Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заполнение раздела «Денежные потоки от финансовых операций»




Финансовые операции связаны с привлечением дополнительного капитала в виде кредитов, займов или продажи доли в собственном капитале.

Поступления:

4310 — общая сумма поступлений.

4311-4319 — их расшифровка: получение кредитных средств; увеличение вкладов участников; выпуска акций; выпуск долговых бумаг (облигации).

Платежи:

4320 — общая сумма платежей.

4321-4329 — их расшифровка: собственникам при покупке их акций, долей в случае выхода; выплата части прибыли; выплата по долговым бумагам, обязательствам (кредиты, займы).

Заполняя данные по каждой категории формы 4, нужно отмечать сальдо: разницу между выплатами и поступлениями.

Обязательно в 4 форме отчетности отражается размер остатка денежных средств на начало и окончание отчетного периода.

4400 — сальдо денежных потоков — сумма строк 4100, 4200, 4300. Если получилось отрицательное число, отражаем его в круглых скобках.

4450 — остаток на начало отчетного периода — сумма остатка денежных средств на начало года.

4500 — остаток на конец отчетного периода — сумма остатка денежных средств на конец года.

4490 — влияние изменения курса валют по отношению к рублю — отражается итоговая сумма курсовых разниц, возникших в связи с пересчетом валюты в рубли.


Тема 3.3:

«Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах»


В пояснениях к бухгалтерской отчетности должна быть приведена информация о показателях, требование о раскрытии которых определено п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». При этом в них отражается та информация, которая не вошла в состав показателей основных отчетных форм.

Главным отличием этой отчетной формы от рассмотренных ранее форм является то, что при ее заполнении используются самые различные данные, в том числе не находящие отражение в системном бухгалтерском учете.

Форма №5 состоит из 9 разделов.

В разделе 1 «Нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР)» приводятся данные, раскрывающие информацию о наличии и движении нематериальных активов и НИОКР в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 17/02 «Учет результатов НИОКР».

В разделе 2 «Основные средства» в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» раскрывается информация о движении основных средств, о незавершенных капитальных вложениях, об изменении стоимости основных средств, а также информация об их использовании в случаях аренды, консервации и другого.

Раздел 3 «Финансовые вложения». В этом разделе раскрывается информация о финансовых вложениях в соответствии с требованиями п. 41 и 42 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Раздел 4 «Запасы». В нем дается расшифровка к строке 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса, характеризующая состав запасов, их движение и использование. Формирование информации по операциям с материально-производственными запасами регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В разделе 5 «Дебиторская и кредиторская задолженность» приводится расшифровка к статьям 1230 «Дебиторская задолженность» и 1520 «Кредиторская задолженность» бухгалтерского баланса. При этом дебиторская и кредиторская задолженности в зависимости от срока их погашения представляются как долгосрочная (со сроком погашения более 12 месяцев после отчетной даты), так и краткосрочная (по срокам погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты).

В разделе 6 «Затраты на производство» реализуется требование п.27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и п. 22 ПБУ 10/99 «Расходы организации» о необходимости раскрытия информации соответственно о составе затрат на производство (издержках обращения) и о расходах по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат. В таблице представлены расходы организации, сгруппированные по элементам.

В разделе 7 «Резервы под оценочные обязательства» представляеся информация по составу (видам) оценочных обязательств. Показатели раздела заполняются по данным аналитического и синтетического учета к сч. 96.

Раздел 8 «Обеспечения обязательств». В соответствии с п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать информацию «о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации».

В разделе 9 «Государственная помощь» раскрывается информация о государственной помощи, полученной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, прочих форм.

Текстовая часть пояснений содержит информацию, которая не была раскрыта в табличной форме пояснений, но которая подлежит раскрытию в соответствии с действующими Положениями по бухгалтерскому учету.

Информация текстовой части может содержать следующие разделы: раскрытие информации об учетной политике; раскрытие информации об изменении оценочных значений; раскрытие информации об исправлении ошибок; раскрытие информации о займах и кредитах; раскрытие информации об оценочных обязательствах; раскрытие информации по сегментам и т.д.

