Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятия, формы, проявления и закрепления.




Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающая интересы его граждан, социальных групп. Признаки государства: – Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы). – Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). – Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. – Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач). – Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства. – Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство. – Существование системы взимания налогов. – Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица. Суверенитет - (суверен, властелин, производное от лат. super - над; от фран. souverainete - верховная власть) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство; это – верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями лишь в пределах, определенных народом в соответствии с демократической процедурой. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на определение. В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета: – суверенитет народа, или народный суверенитет; – суверенитет государства, или государственный суверенитет;

– суверенитет национальный. Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства.

В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием первичным. Народный суверенитет означает: – во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране; – во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Власть народа осуществляется в трех формах: – государственной; – общественной; – власти местного самоуправления. Народ осуществляет государственную власть либо непосредственно (например, путем референдума или выборов депутатов), либо через избранные им, а затем сформированные органы государства. Решения и действия органов государственной власти обязательны для всех. Они исполняются, как правило, добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства. Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия. Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти.Для государственного суверенитета характерны следующие признаки: 1) верховенство; 2) независимость и самостоятельность; 3) единство. Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. В этой связи Конституция Республики Беларусь установила, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (часть 2 статьи 3 Конституции). Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Юридическое закрепление статуса Республики Беларусь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица. Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т.д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств и т.д.). Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитетаследует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства. Материальные гарантии - экономические предпосылки – наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности. Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности. Юридические гарантии - это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Государство предназначено: – гарантировать на властной основе свободу в обществе, – создавать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов. Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. По сферам распространения они делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции государства: – правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов; – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; – определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция); – осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

– обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка); – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция); – осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция). Внешние функции государства: – осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений; – заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества; – обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет; – определение статуса государственной границы и ее защита. Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы. Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы: – представительные законодательные органы: Парламент (в Республике Беларусь – Национальное собрание); – органы исполнительной власти: Правительство (в Республике Беларусь - Совет Министров), министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы; – органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, городские, районные суды, Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей. Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...