов на маркетинг, НИОКР, ре­монтные работы и др.

 

3. Бюджетирование как управленческая технология

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс, составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Полноценное бюджетирование на предприятии как управленческая технология, включает три составные части (рис. 1).

 

 


Рисунок 1 - Блок-схема внутрифирменного бюджетирования

Если из схемы выпадает хотя бы одни составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.

 

4. Сферы применения различных типов бюджетов

На предприятии для каждого центра ответственности со­ставляется отдельный бюджет. Как указывалось выше, сущест­вуют центры ответственности различных типов:    центры регулируемых затрат; центры слабо регулируемых затрат; центры выручки; центры прибыли; центры инвестиций. Для каждого из них нужен особый подход к разработке бюджета

Бюджетирование осуществляется в двух направлениях.

Первое направление - подготовка функциональных бюджетов, то есть бюджетов подразделений предприятия. Соответственно подразделение предприятия, для которого может быть составлен бюджет и осуществлен контроль за его выполнением, является бюджетным центром.

Второе направление бюджетирования – разработка стандартов (норм) затрат на производство отдельных изделий (или услуг).

Взаимосвязь этих направлений заключается в том, что на основании бюджетов отдельных подразделений определяют ставку распределения их накладных расходов между отдельными видами продукции. Это позволяет составить нормативную (стандартную) калькуляцию полной производственной себестоимости (единицы продукции. В свою очередь, стандарты (нормы) затрат используются (для суммирования бюджетов затрат на производство. На основании бюджетов всех подразделений готовится генеральный (сводный) бюджет предприятия.

Генеральный (сводный) бюджет (Master Budget) – это совокупность бюдже­тов, обобщающих будущие операции всех подразделений предприятия. Он вклю­чает две группы бюджетов: операционные и финансовые.

Операционные бюджеты (Operating Budgets) – это совокупность бюджетов затрат и доходов, которые обеспечивают составление бюджетного отчета о прибыли.

Операционные бюджеты включают в себя:

• бюджет продаж;

• бюджет производства;

• бюджет переходящих запасов;

• бюджет потребностей в материалах;

• бюджет прямых затрат на оплату труда;

• бюджет общепроизводственных расходов;

• бюджет себестоимости готовой продукции;

• бюджет себестоимости реализованной продукции;

• бюджет административных расходов

• бюджет расходов на сбыт;

• бюджет прибыли и убытков.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и являет­ся основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанав­ливается на основе объема реализации.

Бюджет прибыли и убытков – проформа финансовой отчетности, составления до начала отчетного периода, отражающая финансовый результат предполагаемой деятельности. Бюджет прибыли и убытков представляет собой прогноз отчета о прибыли и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, пе­ременных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в пла­нируемом периоде.

Финансовые бюджеты (Financial Budgets) – это совокупность бюджетов, ото­бражающая запланированные денежные потоки и финансовое состояние пред­приятия. Финансовые бюджеты включают в себя:

• бюджетный баланс;

• бюджет движения денежных средств;

• бюджет капитальных инвестиций.

Бюджетный баланс – проформа финансовой отчетности, содержащая информацию о будущем финансовом состоянии предприятия, которое ожидается в результате реализации запланированных операций. Целью составления данного документа является: своевременное предвидение неблагоприятного финансового состояния предприятия;  отображение будущих ресурсов и обязательств; обеспечение контроля за точностью составления всех бюджетов.

Бюджет движения денежных средств – плановый документ, отражающий ожидаемые платежи и поступления средств за определенный период. Позволят определить периоды, в которых ожидается излишек или недостаток средств.

Бюджет капитальных инвестиций - показывает соотношение первоначальных потерь деятельности и внешних источников их финансирования. Следовательно, это план распределения финансовых ресурсов по бюджетным периодам, выделенных инвесторами или руководством под бизнес-план. В состав этого бюджета целесообразно включать план, который отображает источники и условия привлечения внешних финансовых средств, например, кредитный план.

 

5. Достоинства и недостатки бюджетирования

Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положи­тельные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

• оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

• позволяет координировать работу предприятия в целом;

• анализ бюджетов позволяет своевременно вносить кор­ректирующие изменения;

• позволяет учиться на опыте составления бюджетов про­шлых периодов;

• позволяет усовершенствовать процесс распределения ре­сурсов;

• способствует процессам коммуникаций;

• помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;

• позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адап­тироваться в новом коллективе;

• служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

• различное восприятие бюджетов у разных людей;

• сложность и дороговизна системы бюджетирования;

• если бюджеты не доведены до сведения каждого сотруд­ника, то они не оказывают практически никакого влия­ния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок;

• бюджеты требуют от сотрудников высокой производи­тельности труда;

• противоречие между достижимостью целей и их стимули­рующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эф­фекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, – стимулирующий эффект про­падает, поскольку никто не верит в возможность дости­жения целей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...