Тема 3.4:

«Отчет о целевом использовании полученных средств»


Отчет о целевом использовании полученных средств – документ, свидетельствующий об остаточных средствах на счетах предприятия после использования их в течение отчетного периода. В отчете указываются денежные средства, поступившие от членских, добровольных и других взносов. Код формы по ОКУД 0710006.

Данный отчет имеет официально зарегистрированную законодательством Российской Федерации форму № 6. Отчет предполагает обязательное заполнение всех разделов.

1. Раздел «Входящее сальдо». Данный раздел требует обязательного внесения информации относительно суммы денежных средств целевого финансирования, а так же средств, полученных от предпринимательской деятельности организации на начало отчетного года, а так же на конец предыдущего.

2. Раздел «Поступило средств». Здесь необходимо отобразить все денежные средства, поступившие в виде членских, добровольных, а так же вступительных взносов, сумма средств, поступивших от предпринимательской деятельности предприятия и другие поступления. К другим поступлениям, как правило, относятся: денежные средства, полученные в результате продажи основных средств предприятия, материальная помощь от государства и др.

3. Раздел «Использовано средств». В данном разделе необходимо указать конкретные цели, на которые были направлены денежные средства предприятия. К таким расходам можно отнести:

· расходы, связанные с целевыми мероприятиями (благотворительность, проведение семинаров, совещаний и др.);

· расходы, связанные с содержанием управленческого аппарата (содержание зданий, транспортных средств, служебные командировки, ремонт основных средств и др.)

4. Раздел «Сальдо на конец года». Именно в этом разделе отображается сумма денежных средств, которая не использовалась предприятием и осталась в его распоряжении на начало периода.

В ситуации, когда сумма расходов превышает имеющуюся сумму денежных средств предприятия, данный показатель следует отобразить в круглых скобках. В связи с этим, к отчету необходимо приложить объяснительную записку, в которой следует подробно разъяснить ситуацию и причину ее возникновения.

Форма № 6 является образцом, руководствуясь которым каждое предприятие может самостоятельно разработать удобный для заполнения документ. При этом организация может дополнительно включать необходимые статьи при разработке формы отчета о целевом использовании полученных средств. Форма утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н.


Тема 3.5:

«Искажения и ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности»

В силу различных причин бухгалтерская отчетность может не­точно отражать имущественное состояние или финансовый результат деятельности организации. Нередко составители отчет­ности умышленно или неумышленно допускают отступление от требования полноты и достоверности отчетной информации. От­четность, подготовленная и представленная с нарушением указан­ного требования, называется искаженной.

Виды искажений бухгалтерской отчетности бывают следующие:

• Искажение по степени влияния на достоверность;

• Технические ошибки;

• Ошибки по невнимательности;

• Вуалирование бухгалтерского баланса;

• Фальсификация бухгалтерского баланса;

• Налоговые преступления;

• Неполнота учета фактов хоз. Деятельности;

• Необоснованность учетных записей;

• Ошибки в оценке или периодизации;

• Недостаточное или недостоверное отражение информации.

Искаженная бухгалтерская отчетность в той или иной степени может нанести вред пользователям, так как риск неверных решений, принятых на основе такой отчетности существенно возрастает.

Ошибки снижают качественные характеристики отчетной информации, делая ее несоответствующей предъявляемым требованиям. В случае обнаружения пользователями факта фальсификации организация может лишиться необходимых ей инвестиций, что ведет к утрате платежеспособности и сокращению масштабов деятельности

Согласно статьи 120 НК РФ систематическое (2 раза и более в течении календ года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, а также имущества организации, влечет взыскание штрафа. При этом привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Процедура выявления ошибок подразумевает их локализацию идентификацию. Локализация заключается в установлении временного интервала возникновения ошибки и перечня ее возможных документальных носителей. Идентификация предполагает определение точного места нахождения и конкретного ошибочно­го значения показателя.

