Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и принципы гражданства. Основания и порядок приобретения (прекращения) гражданства Республики Беларусь.




Важнейшей юридической предпосылкой наиболее полного правового положения личности является его принадлежность к гражданству данного государства. Это один из основных элементов правового статуса личности, главное условие полной правосубъектности лица. В соответствии с международно-правовыми стандартами каждый человек имеет право на гражданство (ч. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.) [14]. Хотя в законодательстве современных государств устанавливаются разнообразные критерии, наиболее распространенными основаниями являются приобретение гражданства по рождению или путем натурализации. Одна из первых попыток теоретически осмыслить понятия «гражданин», «гражданство» была предпринята еще Аристотелем, который отмечал сложность этого явления. Изучая природу гражданства, он, в частности, указывал на тот факт, что совместное проживание с гражданами не означало признания за лицом права гражданства. Правами гражданства не обладали и не достигшие совершеннолетия юноши, хотя и рожденные от граждан полиса (общины), а также женщины и старцы. Качество гражданина Аристотель признавал только за теми, кто участвовал в суде и народном собрании [16, c. 25]. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь [3]. Вопрос о современном состоянии гражданства имеет одно из наиболее главных значений для науки конституционного права. Без его рассмотрения, как и без рассмотрения любого другого государственно-правового явления, конституционного вряд ли может быть признано глубоким и всесторонним. Поэтому целью работы являлось рассмотрение правовых основ гражданства. Для достижения данной цели в работе был решен ряд задач: - выделены основные правовые понятия гражданства - рассмотрены особенности гражданства в мировой практике; - описан порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь с точки зрения современного законодательства; - рассмотрены полномочия государственных органов по делам гражданства.

1. Понятие и принципы гражданства

Существует много определений термина «гражданство» или аналогичных ему терминов. Наиболее распространенным в правовой литературе является следующее: «Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения... Гражданство – это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается» [8, c. 24].

1.1 Принципы гражданства Принципы гражданства - это сущностные черты отношений по поводу состояния в гражданстве. Можно выделить следующие принципы гражданства. 1. Каждый человек имеет право на гражданство (ст. 3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»). 2. Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований его приобретения. Конституция и действующее законодательство, за некоторыми изъятиями, не устанавливает каких-либо особенностей правового статуса лиц в зависимости от того, как они приобрели гражданство: по рождению, в порядке приема, в порядке регистрации и т.д. Вместе с тем некоторые особенности существуют. Например, кандидатом в Президенты Республики Беларусь может баллотироваться лишь гражданин Республики Беларусь по рождению (ст. 80 Конституции).

2. Основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь определяет, что гражданам Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами: «...Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом» (ст. 10); «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст. 30) [1, c. 16, 37].

2.1 Приобретение гражданства Республики Беларусь Гражданство Республики Беларусь приобретается: - по рождению; - в результате приема в гражданство Республики Беларусь; - в порядке регистрации; - по иным основаниям, предусмотренным Законом от 1 августа 2002 г. [11, c. 8]. Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь может быть отклонено согласно Закона о гражданстве (ст. 16), если заявившее об этом лицо:

2.1.1 Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению Главным основанием приобретения гражданства является получение его в силу рождения. При приобретении гражданства по рождению действуют такие принципы, как принцип «права крови» (учитывается гражданство родителей) и принцип «права почвы» (учитывается место рождения). Белорусский закон о гражданстве направлен на решение вопросов получения гражданства Республики Беларусь максимально в пользу родившегося ребенка. Учитываются все ситуации, когда: 1) родители – оба граждане Республики Беларусь; 2) только один из родителей имеет гражданство Республики Беларусь; 3) родители – не граждане Республики Беларусь либо они неизвестны и др.

