Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.




Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное

оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем, в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико.

Свидетельские показания детей нередко своеобразны по форме: расплывчаты, отрывисты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей.

В литературе высказываются мнения, что при допросе малолетних следует составлять не протокол, а справку, подписанную всеми участниками допроса: «.. .протокол допроса, написанный в первом лице от имени ребенка 3 -6 лет, при всем старании следователя воспроизвести сказанное им выглядит неубедительно, а подчас даже просто нелепо. Справка же, составленная от имени следователя и лиц, участвовавших в допросе (например, воспитателя детского сада, матери и др.), не только может достаточно полно и четко отразить содержание рассказа ребенка, но и позволит составить впечатление об обстановке на допросе, о характере предшествующей допросу беседы, о существе задаваемых вопросов и т.д.

Еще один аргумент сторонников указанной позиции состоит в том, что по существу допрос малолетнего - это беседа, в которой наряду со следователем и при его руководящей роли участвуют и другие лица. Малолетнему не сообщается цель вызова к следователю, не разъясняются процессуальные права, не предлагается рассказать «известные по делу факты» и т.д.


«Составление справки о беседе с ребенком наиболее точно соответствует,

таким образом, фактическому характеру получаемой информации».

Автор же данной статьи придерживается иной точки зрения. Ссылаясь на Каневского Л.Л., Скичко О.Ю. отмечает, что допрос должен заканчиваться не справкой (актом), а протоколом допроса в соответствии с положениями уголовно - процессуального закона. Это представляется более правильным, потому как нормы УПК предусматривают именно протокол допроса, а не справку о беседе.

Тактической особенностью хода и результата допроса несовершеннолетнего является то, что протокол целесообразно составлять после завершения устной части допроса, а не в ходе него. Параллельное составление протокола своей официальностью может напугать или насторожить несовершеннолетнего. В ходе допроса лучше делать заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого). Для фиксации как считает Сорокотягина Д.А. следователю можно порекомендовать завести дневник, в который заносится дата наблюдения, описываются факты поведения и деятельности потерпевшего2 . На полях можно выражать собственные суждения (предложения, оценки). Вся эта информация поможет следователю в выработке правильных тактических и психологических приемов допроса,,выдвижению версий, постановке дополнительных вопросов.

Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались. Отражение данных обстоятельств в протоколе имеет важное значение для последующей оценкипоказаний допрашиваемого, поскольку несовершеннолетнему трудно длительное время концентрировать свое внимание на допросе. Малолетние могут быть внимательными и сосредоточенными определенный промежуток времени: от 5 до 7 лет - около 15 минут, от 7 до 10 лет - около 20 минут, от 10 до 12 лет - около 25 минут, более 12 лет - около 30 минут. Отсюда следователь должен сделать вывод о продолжительности допроса. Длительность допроса несовершеннолетнего старшего школьного возраста не должна превышать часа, а в случае необходимости его продолжения нужно сделать перерыв.

Бланк протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего предусматривает подлежащими обязательному выяснению следующие данные о допрашиваемом: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) место рождения; 4) место жительства и (или) регистрации, телефон; 5) гражданство; 6) образование; 7) семейное положение, состав семьи; 8) место работы или учебы, телефон; 9) наличие судимости.2 Также имеется пункт, предусматривающий получение «иных данных о личности несовершеннолетнего», однако содержание его не конкретизируется. В том случае, если форма протокола содержала бы в себе несколько позиций, характерных исключительно для несовершеннолетних (анкетная часть протокола допроса взрослого свидетеля практически не отличается от приведенной выше), это позволило бы следователю, не сумевшему по каким -либо причинам собрать сведения о личности допрашиваемого на стадии подготовки, вначале допроса восполнить этот пробел.

В протокол допроса следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним). Целесообразно вести записьточной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, откоторых они исходили.

При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять не свойственные несовершеннолетнему выражения и термины, так как это снижает значение его показаний, вызывает сомнения в объективности проведенного допроса.

Если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными, по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля, допрошенного на предварительном следствии, по каким — либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных данному возрасту оборотов (тем более, одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим - то влиянием1 .

На практике недопустимо собственноручное изложение показаний несовершеннолетними различных возрастных групп. Следователь производит допрос, фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если же у него возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого, значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио - и видеозапись допроса.

 

Видеозапись допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) —

это наиболее оптимальный вариант фиксации следственного действия (естественно, как дополнение к протоколу допроса). Видеофиксация допросов дает возможность запечатлеть не только смысловую, но также интонационную, эмоциональную, образную информацию, а также детально и полно зафиксировать обстановку, в которой производился допрос. Кроме того, пользу приносит видеозапись допросов малолетних свидетелей и потерпевших, в особенности тех из них, которые плохо владеют разговорной речью и поэтому широко используют для передачи информации жесты, мимику и другие выразительные средства. Фиксация допроса при помощи видеокамеры позволяет не только оформить подробнейший протокол по окончании следственного действия (что возможно и при использовании аудиозаписи), но и наглядно воспроизвести всю процедуру допроса. И самое главное, что точнаявидеофиксация правильно организованного допроса свидетеля или потерпевшего позволяет в отдельных случаях избежать нежелательных повторных допросов, способных травмировать психику ребенка, не только на предварительном следствии, но и в суде. С этим моментом все опрошенные следователи прокуратуры и органов внутренних дел согласны полностью, но на сегодняшний день, к сожалению, существует проблема технической обеспеченностью правоохранительных органов.