На стадии формирования бухгалтерской отчетности поиск оши­бок осуществляется посредством внутреннего контроля и самокон­троля.

Основными способами выявления ошибок с помощью системы внутреннего контроля и самоконтроля являются:

1. инвентаризация;

2. динамический (горизонтальный) и структурный (верти­кальный) анализ показателей бухгалтерской отчетности;

3. тестирование бухгалтерских записей;

4. самоконтроль при составлении отчетов (арифметико-логи­ческий контроль, проверка взаимной увязки показателей).

Определив тип допущенной ошибки, можно приступить к ее исправлению. Исправительные записи в бухгалтерском учете могут производиться одним из трех способов.

1. Выявленная ошибочная сумма сторнируется, и делается пра­вильная запись. Как правило, это бывает в том случае, когда пред­приятием допущены ошибки при отражении операций по счетам бухгалтерского учета (неправильная корреспонденция счетов). Та­кой способ в основном используется для корректировки ошибок текущего отчетного периода (года).

2. Производится дополнительная запись на сумму, не отражен­ную на счетах бухгалтерского учета.

3. Производятся обобщающие учетные записи, в результате чего в учетных регистрах организации отражается информация, которая была бы там, в случае первоначального правильного отражения операций. Данный способ корректировки применяется в основном при нахождении бухгалтерских ошибок прошлых отчетных пери­одов (лет) и позволяет не искажать показатели себестоимости и выручки текущего отчетного периода.

 







МДК. 04.02.

Основы анализа бухгалтерской отчетности

Тема 2.1:

«Сущность и назначения анализа финансовой отчетности предприятия »

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.
Анализ финансового состояния — непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансовокредитной системой.
Цели финансового анализа:
1. Выявление изменений показателей финансового состояния.
2. Определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия.
3. Оценка количественных и качественных изменений финансового состояния.
4. Оценка финансового положения предприятия на определенную дату.
5. Определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Результаты анализа финансового состояния необходимы следующим группам потребителей:
- Менеджеры предприятий и в первую очередь финансовые менеджеры. Невозможно руководить предприятием, принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важна оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.
- Собственники (в том числе акционеры). Им важно знать отдачу от вложенных в предприятие средств, прибыльность предприятия, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов.
- Кредиторы и инвесторы. Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности предприятия, реализовать инвестиционную программу.
- Поставщики. Для них важна оценка оплаты поставленнрй продукции, выполненных услуг и работ.
Информационной базой для проведения анализа финансового состояния является главным образом бухгалтерская отчетность.

В первую очередь — это баланс (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), «Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4), приложение к балансу (ф. № 5).
Одна из важных функций финансового менеджера — консультирование руководства предприятия по финансовым вопросам. Однако такое консультирование немыслимо без тщательного анализа финансовых показателей. Только на основе финансового анализа, выявления сильных и слабых сторон в финансовом состоянии предприятия можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации. Именно поэтому каждйй финансовый менеджер должен знать технологию проведения финансового анализа предприятия, уметь делать на его основе необходимые выводы, разрабатывать и предлагать руководству предприятия меры по улучшению его финансового состояния.
При проведении аналитической работы финансовый менеджер может воспользоваться программными средствами, что гораздо эффективнее, и провести расчеты вручную. Алгоритм, заложенный в основу проведения анализа финансового положения предприятия как в том, так и в другом случае основан на взаимосвязях, внутренне присущих балансу и другим формам отчетности.
В силу того что большинство аналитических процедур формализованы, финансовый менеджер при их проведении может применять специальное программное обеспечение для большего эффекта. В настоящее время разработкой специальных аналитических программ занимается ряд фирм. Анализ финансового состояния предприятия включает этапы:
1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.
2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
3. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.
4. Анализ оборачиваемости оборотных активов.
5. Анализ финансовых результатов предприятия.
6. Анализ потенциального банкротства предприятия.

 

 

Тема 2.2:

«Анализ бухгалтерского баланса»

Анализ бухгалтерского баланса позволяет получить наглядное представление об имущественном и финансовом положении предприятия.

