Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности психологического консультирования пожилых людей.




Психологическое консультирование является особым видом психологического воздействия, формой психологической помощи. Отличительные особенности:А. Более мягкое воздействие. В. Краткосрочность (от одной до пяти-шести встреч). В широком смысле КОНСУЛЬТАЦИЯ – это получение специальной информации в тех случаях, когда человек в чем-либо не разбирается, или в чем-либо не уверен. Психологическое консультирование - это метод самопостижения, и способ изучения человеческого поведения, который позволяет глубже осознать и понять себя и свое окружение, смысл жизни и ценности, свои внутренние конфликты и истинные желания. Кроме того, психологическое консультирование это: • совместный поиск выхода из сложных и кризисных ситуаций • реализация целей личностного роста и заложенных природой возможностей под руководством специалиста • способ осознания причин внутренних переживаний и освобождения от душевной боли и негативных воспоминаний. • формирование, развитие и закрепление навыков эффективного поведения в определенных ситуациях• помощь в обретении личностной силы, внутренней свободы, уверенности .

Виды психологических проблем: Кризисные обращения:• эмоциональная боль, переживания потери близкого человека •ситуационные кризисы (потеря работы, безработица, болезнь, травма, авария) • адаптационные кризисы (беременность, новая работа, перемена места жительства, другие изменения в жизни) Проблемы принятия себя. Личностные переживания: • одиночество •внешняя (физическая) непривлекательность • чувства собственной ничтожности, пустоты, неопределенности будущего •поиск, отсутствие или утрата смысла жизни, растерянность и неуверенность, апатия, депрессии, скука • беспокойство, страхи, тревожность без конкретной причины • отсутствие целей, смысла жизни, идеалов •неспособны расслабиться или выражать эмоции, перегруженность ответственностью •чрезмерно регламентированная жизнь, в которой доминируют ритуалы и навязчивости.

Проблема изменения личности в старости. В старости психика человека изменяется. Падает активность, перестраивается психическая деятельность, происходят сдвиги в поведенческих и эмоциональных процессах, снижаются умственная и физическая работоспособность, нарушается память. Человек эмоционально неустойчивый, восприятие нового снижено. Происходит ухудшение слуховой и зрительной чувствительности. Негативное влияние на психологию пожилого человека может оказать неблагоприятный социальный фон. Уже выход пожилого человека на пенсию может принять характер "пенсионной болезни". Сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение, которое навязывает весьма непривлекательный образ старости. Человек начинает с огорчением и болью встречать очередной день рождения, стыдится каждой замеченной у себя морщины. Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе- эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п. Однако фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на сферы: 1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости ( переезд на новую квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются. Виды приспособления личности к старости. Изменение отношения к старикам и к процессу старения в целом. Советы долгожителей Кавказа: -старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно беседуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Одиночество в старости. Наиболее сильным стрессом является одиночество в старости. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающим кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Нередким сегодня можно назвать и такое явление, как геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.

Семейное консультирование.


Предметом семейного консультирования является семья как целостная система взаимодействий и отношений, имеющая собственную мифологию, идеологию и историю. Поэтому первой задачей консультирования является помощь семье в обнаружении себя как системы, имеющей собственную структуру, функции, цели, потребности и смыслы существования.

В 1994 году Э.Г. Эйдемиллер определил правила семейного консультирования: 1) установление контакта и присоединения консультанта к клиентам; 2) сбор информации о проблеме; 3) уточнение проблемы клиента и определение ресурса каждого члена семьи в отдельности свей семьи в целом; 4) собственно консультирование; 5) проверка «экологии»; 6) «страхование результатов». Проверка «экологии» заключается в том, что клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1-3-5-10 лет, и если они испытывают дискомфорт, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиска его источника. Страхование результата заключается в домашних заданиях, приглашении на повторную консультацию, цель которых – закрепление достигнутых результатов.

В практике семейного консультирования можно выделить несколько направлений, которые взаимопересекаются и дополняют друг друга:

1) консультирование одиноких людей, которые желают создать семью, но терпят неудачу;

2) добрачное консультирование пар, решивших создать семью, с целью формирования гармоничных семейных отношений;

3) консультирование уже сложившихся семейных пар по проблемам их взаимоотношений (конфликтных, кризисных семей, разводящихся);

4) консультирование по проблемам взаимоотношений супругов с их собственными родителями;

5) консультирование по вопросам взаимоотношений родителей и детей в семье.

Проблемы одиночества и поиска будущего супруга занимают важное место в сфере деятельности семейного консультирования. Это те проблемы, с которыми сталкиваются практически все люди на разных стадиях своей жизни.

В наше время довольно сложно даже просто познакомиться с будущим супругом. Сейчас существует большое количество брачных агентств, использующих различные формы работы (ведение картотек, публикации в СМИ и Интернете и др.), однако их наличие не снимает проблему знакомства. Во-первых, в обществе сформировалось негативное отношение к такому виду поиска будущего супруга. Во-вторых, затруднения в этом плане испытывают, как правило, люди с тем или иным проявлением дефицита общения. Среди них выделяют две типовые группы: 1 – интровертированные, застенчивые, со сниженной самооценкой, повышенной тревожностью; 2 – эгоцентричные, ригидные, с повышенными требованиями к будущему партнеру. Наряду с индивидуальной работой с такими клиентами им, как правило, рекомендуют включение в тренинги общения.