2.1.2 Прием в гражданство Республики Беларусь Прием в гражданство (так называемая натурализация) предполагает соответствие определенным требованиям претендуемого на это лица. Общие требования (условия) для приема в гражданство предусмотрены статьей 14 Закона о гражданстве Республики Беларусь. Основаниями для приема в гражданство Республики Беларусь являются:

2.1.3 Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации Особо отметим право на получение гражданства в порядке регистрации. Такое право имеют лишь некоторые категории лиц (ст. 15 Закона). Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут: - лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г., а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки; - дети – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь; - дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство,– по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки или попечительства [3].

2.1.4 Приобретение гражданства Республики Беларусь по иным основаниям Законом о гражданстве предусмотрен ряд положений о гражданстве, которые не подпадают под вышеперечисленные. Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.

2.2. Прекращение гражданства Республики Беларусь Прекращение гражданства может иметь место вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь либо его утраты, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве. В статье 20 указано, что гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие: - выхода из гражданства Республики Беларусь; - утраты гражданства Республики Беларусь. Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

2.2.1 Выход из гражданства Республики Беларусь Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется на основании личного заявления лица, которое подается на имя Президента Республики Беларусь. С заявителем проводится беседа о мотивах, побудивших его к подаче заявления, и разъясняются правовые и иные последствия прекращения гражданства Республики Беларусь. Беседа оформляется подробной справкой, которая подписывается начальником горрайоргана внутренних дел. Справка составляется в двух экземплярах.

2.2.2 Утрата гражданства Республики Беларусь Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона от 1 августа 2002 г. Органы внутренних дел Республики Беларусь оформляют документы об утрате гражданства Республики Беларусь в соответствии со статьей 31 Закона от 1 августа 2002 г. и Положением от 4 ноября 2002 г. Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь осуществляется как по заявлению гражданина Республики Беларусь, так и по инициативе органа внутренних дел.

2.2.3 Отмена решений по вопросам гражданства Республики Беларусь Согласно главе 4 Закона о гражданстве решеніе по вопросам гражданства мджет быль отменено если в течение 7 лет со дня принятия решения о приобретении или прекращении гражданства будет установлено, что оно было принято на основании заведомо ложных сведений или подложных документов, ГУВД, УВД на основании документального подтверждения таких фактов выносят мотивированные заключения, которые утверждаются начальниками ГУВД, УВД либо их заместителями.

Заключение об отмене решения, принятого органами внутренних дел, приобщается к материалам, по которым ранее было принято это решение.

2.3 Международные договоренности Республики Беларусь по вопросам гражданства Республикой Беларусь подписаны три международных соглашения, устанавливающих упрощенный порядок приобретения гражданства Республики Беларусь: - Соглашение между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республики Беларусь (подписано 17 января 1996 г. в Минске; вступило в силу 31 июля 1998 г.) [6]; - Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (подписано 26 февраля 1999 г. в Москве; вступило в силу 26 февраля 1999 г.) [4]; - Соглашение между Республикой Беларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь (подписано 12 марта 1999 г. в Киеве; вступило в силу 8 апреля 2000 г.) [2].

3. Государственные органы по делам гражданства

Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, согласно статье 29 Закона о гражданстве являются: - Президент Республики Беларусь; - органы внутренних дел; - органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом [3].

3.1 Президент Республики Беларусь В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными полномочиями обладает Президент Республики Беларусь (пункт 17 статьи 84 Конституции Республики Беларусь). Полномочия Президента в сфере решения вопросов о приеме в гражданство и его прекращении установлены также статьей 30 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», в соответствии с которой Глава государства:

3.2 Органы внутренних дел Все другие органы, связанные с решением вопросов гражданства, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную работу. Полномочия органов внутренних дел Республики Беларусь по вопросам гражданства заключаются в следующем: - принимать от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверять факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений; направлять материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь; - определять принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь; - решать вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

3.3 Органы дипломатической службы Полномочия органов дипломатической службы Республики Беларусь по вопросам гражданства сводятся к следующему: 1) принимать от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства, проверять факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений; 2) направлять материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь; 3) определять принадлежность лиц, находящихся за границей, гражданству Республики Беларусь; 4) решать вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими за границей; 5) решать в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.

 

 

Административное право.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...