Анализ бухгалтерского баланса рекомендуется начинать с составления аналитического баланса. Так, используя метод группировки, можно сформировать баланс в адаптированной для проведения анализа ликвидности форме – по степени убывания или возрастания (в зависимости от задачи анализа) ликвидности, при этом произвольно составляя группы статей актива и пассива. Затем целесообразно построить структуру внутри каждой из групп и по балансу в целом, применяя доступные экономико-математические методы. Аналитический баланс – нетто формируется путём перегруппировки отдельных статей оборотных и внеоборотных активов, капитала и обязательств, а также устранения влияния на валюту баланса и его структуру регулирующих статей. После этого однородные по составу элементы балансовых статей объединяются в необходимых аналитических разрезах

Анализ динамики валюты баланса ,структуры активов и пассивов организации позволяет сделать выводы необходимые для осуществления её текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.

Например, уменьшение ( в абсолютном выражении ) валюты баланса за отчётный период свидетельствует о сокращении организацией хозяйственного оборота, что может повлечь за собой её неплатёжеспособность, установления факта сворачивания хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа его причин:

-сокращение платёжеспособного спроса на товары, работы, услуги данной организации;

-ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов и т.д.

Увеличение валюты баланса за отчётный период может быть по причине инфляционных процессов или вследствие переоценки основных фондов или по причине расширения финансово-хозяйственной деятельности.

Исследования структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости (устойчивости ) организации. Так, например, увеличение доли собственных средств за счёт любого из источников способствует усилению финансовой устойчивости организации .При этом наличие нераспределённой прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности.

Исследования изменения структуры активов организации позволяет получить важную информацию. Так, например, увеличение доли оборотных средств в имуществе (активах) может свидетельствовать о:

-формирование более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации;

-отвлечение части текущих на кредитование потребителей готовой продукции, товаров, работ и услуг организации прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса;

-сворачивания производственной базы;

-искажения реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учёта.

Для того чтобы сделать точные выводы о причинах изменения данной пропорции в структуре активов ,необходимо провести более детальный анализ разделов и отдельных статей актива баланса, в частности оценить состояние производственного потенциала организации, эффективность использования основных средств и нематериальных активов, скорость оборота текущих активов и др.

Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений организации.

Наличие в составе активов организации нематериальных активов косвенно характеризует избранную организацией стратегию как инновационную , т.к. она вкладывает средства в патенты, технологии, другую интеллектуальную собственность.

Рост (абсолютный и относительный) оборотных активов может свидетельствовать не только расширении производства или действии фактора инфляции , но и замедлении их оборота. Это объективно вызывает потребность в увеличении их массы.

При изучении структуры запасов основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций изменения таких элементов текущих активов, как сырьё, материалы, затраты в незавершённом производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные.

Увеличение удельного веса производственных запасов может свидетельствовать о:

-наращивании производственного потенциала организации;

-стремлении за счёт вложений в производственные запасы защитить денежные активы организации от обесценивания под воздействием инфляции;

-нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах , чья ликвидность может быть невысокой.

Следовательно, хотя тенденция к росту запасов может привести на некотором отрезке времени к увеличению значения коэффициента текущей ликвидности , необходимо проанализировать . не происходит ли это увеличение за счёт необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в конечном итоге приводит к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

-валюта баланса в конце отчётного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода;

-темпы роста ( в %) оборотных активов должны быть выше , чем прироста в процентах внеоборотных активов;

- собственный капитал организации в абсолютном выражении должен превышать заёмный и (или) темпы его роста в процентах должны быть выше, чем темпы роста заёмного капитала;

-темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковы или кредиторской задолженности - чуть выше;

-доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%;

-в балансе должна отсутствовать статья «Непокрытый убыток».

Далее производится анализ ликвидности бухгалтерского баланса.

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платёжеспособности организации, т. е. её способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам за счёт наличия готовых средств платежа и других ликвидных активов.

