Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое отношение. Правовое сознание. Правовая культура.
Правовое отношение. Правовые отношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие, вследствие воздействия нормы права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников. Правовое сознание. Правовое сознание – это осознанная правовая реальность, жизненный мир человека, отраженный с точки зрения законного и незаконного в идеях, теориях, научных и эмпирических знаниях, обычаях и традициях, чувствах и эмоциях. Правовая культура. Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества. Правовая культура личности - это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого. Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностях лиц.
10. Юридическая ответственность:понятие, основания и виды. Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека. Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность: § уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.; § административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток; § гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков; § дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения. Конституционное право Понятия и виды источников конституционного строя Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле под источником права понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим под источниками конституционного правапонимаются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Из сказанного следует, что в качестве источников конституционного права Республики Беларусь могут выступать только нормативные правовые акты, которые следует отличать от актов, носящих правоприменительный характер. Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Как видим, в нормативном правовом акте, в отличие от правоприменительного, устанавливаются правила общеобязательного характера, рассчитанные на длительное действие и многократное применение. Что же касается мировой практики понимания источников конституционного права, то в некоторых странах (Великобритания, Новая Зеландия и др.) в качестве таковых могут выступать и ненормативные акты, например, правовые обычаи, труды видных ученых и т. п. Место и роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства. В одних государствах в качестве источника права воспринимается судебный прецедент, в других – идет процесс признания судебного прецедента источником права. Судебный прецедент – это решение суда по конкретным делам, который признается обязательным для последующего разрешения аналогичных дел. Правовым обычаем является санкционированное государством сложившееся в результате многократного повторения правило поведения. Часто совокупность источников права определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правая система. На европейском континенте различают две основные правовые семьи (системы): англо-саксонскую и романо-германскую. В англо-саксонской правовой семье главную роль играет судебный прецедент (Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия); в романо-германской правовой семье первостепенную роль играют законы и, как правило, не признается прецедент. В рамках рассмотрения проблемы источников конституционного права важным является определение их классификации и места в системе источников. Обычно это осуществляется по двум критериям: по видам актов и по их юридической силе. Так, в соответствии с законом Республики Беларусь от 10.01.2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в ред. от 02.07.2009 г.) иерархия нормативных актов выглядит следующим образом: 1. Конституция Республики Беларусь, в том числе иконституционные законы, например, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Конституция является основным источником конституционного права. Эта её роль обусловлена следующими факторами: а) Конституция устанавливает правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения; б) Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений; в) Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Беларуси. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Основы конституционного строя РБ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |