Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика отраслей права и отношения ими регулируемые




Билет №1

Вопрос 1: Раскройте понятие «право». Выделите основные причины возникновения права и его характерные признаки.

Право— это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Право — это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Причины возникновения права:

1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

Общественная жизнь нуждалась в определенной упорядоченности. Первобытные обычаи на этапе разложения родового строя они оказались не в состоянии регулировать усложнившиеся общественные отношения. В результате объективно возникла необходимость в качественно новом регуляторе общественных отношений (праве).

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Признаки права.

1. Нормативность. Право представляет собой нормы – правила поведения общего характера, закрепляющие типичные образцы поведения (действий, бездействий) участников общественных отношений в типичных жизненных ситуациях. Правило действует Непрерывно во времени, в отношении Неопределенного круга лиц, Неограниченное количество случаев.

2. Системность. Право представляет собой систему, т.е. упорядоченную организованную совокупность норм, которые внутренне непротиворечивы, согласованы по своему содержанию и обеспечивают на основе единых принципов детальную регламентацию всех общественных отношений.

3. Регулятивность. Право является регулятором общественных отношений, т.к. представляет субъектам образцы их собственного поведения, требований, которые они могут предъявлять к иным лицам, образцы возможных вариантов организации отношений.

4. Интеллектуально-волевое содержание. Само содержание правил и норм – это результат деятельности сознания и воли и с другой стороны они обращены к сознанию и воле участников общ.отношений.

5. Общеобязательность для исполнения и соблюдения всеми участниками общ.отношений. юр. ответственность за нарушение права.

6. Государственная обеспеченность. Государство обеспечивает само существование права, создает условия для его реализации и принудительного исполнения его требований.

7. Формальная определенность. Все правовые нормы имеют жесткую форму внешнего выражения и фиксации. Любое изменение формы выражения нормы изменяет её смысл и содержание требований.

 

Вопрос 2: Охарактеризуйте Временный Основной Закон (Конституцию) Луганской Народной Республики как основной закон государства, определяющий государственное устройство Луганской Народной Республики.

Конституция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства (или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях), закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Временный основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики была принята 18 мая 2014 года на первом пленарном заседании Верховного Совета ЛНР.

Народный Совет ЛНР, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, заявляя о стремлении обеспечить благополучие и процветание Республики, принял данный документ.

Как высший законодательный акт Конституция определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности человека и гражданина. Утверждение Основного Закона государства создало юридическую основу для эффективной и рациональной перестройки политических структур, стабилизации экономики, формирования развитого гражданского общества.

Конституция 2014 года стала первой Конституцией независимой Луганской Народной Республики. С принятием Конституции были определены базовые координаты и ориентиры, совокупность общественных ценностей — все то, что формирует политико-экономическую систему. Очерчены отношения государства и человека, государства и гражданина, их права и взаимные обязанности. Установлены пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельной личности. Принятие Конституции разграничило права и обязанности различных ветвей власти

Временный основной Закон (Конституция) ЛНР состоит из 10 глав и 86 статей, раскрывающих общие положения глав.

Конституция ЛНР раскрывает основные положения:

1 глава: Конституционного строя ЛНР,

2 глава: Защиты прав и свобод человека и гражданина

3 глава: Государственного устройства

4 глава: Статус Главы ЛНР

5 глава: Статус Народного совета ЛНР

6 глава: Статус Совета Министров ЛНР

7 глава: Деятельность Судебной власти и прокуратуры в ЛНР

8 глава: Положения Местного самоуправления в ЛНР

9 глава: Основания принятия Конституции и внесения в нее изменений

10 глава: Переходные положения Конституции

Временный основной Закон (Конституция) ЛНР по форме является писанной, т.е. представляет собой единый нормативный акт; а так жекодифицированной (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция, положения которой разбиты на подразделы).

Конституция ЛНР учреждает государство как демократическое, правовое и социальное с единой неделимой территорией.



Билет № 2

Вопрос 1. Определите роль права в системе социальных регуляторов. Охарактеризуйте основные элементы механизма правового регулирования.

Право — это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

Социальные регуляторы можно разделить на нормативные и ненормативные.

К нормативным регуляторам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай ("обычное право"), прецедент, доктрина (в некоторых странах). Совокупность нормативных регуляторов образует социальную нормативно-регулятивную систему, оказывающую воздействие на поведение индивидов в обществе.

К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Право – это не просто регулятор общественных отношений и даже не просто классовый или социально-классовый регулятор, а государственный регулятор общественных отношений. Обосновывалось это положение тем, что право, будучи нормативным выражением государственной воли, всегда регулирует общественные отношения в интересах класса, осуществляющего политическую власть в целях утверждения, охраны и развития соответствующего экономического строя. Кроме того, государство использует право для регулирования общественных отношений, их упорядочения, направления в желательное господствующему классу русло.

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

 

Вопрос 2. Назовите основные конституционные права и обязанности человека и гражданина в Луганской Народной Республике.

Глава 2 Временного основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В Луганской Народной Республике, согласно Временному основному закону (Конституции) признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать права и свободы других лиц.

Основные права:

- каждый имеет право на жизнь.

- право на защиту чести и достоинства

- право на защиту от насилия, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

- право на свободу и личную неприкосновенность.

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

- право на информацию,

- право на неприкосновенность жилища.

-право на самоопределениесвоей национальной принадлежность.

- право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

- право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в соответствии с законом.

-право на свободу совести, свободу вероисповедания,

- свобода мысли, слова и творчества.

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

- граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

- дееспособные граждане могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления,

- граждане имеют равный доступ к государственной службе.

- граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.

- граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

- каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

- право наследования- право на труд.- каждый имеет право на отдых.

- право на защиту государством материнства, детства и семьи

- каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.- право на образование.

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

- гарантируется свобода творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

- правозащищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

- каждый вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

- право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституционные обязанности:

- каждый, находящийся на территории Луганской Народной Республики, обязан соблюдать Конституцию Луганской Народной Республики, законы Луганской Народной Республики, уважать права и свободы других лиц.

- каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

- каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

- защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Луганской Народной Республики.

- каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.



Билет № 3

Вопрос 1. Раскройте понятие «норма права», перечислите и охарактеризуйте ее признаки.

Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность нормы означает, что она - а) адресована неопределенному кругу лиц; б) рассчитана на неоднократное применение, в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;

2) нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т. е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;

3) норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, напр., путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, напр., если суд применяет обычай делового оборота);

4) норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;

5) в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;

6) из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения.

Логической структурой правовой нормы является схема из трех элементов: 1) если (гипотеза) то (диспозиция), иначе (санкция). Гипотеза – указание на условия, при которых применяется норма. Диспозиция – указание на должное или допустимое поведение при таких условиях (т. е. указание на права и обязанности сторон). Санкция – меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т. е. меры ответственности (либо меры поощрения – если это поощрительная норма).

 

Вопрос 2. Охарактеризуйте функции Главы ЛНР, Народного Совета ЛНР и Совета Министров ЛНР согласно Временному Основному ЗаконуЛНР.

Глава ЛНР:

- является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти ЛНР.

- в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти ЛНР.

- в соответствии с настоящей Конституцией и законами ЛНР является гарантом исполнения основных направлений развития ЛНР.

- представляет ЛНР в отношениях с иностранными государствами, при этом он вправе подписывать международные договоры от имени государства.

- принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности ЛНР, формирует и возглавляет Совет Безопасности,

- вводит в соответствии с законом чрезвычайное и военное положение в ЛНР;

- обладает правом законодательной инициативы в Народном Совете ЛНР

- осуществляет помилование; - награждает государственными наградами, присваивает почетные, воинские и специальные звания.

Народный совет ЛНР – единственный, коллегиальный орган законодательной власти в ЛНР. К ведению Народного Совета ЛНР относятся:

- принятие Конституции ЛНР и законов ЛНР, внесение в них изменений;

- толкование Конституции ЛНР и законов ЛНР;

- установление административно-территориального устройства ЛНР и порядка его изменения; - рассмотрение вопросов об изменении границ ЛНР;

- утверждение бюджета ЛНР и отчета о его исполнении; - утверждение программ социально-экономического развития ЛНР,

- назначение выборов депутатов Народного Совета ЛНР и выборов Главы ЛНР;

- установление в пределах, определенных законом, порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории ЛНР;

- назначение референдума ЛНР;

- принятие решения о досрочном прекращении полномочий Главы ЛНР

- установление республиканских налогов, а также порядка их взимания;

- утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов ЛНР,

Совет Министров ЛНР является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ЛНР, который:

- разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития ЛНР;

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

- осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

- осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- разрабатывает для представления Главой ЛНР в Народный Совет проект бюджета и проекты программ социально-экономического ЛНР,

- обеспечивает исполнение бюджета ЛНР, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития ЛНР;

- управляет и распоряжается государственной собственностью ЛНР.



Билет № 4

Вопрос 1. Раскройте понятие «отрасль права». Перечислите основные отрасли права и охарактеризуйте общественные отношения, которые они регулируют.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

Виды отраслей права:

По предмету регулирования: конституционное; уголовное; административное; гражданское; и т.д.

По назначению: материальные (состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское, др)); процессуальные (состоят из норм которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (УПК, ГПК)).

По предметному единству: основные (в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное. гражданское и др.); комплексные (состоят из норм входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право и др).

Характеристика отраслей права и отношения ими регулируемые

Конституционное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые опосредуют наиболее важные, исходные государственные отношения.

Административное право — регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Гражданское право — распространяется на обширную сферу имущественных и личных неимущественных отношений и регулирует такие институты, как имя, честь, достоинство, авторство.

Гражданско-процессуальное право — регулирует деятельность органов правосудия и иных субъектов гражданско-процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных, личных и финансовых споров.

Уголовное право — регулирует сферу общественно-опасного поведения, криминальных действий и поступков и все вытекающие из этого вопросы.

Уголовно-процессуальное право — регулирует деятельность правоохранительных органов — суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и др. Кроме того, определяет процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов, их правовое положение, статус.

Трудовое право — регулирует сферу трудовых отношений.

Семейное право—регулирует порядок заключения и расторжения брака, брачных договоров, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронажа, усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства, вопросы имущественного положения членов семьи, их взаимные права и обязанности.

Земельное право — регулирует вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земельной собственности. Метод, сочетающий в себе дозволения, разрешения и запреты.
Вопрос 2. Охарактеризуйте судебную систему Луганской Народной Республики

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА – это совокупность cyдов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно главе 7 Временного основного закона (Конституции) ЛНР правосудие в ЛНР осуществляется только судом.

Судебная система ЛНР определяется Законом ЛНР «О судебной системе» от 30 апреля 2015 года.

Судебная власть в ЛНР осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Луганской Народной Республики включает: Верховный Суд ЛНР, Арбитражный суд ЛНР, Военный суд ЛНР, районные (городские, горрайонные) суды ЛНР и мировых судей.

Верховный Суд Луганской Народной Республики:

- осуществляет конституционное судопроизводство в ЛНР

- является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Законом.

- осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

- дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

Военный суд Луганской Народной Республики:

- является судом общей юрисдикции,

- образуется в составе председателя, его заместителя (заместителей) и других судей, осуществляет судебную власть в Народной милиции ЛНР, других воинских формированиях и органах, специальных формированиях, созданных согласно законодательству ЛНР в области обороны, где предусмотрена военная служба (далее также – воинские формирования и органы).

- рассматривает в первой инстанции не отнесенные законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда ЛНР гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

- рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу.

- принимает решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о производстве обыска и (или) выемки в жилище и другие решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, по делам, отнесенным к его подсудности.

Районный (городской, горрайонный) суд

- рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством ЛНР,

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Мировой судья

- мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.


 



Билет 5

Вопрос 1. Охарактеризуйте основные источники права. Назовите иерархию нормативно-правовых актов в Луганской Народной Республике.

Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

Различают основные виды источников (норм) права:

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила.

2.Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, "общее право" Англии).

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

По ЗАКОНУ ЛНР «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» от 07.03.2017Иерархия нормативных правовых  актов в ЛНР основывается на их юридической силе, а также их соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам. Они стоят в такой иерархии:

1.Конституция Луганской Народной Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории ЛНР.

ЛЮБЫЕ   нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) в ЛНР не должны противоречить Конституции

2.Кодексы ЛНР,

3.Законы ЛНР не должны противоречить кодексам ЛНР.

4.Указы главы ЛНР.

5.Нормативные правовые акты Совета Министров ЛНР

6.Нормативные  правовые акты иных исполнительных органов государственной власти 

7. Нормативные правовые акты местного самоуправления 

 

Вопрос 2. Раскройте суть гражданских правоотношений. Охарактеризуйте элементы гражданских правоотношений.

Гражданское правоотношениеюридическая связь между участникамиурегулированного гражданским правом имущественного или личного неимущественного отношения, выражающаяся в наличии у них взаимных субъективных прав и обязанностей.

Структура гражданских правоотношений состоит из таких элементов:

1. Субъектами (участниками) гражданского правоотношения могут быть физические и юридические лица, государство, его субъекты, а также муниципальные образования.

2. Объектом гражданского правоотношения является то благо, по поводу которого существуют субъективное право и соответствующая ему обязанность. Объектами гражданских правоотношений могут быть вещи, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

3. Содержание гражданского правоотношения составляют субъективные права и обязанности его участников.

Субъективное право участника гражданского правоотношения — предоставленная ему законом возможность определенного поведения, в т.ч. возможность требовать соответствующего поведения от другого (обязанного) лица с использованием в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Субъективная обязанность участника гражданского правоотношения — долженствование определенного поведения обязанного лица в интересах другого лица под страхом применения к обязанному лицу мер государственного принуждения.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. обстоятельства, с которыми нормы гражданского права связывают соответствующие юридические последствия.

Классификация гражданских правоотношений может проводиться по различным признакам.

Виды гражданских правоотношений:

1) имущественные и неимущественные;

2) абсолютные и относительные;

3) вещные и обязательственные.

Подразделение гражданских правоотношений на имущественные и неимущественные основано на том, что первые имеют определенное экономическое содержание (отношения собственности, купли-продажи и т.п.), а вторые таким признаком не обладают (отношения по поводу нематериальных благ — жизни, здоровья, чести, достоинства и т.п.).

Подразделение гражданских правоотношений на абсолютные и относительные основано на том, что в абсолютных правоотношениях носителю абсолютного права противостоит неопределенное количество обязанных лиц. В относительных правоотношениях конкретному управомоченному лицу или лицам противостоит конкретное обязанное лицо или лица. Например, по договору аренды арендатор вправе требовать от конкретного арендодателя передачи арендованного имущества.

Подразделение гражданских правоотношений на вещные и обязательственные основано на том, что носитель вещного права имеет объектом своего права вещь и может осуществлять это право без содействия обязанных лиц. Носитель же обязательственного права имеет объектом своего права действие другого (обязанного) лица, поэтому для достижения обусловленного характером обязательства правового результата всегда требуется содействие обязанного лица.



Билет №6

Вопрос 1: Охарактеризуйте действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Право — это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Право выражается в нормах, принятых и санкционированных государством, которые в свою очередь содержаться в нормативно-правовых актах, имеют ограниченную сферу действия, и эта ограниченность определяется их временными рамками, охватом определенного географического пространства и тем кругом лиц, для кого они обязательны к исполнению (на кого распространяется сфера их действия). Знание этих рамок обязательно как для органов, контролирующих выполнение законов, так и для всех лиц, попадающих под действие законодательства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...