 

Тема 2.3:

«Анализ отчета о финансовых результатах»

Отчёт о финансовых результатах состоит из трёх разделов:
1. Финансовые результаты.
2. Элементы операционных затрат.
3. Расчёт показателей прибыльности акций.
На краткосрочную и долгосрочную платежеспособность предприятия влияет его способность получать прибыль.

В связи с этим рассмотрим такой аспект деятельности предприятия, как рентабельность, которая является качественным показателем эффективности работы предприятия.
Рентабельность – это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами.
Выделяют три группы коэффициентов рентабельности: 1. Рентабельность инвестиций (капитала). В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.
Рентабельность совокупного капитала (Рсов.к.) рассчитывается по формуле

(9.1)

Рентабельность собственного капитала (Рс.к.) рассчитывают по формуле

. (9.2)
Рентабельность продаж.
Валовую рентабельность реализованной продукции (ВР р.п.) рассчитывают по формуле

(9.3)

Операционную рентабельность реализованной продукции (ОР р.п.) рассчитывают по формуле

. (9.4)
Чистую рентабельность реализованной продукции (ЧР р.п.) рассчитывают по формуле

. (9.5)
Рентабельность производственной деятельности.
Валовую рентабельность производства (ВР п.) рассчитывают по формуле

. (9.6)
Чистую рентабельность производства (ЧР п.) рассчитывают по формуле

. (9.7)
Увеличение указанных выше показателей в динамике по периодам отчётности рассматривается как положительная тенденция.
Предприятие, которое эффективно работает, должно стремится к тому, чтобы темпы роста прибыли превышали темпы роста выручки, которые, в свою очередь, превышали бы темпы роста активов

 

 

Тема 2.4:

«Анализ отчета об изменениях капитала и анализ отчета о движении денежных средств»

 

 

Отчет об изменениях капитала содержит информацию о структу­ре и движении собственного капитала, а также создаваемых организа­цией резервов.

В Концепции бухгалтерского учета термин «капитал» представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за время деятельности организации. Именно поэтому форма № 3 бухгалтерской отчётности, отражающая изменение источников собственных средств, названа Отчетом об изменениях капитала.

В зависимости от того, за счет каких средств сформирован капитал – собственных или заемных, – в составе капитала выделяют соответствен­но собственный и заемный капитал.

Собственный капитал выполняет следующие основные функции:

· оперативную – поддержание непрерывности деятельности. Обя­зательным условием для этого является образование и сохранение уставного капитала на уровне не ниже установленного Гражданским кодексом Российской Федерации минимального размера;

· защитную – обеспечение защиты капитала (интересов) креди­торов и возмещения убытков. Для этого введено обязательное требо­вание наличия чистых активов, стоимость которых по величине долж­на быть не меньше, чем зарегистрированный уставный капитал. Кроме того, для защиты интересов кредиторов создается резервный капитал. Его основное назначение – покрытие возможных убытков и снижение риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры;

· распределительную – связана с участием в распределении полу­ченной чистой прибыли;

· регулирующую – означает участие отдельных субъектов в управ­лении организацией.

В соответствии с приказом Минфина России от 23 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» форма № 3 претерпела существенные изменения. В прежнем виде в Отчете об изме­нениях капитала сохранился только справочный раздел, в котором отражается величина чистых активов, а также средства, полученные из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование расходов по обычным видам деятельности и капитальные вложения во внеобо­ротные активы.

В первом разделе Отчета об изменениях капитала представлены данные об изменении всех основных элементов собственного капита­ла за два года (предыдущий и отчетный). Кроме того, в Отчете пред­ставлены корректировки размера собственного капитала, отраженно­го в заключительном сальдо на 31 декабря предыдущего года, в результате:

· внесения изменении в учетную политику;

· переоценки основных средств.

Корректировки заключительного сальдо собственного капитала на 31 декабря предыдущего года позволяют привести размер вступи­тельного сальдо на 1 января отчетного года в соответствие с условия­ми отчетного года, т.е. обеспечивается условие сопоставимости дан­ных за разные периоды (предыдущий и отчетный год), что важно при проведении горизонтального анализа.