Процесс образования пары – обычное явление в развитии взрослого человека. Идентичность складывается, в том числе, и из представлений человека о себе как одной из сторон относительно устойчивой пары. Выбор брачного партнера представляет собой намного более сложный вопрос, чем это кажется на первый взгляд.

Одним из первых научное обоснование причин, по которым люди вступают в брак, предложил З. Фрейд. Одним из краеугольных камней его психоаналитической теории является предположение о том влечении, которое дети испытывают к родителю противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу происходит перенос любви, испытываемой ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые объекты – своих потенциальных супругов. Другой взгляд на эту проблему предлагает теория комплиментарных потребностей Уинча, основанная на старом как мир принципе, что противоположности притягиваются: властного мужчину может привлекать кроткая женщина, а спокойного и мягкого влечет к энергичной и примой женщине. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентером, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом предлагает ранжирование этих потребностей: одни потребности, такие как половая и потребность в принадлежности более важны, чем другие, некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности более совпадают с его собственными, либо дополняют их.

Изучение прочных студенческих пар на протяжении 6 месяцев (Adams, 1979) показало, что первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязывающиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению «статуса пары», ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

Однако вопросом о вступлении в брак задаются и люди более старших возрастов,

Консультирование супружеских пар представляет собой особую форму консультирования, ориентированную на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление семейных конфликтов. Причин проблем и конфликтов, связанных с супружеской жизнью, очень много: отсутствие между супругами должного взаимопонимания; сложности в интимных отношениях; несовместимость характеров, привычек, поступков, действий супругов; различное представление супругов о распределении ролей («кто в доме хозяин?»); неоправданные ожидания как в интимно-личностной сфере («я думала, а оказалось …»), так и в на бытовом уровне (материальное состояние, социальный статус, жилищные условия).

Возможными причинами отсутствия взаимопонимания могут быть: слишком большая разница в уровне образования и интеллектуального уровня; неумение внимательно слушать и понимать друг друга; исключительное стремление одного из супругов во чтобы-то ни стало доказать свою правоту и «взять верх»; чрезмерная уверенность одного из них в своей непогрешимости; неумение идти на компромисс и менять тактику общения друг с другом. Несовместимость характеров выражается в несдержанности одного из супругов, отрицательных эмоциональных реакциях, несовместимость поступков, привычек и действий – когда образ жизни одного из них неприемлем для другого, привычки раздражают и т.д.

Типичная ситуация, заставляющая супругов обращаться к консультанту, такова, что в семье возникает не одна, а множество связанных в один узел проблем, и распутать их самостоятельно не удается. Однако при обращении они, как правило, называют одну или две, наиболее на их взгляд важные. Это может быть связано с недостаточным осознанием всех проблем, занижением их значимости, неверием в возможности их разрешения и понимания, что все сразу не решишь. Задача консультанта – выявить весь комплекс проблем, упорядочить их по значимости и срочности решения. При несовместимости характеров необходимо провести совместное тестирование супругов. Очень информативным в выявлении внутренних причин конфликта может быть использование теста Лири в различных вариантах.

Одной из мощных причин семейных конфликтов, зачастую приводящих к разводу, является противостояние супругов и их родителей. Наибольшей остроты эта ситуация достигает тогда, когда пара проживает с родителями одного из супругов. При этом следует различать два вида отношений: отношения супруга со своими собственными родителями и отношения одного из супругов с родителями другого. Отношения первого вида имеют варианты: супруг-отец, супруг-мать, супруг-дедушка, супруг-бабушка; второго вида – аналогичные пары, но представляющие взаимоотношения с родителями и старшими членами семьи другого супруга.

Одним из методов в таких ситуациях является проведение двухстороннего диалога, однако сложность таких конфликтов в том, что одна из сторон с трудом идет на сотрудничество. Кроме того, люди старшего поколения по объективным возрастным причинам менее гибки в мышлении и в поведении, в связи с чем им труднее отказаться от своей, уже заявленной точки зрения или позиции. Положительную роль в улаживании таких конфликтов играет уважительное и внимательное отношение к старшим сторонам конфликта со стороны более молодых членов семьи.

Проблемы взаимоотношений супругов, имея истоки в родительских семьях, получают свое продолжение в их отношениях с собственными детьми, а проблемы их детей, в свою очередь, в их будущих семьях, т.е. получается своеобразный замкнутый круг. И здесь можно вспомнить народную мудрость: «Самое лучшее, что могут сделать родители для своих детей – быть счастливыми». Структура взаимоотношений в семье на подсознательном уровне воспринимается детьми и те, встав взрослыми, неосознанно начинают воспроизводить алгоритм жизни родителей в своей жизни, снова и снова проживая жизнь своих родителей, точнее, того из них, с кем отождествляли себя в детстве. Эта упрощенная схема может осложняться неосознаваемыми внушениями родителей, представляющими собой сказанные в состоянии аффекта слова, навязчивые идеи «похожести» ребенка на какого либо родственника, обладающего негативными качества («такая же бестолочь, как твой отец»).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...