Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормы права. Виды и структура правовых норм.




Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Виды правовых норм:

По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. д.

По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормыне допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания. Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления.

По функциональной направленности правовые нормы делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений.

По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории, а специальные - действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих, пенсионеров, женщин и др.).

Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации.

Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения.

Санкция— это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные.

7.Правотворчество и его виды. Формы (источники) права Республики Беларусь.

Правотворчество – это специальная деятельность государственных органов, непосредственно народа (путем референдума) и негосударственных организаций (по уполномочию государства) по установлению, изменению и отмене норм права.

В Республике Беларусь правотворческий процесс регламентируется нормами Конституции, Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Регламентами палат Национального собрания, Положением.об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь и рядом других подзаконных нормативных правовых актов.

Выделяют следующие виды правотворчества по субъектам:

- правотворчество государственных органов;

- непосредственное правотворчества народа (референдумы);

- санкционированная государством правотворческая деятельность негосударственных организаций;

- делегированное правотворчество общественных организаций по поручению государственных органов.

В зависимости от юридической силы правотворчество подразделяется на такие виды, как:

- законотворчество;

- разработка подзаконных актов внешнего регулирования;

- разработка подзаконных актов внутреннего регулирования (ведомственных и локальных актов).

По содержанию различают следующие виды правотворческой деятельности:

- установление правовых норм;

- изменение и дополнение правовых норм;

- отмена правовых норм.

Формы (источники) права РБ.

Основным источником права Беларуси является нормативный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в качестве источников права в республике признаются нормативные договоры и правовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Это значит, что при решении конкретных юридических дел правоприменительные органы вправе ссылаться на нормативные положения этих трех источников права. Не являются источниками права в Беларуси судебные и иные решения по конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания. Основные виды нормативных правовых актов страны определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся:

* законы;

* декреты и указы Главы государства;

* постановления палат Парламента;

* постановления Правительства;

* нормативные акты Конституционного Суда (заключения). Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов), Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;

* постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, принимаемые коллегиально;

* регламенты, принимаемые Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, определяющие процедуру деятельности соответствующих органов;

* инструкции, правила, уставы (положения), приказы;

* решения органов местного управления и самоуправления.

8. Формы реализации норм права. Толкование правовых норм ( виды и способы).

Формы реализации норм права.

Реализация норм права – это претворение, воплощение, предписание норм права в деятельности субъектов права. Реализация норм права может быть только при правомерном поведении субъекта, т.е. в таком поведении, которое предусмотрено правовой нормой.

Формы реализации норм права могут быть классифицированы по самым разным основаниям. Наиболее распространенной является форма реализации в зависимости от способности субъектов права самостоятельно реализовывать свои субъективные права и обязанности. По этому основанию различают следующие 4 формы реализации норм права:

-соблюдение

-исполнение

-использование

-применение.

Соблюдение норм права состоит подчинение субъектами своего поведения, требованиям правовых норм и воздержании от совершения действий, запрещенных правом.

Исполнение норм права состоит в обязательном совершении предусмотренных нормами права действий. Здесь у субъекта нет альтернативы, он должен поступать именно так, как требует норма права. Например, следователь при обнаружении признаков преступления, при наличии достаточных поводов основания должен действовать только одним способом: возбудить уголовное дело.

Использование норм права – это более активное осуществление субъектами права своих субъективных прав в рамках вариантов, предусмотренных правовой нормой. Здесь у субъекта есть возможность выбрать вариант поведения или вообще отказаться от каких-либо действий. Например, собственник имущества имеет право владеть, пользоваться,, распоряжаться своим имуществом или вообще отказаться от него.

Применение норм права – это особая форма реализации. Она возможна лишь при участии компетентного государственного органа или общественной организации с санкции государства, в этом случае выноситься соответствующий правоприменительный акт к конкретному жизненному случаю, при этом проявляются властные полномочия компетентного органа государства.

Толкование правовых норм.

Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их наиболее правильной реализации и совершенствования.

Толкование состоит из двух взаимосвязанных процессов: толкования-уяснения (внутренний мыслительный процесс) и толкования-разъяснения (следует за уяснением, объяснение и изложение смысла и государственной воли участникам правоотношений).

Способы толкования

1. Грамматический - анализ текста нормы, в ходе которого выясняется смысл слов, значение неюридических терминов, устанавливается грамматическая связь слов, исследуются союзы, вводные слова и знаки препинания.

2. Логический - исследование текста нормы путем применения правил и законов формальной логики.

3. Системный - уяснение содержания норм в их взаимосвязи, с учетом их юридической силы, места и значения в нормативно-правовом акте, правовом институте, отрасли и праве в целом.

4. Историко-политический - устанавливается связь между общественными отношениями в конкретный исторический период и содержанием нормы права.

5. Специально-юридический - уяснение юридических терминов и конструкций (конструкция состава преступления).

6. Телеологический (целевой): уяснение цели принятия именно такой нормы.

7. Функциональный - учет условий и факторов, при которых реализуются нормы. Виды толкования:

1. По субъектам толкования:

- официальное - аутентическое (осуществляется органом, который издал нормативно-правовой акт), легальное (осуществляется специально уполномоченным органом, например, толкование конституции осуществляется только конституционным судом),

- неофициальное - доктринальное (научное, осуществляется учеными-юристами), профессиональное (исходящее от должностных лиц и юристов-практиков), обыденное (исходит от любого человека, имеющего представление о содержании и действии нормы права).

2. По объему:

- буквальное (адекватное) смысл нормы и текста совпадает;

- расширительное (распространительное) смысл нормы шире смысла ее текста (выдвигать обвинение против президента можно в случае совершения им тяжкого преступления; данная норма должна толковаться расширительно - совершение особо тяжкого преступления также можно рассматривать как основание для начата процедуры импичмента);

- ограничительное (смысл нормы уже смысла ее текста: в соответствии с текстом конституции каждый гражданин имеет избирательное право, однако федеральный закон закрепляет ряд цензов, ограничивающих это право, поэтому текст конституции не может толковаться буквально).

3. Официальное толкование может быть нормативным (общеобязательным в правоприменении) и казуальным (персонифицированным в конкретном деле).

Результатом нормативного толкования являются официальные правовые акты -интерпретационные (акты толкования). Они исходят от субъектов официального толкования, имеют текстовую форму и следуют судьбе нормативно-правового акта который истолкован в акте интерпретационном. К актам толкования в России относятся постановления высших федеральных судов (Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного суда), акты Центральной Избирательной комиссии по толкованию избирательного законодательства и т.п.

Таким образом, существуют особые способы и виды толкования правовых норм и интерпретационные правовые акты (акты толкования).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...