В процессе анализа состава и структуры собственного капиталаследует рассчитать удельный вес отдельных его элементов – уставно­го капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспре­деленной прибыли. Такой расчет следует проводить по состоянию на 1 января предыдущего года, 1 января и 31 декабря отчетного года.

Располагаемый (имеющийся) капиталвключает следующие элементы:

1) инвестированный капитал – капитал, вложенный собственни­ками и включающий:

- уставный капитал;

- часть добавочного капитала в виде эмиссионного дохода;

2) накопленный капитал – капитал, сформированный за счет чистой прибыли. К нему относятся:

- резервный капитал,

- нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года;

3) результаты переоценки основных средств, приводящие к изме­нению стоимости активов организации. Они отражаются как состав­ная часть добавочного капитала.

Доходы будущих периодовпредставляют собой потенциальный капитал,так как его включение в состав располагаемого собственного капитала произойдет после признания доходов и их отражения в соот­ветствующем периоде в составе финансового результата.

Резервы предстоящих расходовобразуют временную составляю­щуюсобственного капитала, так как формируются в начале года и прак­тически полностью расходуются к концу года.

Самым значимым элементом собственного капитала является рас­полагаемый капитал, а в его составе – инвестированный и накопленный капитал. По соотношению и динамике этих двух видов капитала оцени­вают деловую активность и эффективность деятельности организации. Тенденция к увеличению удельного веса накопленного капитала свиде­тельствует о способности организации наращивать средства, вложенные в активы, и характеризует реальный рост ее финансовой устойчивости.

Основная цель анализа денежных потоков заключается в выявлении причин дефицита (избытка) денежных средств и определении источ­ников их поступления и направлений расходования для контроля за текущей ликвидностью и платежеспособностью предприятия.

Его платежеспособность и ликвидность очень часто находятся в зависи­мости от реального денежного оборота в виде потока денежных пла­тежей, отражаемых на счетах бухгалтерского учета. Поэтому анализ движения денежных средств значительно дополняет методику оцен­ки платежеспособности и ликвидности и дает возможность реально оценить финансово-экономическое состояние хозяйствующего субъекта. В этих целях можно использовать как прямой, так и кос­венный методы.

Главным документом для анализа денежных потоков является От­чет о движении денежных средств (форма № 4), составленный на базе прямого метода. С помощью данного документа можно установить:

1) уровень финансирования текущей и инвестиционной деятельно­сти за счет собственных источников;

2) зависимость предприятий от внешних заимствований;

3) дивидендную политику в отчетном периоде и прогноз на буду­щее;

4) финансовую эластичность предприятия, т. е. его способность со­здавать денежные резервы (чистый приток денежных средств);

5) реальное состояние платежеспособности предприятия за истек­ший период (квартал) и прогноз на следующий краткосрочный период.

В процессе анализа денежных потоков целесообразно ответить на

следующие вопросы.

В случае притока денежных средств:

♦ не произошел ли приток за счет увеличения краткосрочных обяза­тельств, которые потребуют оттока (погашения) в будущем;

♦ нет ли здесь роста акционерного капитала за счет дополнитель­ной эмиссии акций;

♦ не было ли распродажи имущества (основных средств, производ­ственных запасов и т. д.);

♦ сокращаются ли запасы материальных ценностей, незавершенно­го производства, готовой продукции на складе и товаров.

При оттоке денежных средств необходимо найти ответы на следую­щие вопросы:

♦ нет ли снижения показателей оборачиваемости активов;

♦ нет ли замедления оборачиваемости оборотных активов,

♦ не растут ли абсолютные значения запасов и дебиторской задол­женности;

♦ не было ли резкого увеличения объема продажи товаров, что тре­бует дополнительных денежных потоков; ^

♦ не было ли чрезмерных выплат акционерам сверх рекомендуемой нормы распределения чистой прибыли (30—40/о),

♦ своевременно ли выплачиваются налоги в бюджетную систему государства и взносы во внебюджетные фонды;

♦ не было ли длительной задолженности персоналу по оплате труда.

