Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическое консультирование по проблемам юношеского возраста.




Возрастные особенности развития юношей представлены в психологической науке работами Л. И. Божович, А. Е. Евдокимовой, М. В. Папуча, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Т. М. Титаренко. Ученые разделяют период становления личности юношеского возраста на раннюю (15 - 17 лет) и позднюю юность (18 - 25 лет). Процесс определения себя в рамках социального пространства актуализируется в юности в связи со стремлением понять свое предназначение в жизни и найти конкретное место в окружающей среде. Потребность в самоопределении рассматривается в психологической науке как мотив формирования смысловой системы, в которой сочетаются представления о мире, самого себя, а, следовательно, смысл собственного существования. Кроме того, в этом возрасте самоопределение характеризуется направленностью на будущее и двуплановостью: осуществляется через деловой выбор профессии и общий, лишенный конкретности, поиск смысла своего существования. Личностное самоопределение в юношеском возрасте может быть связано с поисками себя, открытием "Я", осознанием собственных внутренних качеств и возможностей, социальным и нравственным созреванием, которые имеют мировоззренческий смысл и социальный смысл. В этом возрасте юношество осмысливает и оценивает свои поступки, поведение, перспективы дальнейшей самостоятельной жизни, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, отношения к учебе. Характерными для юношей являются следующие виды эмансипации: 1) поведенческая, что проявляется в стремлении самостоятельно решать проблемные вопросы; 2) эмоциональная, связанной с правом иметь собственные предпочтения, которые выбраны независимо от старших; 3) нормативная, что представляет собой наличие системы собственных ценностей. Специфика межличностных отношений в юношеском возрасте определяется интимно-личностным характером общения со сверстниками, что сопровождается возникновением первой влюбленности, дружбы, сексуальной привязанности. Чувство первой любви очень сильные, яркие, значимые в жизни юношей, однако обычно отличаются неустойчивостью, зависимостью от ситуации, этажностью. В период юности ведущей задачей является выбор учебно-профессиональной деятельности, связанный с усвоением необходимых знаний, навыков и умений с целью овладения конкретной профессией. В этом возрасте существенно меняется осознание цели обучения: знания рассматриваются в качестве важных условий профессионального самоопределения, саморазвития и самоутверждения в профессиональной деятельности. В юности также наблюдается формирование и развитие автономной морали, становление собственного мировоззрения, моральные и принципы становятся основой нравственного самоопределения личности юношеского возраста.

Учитывая психологические особенности развития личности юношеского возраста целью психологического консультирования юношей является предоставление им помощи в понимании самих себя, решении проблем эмоционального и межличностного характера, принятии важных личностных решений по достижению поставленной цели на основе осуществления сознательного выбора собственной системы жизненных ценностей, мировоззренческих взглядов и убеждений, самоопределения и самоутверждения в профессиональной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. В связи с указанным выше задачей психологического консультирования в юношеском возрасте является развитие положительного самоотношения и самопринятия, навыков саморефлексии, самоопределение в пределах жизненного пространства ( "Кто я?", "Чего я хочу?». «Что я могу?"), помощь в выборе профессии, поисках жизненных и нравственных ориентиров. Основой консультативной работы является установление доброжелательного, доверительного общения, равноправных отношений между психологом- консультантом и молодым человеком с целью совместного решения проблемных ситуаций и конфликтов. Психолог-консультант должен слушать юношей терпеливо, доброжелательно, иногда - критично, но ни в коем случае не демонстрировать жесткость и стремление доминировать. Не следует также давать советы и замечания, вступать в конфронтацию. Вопросы задаются психологом с целью прояснения важных обстоятельств в жизни, выявление причин страхов и тревог, осознание собственных мыслей и чувств.

Алгоритм консультирования личности юношеского возраста включает в себя: установление контакта с юношами путем подстройки с помощью вербальных и невербальных средств (голос, мимика, жесты) прояснения запроса (описание существующих проблем и желаемых изменений после проведения консультативной беседы) диагностику, связанная с поисками причин имеющихся проблем (рисунку методики, проективные тесты) интерпретацию консультанта (содержательный анализ проблемы с выдвижением конструктивных гипотез), выработка конструктивных способов преодоления жизненных невзгод (использование психотерапевтических методов гештальт-терапии, сказкотерапии, трансактного анализа, психодрамы).

Важно отметить, что знания, полученные в процессе консультирования, становятся основой формирования их нравственного мировоззрения, нравственных норм и принципов и выступают в качестве критериев оценки не только поведения окружающих, но и собственных поступков. Поведение, которое соответствует моральным нормам и правилам, должен восприниматься юношами как единственно возможная, и как таковая, которая становится основой их жизненных убеждений и отражает саму сущность их личности.

