Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Организация бюджетного процесса на предприятии




Порядок и очередность разработки бюджетов на предприятии. Методы управления бюджетированием. Распределение ответственности за разработку и контроль исполнения бюджетов. Разработка блок-схемы формирования основных финансовых бюджетов. Роль и функции бюджетного комитета на предприятии. Организация центра финансового учета (ЦФУ) и центра финансовой ответственности (ЦФО) на предприятии.

Методические указания для студентов по организации семинарских (практических, лабораторных) занятий

Дисциплина «Практическое бюджетирование» является одной из основных, современных и крайне востребованных практикой. Недостаточная теоретическая проработанность отдельных понятий и ограниченный опыт финансового планирования базовых показателей деятельности российских организаций определяют необходимость всестороннего рассмотрения понятийного аппарата, используемого при изучении данной дисциплины. При изучении дисциплины «Практическое бюджетирование» представляется необходимой активизация тех знаний и умений, которые были получены студентами при изучении отдельных тем дисциплин «Методы оптимальных решений», «Корпоративные финансы» и «Макроэкономическое планирование и прогнозирование».

Преподаватели, ведущие занятия по данной учебной дисциплине, должны руководствоваться в своей работе положениями данного УМК и, прежде всего, программой дисциплины и планами проведения практических занятий. Обязательным является соблюдение календарно-тематического плана проведения занятий.

Основу изучения дисциплины «Практическое бюджетирование» для студентов очной и заочной форм обучения в соответствии с учебным планом составляют лекции. Каждая лекция должна начинаться с объявления студентам темы лекции и объяснения логической связи данной темы с предыдущей и последующей темами дисциплины. Вниманию студентов обязательно предлагается план лекции, включающий основополагающие, логически взаимоувязанные вопросы темы.

Затем лектор должен переходить к последовательному раскрытию содержания каждого вопроса в соответствии с планом. При изложении теоретических вопросов рекомендуется использовать логические схемы, графики, диаграммы и таблицы, отображаемые с помощью средств дистанционного представления информации. Показ слайдов должен сопровождаться комментариями и пояснениями лектора.

В процессе изложения материала лектор должен останавливаться на наиболее важных и сложных моментах темы. В особо трудных местах можно использовать для пояснения условный пример и предложить решение типичной задачи.

Для лучшей подготовки студентов к лекции можно предложить преподавателю предварительное обеспечение студентов материалами по предполагаемой к изучению теме.

В конце лекции преподавателю необходимо оставить несколько минут для ответа на вопросы студентов, возникшие в процессе лекции, а также рекомендовать студентам наиболее актуальные источники информации для подготовки к следующей лекции.

Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: мозговой штурм, решение проблемной ситуации, дискуссия, кейс-стадии (case-study) метод, тренинг, средства обучения: помещения, оборудование, мебель, учебники, раздаточный материал, наглядные пособия, компьютеры, локальные и глобальные компьютерные сети, модели, мультимедийные презентации.

Тематика семинарских занятий

Тема 1. Цели и задачи финансового планирования на предприятии. Виды финансовых планов.

Вопросы:

1) В чем заключается сущность финансового планирования на предприятии?

2) Определите основные цели и задачи финансового планирования на предприятии?

3) Охарактеризуйте недостатки существовавшей в условиях РФ системы финансового планирования на предприятии?

4) Перечислите существующие на предприятии виды и формы финансовых планов?

Тема 2. Методы планирования финансовых результатов

 

Вопросы:

1) В чем особенности существующих методов финансового планирования на предприятии?

2) Перечислите и охарактеризуйте методы экономико-математического моделирования?

Тема 3. Сущность и функции бюджетирования

Вопросы:

1) Дайте определение понятию "бюджетирование"? В чем особенность бюджетирования как метода финансового планирования?

2) Охарактеризуйте основные функции, которые выполняет бюджетирование?

Тема 4. Виды и формы бюджетов, методы их разработки

Вопросы:

1) Перечислите классификационные признаки бюджетирования?

2) Чем отличаются фиксированные бюджеты от гибких? Приведите их сравнительные характеристики.

3) В чем преимущества и недостатки метода прироста по сравнению с методом нулевого базиса?

Тема 5. Организация бюджетного процесса на предприятии

Вопросы:

1) Каковы основные этапы бюджетного процесса на предприятии?

2) Что общего и чем отличаются ЦФУ от ЦФО?

3) На каких предприятиях целесообразно выделение ЦФО и ЦФУ?

 

В ходе подготовки к семинарскому занятию студенту, прежде всего, необходимо повторить материал, который им был получен на лекционном занятии согласно тематике. При подготовке студента к семинарскому занятию необходимо проанализировать источники литературы по данной теме, рекомендованные преподавателем. Важное значение для успешной последующей работы студента на практическом занятии имеет эффективная работа с источниками дополнительной литературы, с которыми он должен ознакомится самостоятельно.

Во время семинарского занятия рассматриваются вопросы по данной теме. Обсуждение вопросов должно происходить в форме дискуссии, в рамках которой студенту необходимо аргументировать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме. В ходе обсуждения выступающему могут задаваться дополнительные вопросы в рамках изучаемой темы, в том числе другими студентами с разрешения преподавателя. Во время дискуссии особое внимание следует уделить выявлению взаимосвязи рассматриваемых вопросов в рамках изучаемой темы с практикой. 

 Практические занятия проходят в интерактивной форме, а именно, в форме выполнения практических заданий в группе. Данные задания направлены на отражение взаимосвязей изученных базовых понятий и закрепление полученных знаний. В ходе решения заданий необходимо отразить их связь с ранее рассмотренными теоретическими аспектами темы. По каждому решенному заданию полученные студентами результаты должны быть охарактеризованы и сделаны соответствующие выводы.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

1. Технические средства: мультимедийные аудитории и компьютерные классы.

2. Методы обучения с использованием информационных технологий:

- компьютерное тестирование;

- демонстрация мультимедийных материалов;

- реализация решений задач в математических пакетах.

3. Перечень программного обеспечения:

- ОС Windows XP;

- Microsoft Office Excell 2003-2007;

- Microsoft Office Word 2003-2007;

- Microsoft Office PowerPoint 2003-2007;

- Компьютерная деловая игра «Бизнес-Курс: Корпорация»;

- Компьютерная деловая игра «Бизнес-Курс: Максимум».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...