В результате аналитической работы можно сделать предваритель ные выводы о причинах дефицита денежных средств. Такими причи­нами могут быть:

1) низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала;

2) отвлечение денежных средств в излишние производственные запа­сы и незавершенное производство; влияние инфляции на запасы;

3) большие капитальные затраты, не обеспеченные соответствующи­ми источниками финансирования; влияние инфляции на капиталь­ные вложения;

4) высокие выплаты налогов и сборов и суммы дивидендов акцио­нерам;

5) чрезмерная доля заемного капитала в пассиве баланса (свыше 50%) и связанные с этим высокие выплаты процентов за пользо­вание кредитами и займами;

6) снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов, т. е. вовлечение в оборот предприятия дополнительных денеж­ных средств.

Совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, так как отрицательное сальдо по одному виду деятельности компенсируется положительным сальдо по другому его виду.

К процессу управления совокупным денежным потоком предъявля­ются следующие требования:

1) продавать как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные расходы, но и амор­тизацию основных средств и нематериальных активов (некассовую статью), которая на практике увеличивает денежный поток;

2) как можно больше ускорять оборачиваемость оборотных акти­вов, избегая их дефицита, что может привести к снижению объе­ма продажи товаров (услуг);

3) как можно быстрее собирать денежные средства у дебиторов, не забывая, что чрезмерные требования ко всем покупателям могут привести к снижению будущего объема продаж. Для ускорения получения денег от дебиторов целесообразно использовать скид­ки с цен на товары и услуги;

4) постараться достичь приемлемых сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для будущей деятельности пред­приятия, использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.

Классификация деятельности предприятия на три вида (текущую, инвестиционную и финансовую) очень важна для практики России, так как благоприятный (близкий к нулю) совокупный денежный по­ток может быть достигнут за счет элиминирования или покрытия от­рицательного денежного потока по текущей деятельности притоком денежных средств от продажи активов или привлечения краткосроч­ных банковских кредитов. В данном случае величина денежного по­тока скрывает реальную убыточность деятельности предприятия.

Следует отметить, что в западных корпорациях разработана эффек­тивная система управления дебиторской задолженностью, денежными средствами и кредиторской задолженностью, которая предусматривает:

1) синхронизацию денежных потоков (притока и оттока денег), т. е. максимально возможное приближение по времени получения де­биторской задолженности и погашения кредиторской задол­женности. Это позволяет снизить остаток денежных средств на расчетном счете, сократить объем привлечения заемных средств от кредиторов и расходы по обслуживанию долга;

2) снижение объема денежных средств, находящихся в пути (использование электронных денег), а также электронных чеко­вых переводов;

3) контроль выплат за счет централизации расчетов в головной фи­нансовой компании, применение счетов с нулевым сальдо;

4) продажа дебиторской задолженности специальным факторинго­вым компаниям или банкам;

5) немедленная выписка счетов при продаже больших партий това­ров;

6) отсрочка в уплате денежных средств покупателями для стимули­рования спроса на товары поставщиков;

7) скидки с цены товаров, предоставляемые продавцом покупателю при досрочной оплате товара за наличные денежные средства (спонтанное финансирование);

8) получение залога с плательщика на сумму, не меньшую, чем оста­ток задолженности на счете дебитора;

9) прогнозирование дебиторской задолженности в соответствии с принятой предприятием ценовой и маркетинговой политикой;

10) организация группы финансового контроля, которая несет все права и обязанности по контролю за уровнем дебиторской задол­женности (в составе отдела маркетинга или финансового отдела),

11) ориентация на большое количество покупателей (их диверсифи­кация) с целью снижения риска неуплаты товара одним из поку­пателей;

12) селективность — какие группы товаров и в какие периоды не от­пускаются в кредит, и др.

Процесс управления денежными потоками начинается с анализа дви­жения денежных средств за отчетный период. Такой анализ позволяет установить, где у предприятия генерируется денежная наличность, а где расходуется.