В процессе консультирования юношей с целью развития у них способности к критическому анализу собственных нравственных поступков, психологу следует акцентировать внимание на том, что множество людей совершали действия, которые оставляли в их душе неприятные ощущения или которые им стыдно. В дальнейшем в консультативной беседе необходимо выяснить: "Почему так происходило в их жизни?" Ведь нередко причинами таких действий являются внутренние противоречия, которые мешают делать так, как хочется на самом деле, а поведение вопреки своему «Я» вызывает внутренний дискомфорт. Психолог должен объяснить, что не следует сразу пугаться и думать о себе плохо, поскольку известна истина - человек учится на ошибках. А каждая ошибка - это жизненный урок, поэтому смысл жизни заключается в постоянном самосовершенствовании, установлении гармонии с окружающей средой, в духовном обогащении личности.

Типичными запросами юношей в консультативной практике есть вопросы, касающиеся сферы межличностного общения, личностного роста, дружбы, любви и влюбленности, снижение эмоционального напряжения, налаживание взаимоотношений с родителями.

Консультирование в сфере оптимизации межличностных отношений юношества связано с выявлением причин психологических трудностей в общении со сверстниками, в частности, реализацией потребности в индивидуальной интимной дружбе, расширением сферы дружеских взаимоотношений. Психолог-консультант анализирует истоки указанных проблем, помогает выявить неосознанные внутренние конфликты, нередко обусловлены переживанием ненужности, одиночества, стремлением получить эмоциональное тепло, понимание и признание собственной значимости в среде сверстников.

Консультирование юношей по проблемам женско-женской дружбы, любви и влюбленности заключается в содержательном анализе психологом- консультантом вместе с юношами видов любви, болезненных переживаний измены, разочарования от отношений с противоположным полом, психологических аспектов сексуальности, моделей мужского и женского поведения во взаимоотношениях.

Деятельность психолога-консультанта по вопросам личностного развития связана с преодолением чувства неполноценности и выбором индивидуального жизненного пути. С целью решения указанных запросов в консультативной беседе следует использовать методы гештальт-терапии ( "пустой стул"), трансактного анализа (актуализация модели поведения "Взрослый"), тренинговые упражнения по развитию сензитивность коммуникативных навыков, уверенности в себе, преодоление социальных страхов и внутренней тревоги и озабоченности.

Консультирование по нормализации эмоциональных состояний юношества призвано уменьшить в них нервно-психическое напряжение, связанное с неадекватностью самооценки и уровня притязаний, несформированностью мировоззрения, отсутствием поиска конкретных жизненных целей и устремлений. В указанной ситуации психолог-консультант помогает разобраться в мотивах поведения юношей и их последствиях, преодолеть чувство внутреннего хаоса, одиночества и пустоты.

Консультирование по вопросам налаживания взаимоотношений юношей с родителями связано с выработкой толерантного отношения в решении проблем и конфликтов относительно удовлетворения собственных материальных и бытовых нужд, чрезмерной опеки или авторитаризма, завышенных требований и ожиданий. Консультативная помощь родителям состоит в том, чтобы помочь им пересмотреть и переосмыслить свои представления о воспитании, избавиться неоправданных и неэффективных методов воздействия, освободиться от собственных психологических проблем, которые мешают наладить доброжелательные отношения с юношами. Индивидуальные консультации с родителями касаются решения конфликтных ситуаций, особенностей эмпатийного понимание родителями поведения юношей, оказание им помощи в построении жизненных планов. Тренинги родительской эффективности, партнерского общения, направленные на ознакомление и обучение родителей основам семейного воспитания, оказания помощи в усвоении адекватных поведенческих реакций на поступки своих сыновей и дочерей, улучшения атмосферы семейного общения. Целесообразно применение в консультировании элементов библиотерапии, способствующие распространению знаний о решении проблем в воспитании через идентификацию с героями; использование техники Т. Гордона "Я-сообщение» с целью обучения родителей выражать собственные негативные эмоции, недовольство и обиды; игровые упражнения, направленные на ознакомление родителей с эффективными методами общения со своими детьми.

Итак, помощь родителям призвана уменьшить эмоциональное напряжение, недоразумения и конфликты в отношениях с юношами, активизировать творческий подход к их самоопределения и саморазвития, обеспечить необходимые условия для дальнейшей успешной самореализации и самореализации.

Обращение к психологу иногда обусловлено попыткой юношей научиться преодолевать внутренние конфликты, обычно связанные с чувством тревоги, страхом смерти, противостоянием социальной изоляции, развитием способности к принятию волевых решений, навыков самопомощи и реализации жизненных умений. Целью консультирования является помощь в осознании ими своей ответственности, внутренней свободы, потенциала, уникальности. Наиболее действенным в работе с юношами является активизация процесса их самопознания, акцентирование на осознании своей уникальности; избавления от страхов и тревог; поиск смысла жизни; коррекция непоследовательных, противоречивых суждений, мешают життеиснуванню.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 517.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...