 

Тема 2.5:

«Анализ пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах»

 

 

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержат актуальную информацию о величине и изменении основных активов и пассивов предприятия в отчетном и предшествующем ему годах.

В настоящее время отсутствуют качественные методы финансового анализа, использующие этот документ. Приводимые далее методы раскрывают лишь возможные направления анализа.

Информация «Пояснений…» может использоваться для решения следующих аналитических задач:

а) оценка корректности показателей других форм финансовой отчетности,

б) расширение и уточнения представления о финансово-экономическом состоянии предприятия.

В «Пояснениях…» приводится значительный объем информации по активам и пассивам, для которых в Бухгалтерском балансе приведена лишь агрегированная (свернутая) информация. В «Пояснениях…» раскрыт состав этих активов и пассивов, а также отражены факторы, обусловившие изменение их стоимости.

Информация «Пояснений…» используется для проверки корректности показателей Бухгалтерского баланса. Проверка осуществляется посредством сопоставления остатков каждого из активов и пассивов в обоих документах. Их величины должны совпадать.

Важным является то, что в «Пояснениях…» информация по активам и пассивам приводится в виде балансовых уравнений:

Остаток (на начало) + Сумма поступлений – Сумма выбытий = Остаток (на конец)

Исследуя и сопоставляя финансовые потоки поступления и выбытия, а также сравнивая их с остатками на начало и конец периода, можно определить масштабы отдельных направлений деятельности предприятия.

Информация в «Пояснения к Бухгалтерскому балансу и «Отчету о прибылях и убытках» представлена в виде следующих разделов:

1. Нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР)

2. Основные средства

3. Финансовые вложения

4. Запасы

5. Дебиторская и кредиторская задолженность

6. Затраты на производство

7. Оценочные обязательства

8. Обеспечения обязательств

9. Государственная помощь

 

 

Тема 2.6:

«Особенности анализа консолидированной отчетности»

 

 

                                       

 

Консолидированные Баланс и Отчет о прибылях и убытках по своей структуре мало отличаются от исходных балансов материнско­го и дочерних предприятий. Поэтому последовательность и методика анализа консолидированной отчетности такие же, что и для обычной бухгалтерской отчетности. Это означает, что в процессе ее исследова­ния рассчитываются и анализируются в динамике следующие группы показателей:

· имущественного положения группы предприятий;

· оценки структуры источников средств (капитала) группы;

· ликвидности группы;

· финансовой устойчивости;

· оборачиваемости активов;

· рентабельности продаж и капитала группы предприятий.

Особенностью анализа консолидированной отчетности является добавление еще одного аналитического этапа, в ходе которого нужно выяснить:

· какой вид консолидации отчетности используется;

· на каких условиях произошло объединение предприятий в группу;

· каков характер экономической взаимосвязи и взаимодействия членов группы.

Объединение предприятий может осуществляться путем покупкинетто-активов или акций другого предприятия или путем слияния.В последнем случае происходит объединение двух предприятий, в которых:

1) активы и обязательства одного предприятия передаются дру­гому предприятию, и первое ликвидируется;

2) активы и обязательства двух предприятий объединяются в но­вое предприятие, а два прежних ликвидируются.

Объединения бывают трех типов:

1) горизонтальное (одно предприятие объединяется с другим, при­чем оба они относятся к одной отрасли (сфере) бизнеса;

2) вертикальное (объединяются предприятия, находящиеся на раз­ных полюсах производственного процесса и взаимодействующие по схеме «поставщик – производитель – покупатель»);

3) конгломеративное (создается многопрофильное объединение из предприятий многоотраслевой принадлежности).

Для получения более полной картины о деятельности группы пред­приятий необходимо дополнить анализ консолидированной отчетно­сти исследованием исходных форм финансовых отчетов материнской организации и дочерних предприятий. Это позволит выявить долю участия материнского и дочерних предприятий в общей сумме активов, источников средств и финансовых результатов деятельности группы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...