Звукозапись целесообразно применять при допросе:

а) малолетних свидетелей, очевидцев и иных добросовестных свидетелей и
потерпевших при необходимости фиксации обстановки допроса,
специфических оборотов речи;

б) несовершеннолетних, дело в отношении которых прекращено в связи с не
достижением возраста уголовной ответственности, находящихся под влиянием
родителей или иных лиц, заинтересованных в исходе дела.

Анализ и оценка хода и результатов допроса предполагают мыслительную, логическую деятельность следователя, в процессе которой им устанавливается относимость, допустимость, достоверность, значимостьполученных показаний.

Тактические особенности анализа и оценки результатов допроса несовершеннолетнего предполагают, что эта оценка производится не только на основе памяти следователя и фиксированных им протокольно фактов, но и на основе сведений, полученных из бесед с родителями подростка, педагогом. Окончательная оценка показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей может быть осуществлена лишь на завершающем этапе расследования преступления, поскольку для определения достоверности и недостоверности этого источника доказательств необходимо, чтобы были собраны все доказательства по делу, при учете процессуального статуса допрошенного подростка. Процесс оценки показаний несовершеннолетнего — это сложное динамичное действие, осуществляемое в течение всего процесса расследования, на которое существенное влияние оказывает объем сведений о преступлении, собранных доказательств по делу.

 








Заключение.

Как отмечалось ранее, допрос несовершеннолетнего - это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов. Обладая интегративным свойством, структура этого следственного действия состоит из таких сторон, как организационная, коммуникативная, психологическая, воспитательная, познавательная и нравственная. Эти аспекты допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего органически вплетаются в процессуальные и тактические основы его производства. Тесная взаимосвязь и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются и применяются на основе и в рамках закона, требований норм нравственности, с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших применяются общие правила проведения допроса, но, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, своеобразие психологии детей и подростков, характер восприятия ими происходящих событий, отношение к расследуемому событию, производство допроса имеет свою специфику.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает специальную норму, в которой предусмотрено участие педагога, а также присутствие законного представителя при допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Несовершеннолетние до достижения шестнадцатилетнего возраста не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им указывается на необходимость говорить правду.

В главе 1. «Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей» подробно изложены и раскрыты эти положения. Кроме того, приводятся мнения об иной редакции ст. 191 УПК, которые, думается, позволят усовершенствовать действующие нормы в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Затронув психологическую и этическую сторону допроса, следует вывод, что осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения

таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.

Получить правдивые показания, объективно отражающие фактические обстоятельства дела крайне затруднительно, нежели надлежаще не подготовиться к допросу и не провести ряд необходимых мероприятий. Положительный результат во многом определяется тем, насколько тщательно следователь подготовиться к предстоящему допросу.

Определяя тактические особенности получения показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, в первую очередь необходимо назвать - установление психологического контакта с несовершеннолетним. В зависимости от того, какой будет психологическая атмосфера общения следователя с несовершеннолетним, таковыми могут стать результаты допроса. При установлении контакта не может быть шаблона. Здесь опять же необходим индивидуальный подход, с учетом личности несовершеннолетнего.

В соответствии с тем, какая сложилась следственная ситуация (конфликтная, бесконфликтная), к какой группе принадлежит несовершеннолетний свидетель (очевидец, потерпевший, малолетний свидетель и т.д.), а также таких факторов, как заинтересованность в исходе дела> страх, воздействие на несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего и прочее, будут применяться соответствующие тактические приемы, разрабатываемые криминалистикой. В науке и на практике выделяют следующие тактические приемы, применимые при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших: выслушивание легенды, уточнение, отвлечение внимания, пресечение лжи, детализация, напоминание, контроль, наглядность, сопротивление, стимулирование положительных качеств, призыв к оказанию содействия в расследовании преступления и в борьбе с преступностью в целом и другие. Определение оптимального комплекса тактических приемов рассматриваемого следственного действия, безусловно, должно строиться на основе тщательного анализа индивидуальных качеств допрашиваемого, его психического состояния, категории уголовных дел и ситуации расследования. Правильно избранная тактика допроса несовершеннолетних, в частности, несовершеннолетних свидетелей и потерпевших позволяет повысить эффективность этого следственного действия, а также быстро раскрыть расследуемое преступление, а иногда и ряд других преступлений.

 

ЛИТЕРАТУРА

Белкин Р.С. Криминалистика. Учебник для вузов. М., 2005. С.

Брызгалова Э.Д. Влияние типичных следственных ситуаций на тактику допросапотерпевших //

Глазырин В.Ф. Психология следственных действий: Учеб.пособие. Волгоград,1983. С.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.,2000. С.

Карнеева Л.М., Ордынский С.С, Розенблит С.Я. Тактика допроса напредварительном следствии. М., 1962. С.

Кузнецова СВ., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних:Практическое пособие. М.: Экзамен, 2004. С.96

Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнегообвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойствдопрашиваемого: Дисс. ... канд. юрид. наук. Уфа, 1998.

Матвеев СВ. УПК об участии законных представителей, близкихродственников в расследовании уголовных дел, совершенныхнесовершеннолетними // Журнал российского права. 2002. №5.

Матвеев СВ. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка ииспользование в уголовно-процессуальном доказывании: Дисс. ... канд. юрид.наук. Москва, 2003.

Михалъчук А.Е. Участие третьих лиц в допросе // Законность. 1995. №5.

Нагимов М. Н. Процессуально - психологические особенности допросапотерпевшего в советском уголовном процессе: Автореф. дис.канд.юрид.наук. Ташкент, 1986.

Найденов В.В., Олейник П.А. Руководство для следователей. Часть 1. М.:Юридическая литература, 1981. С. 544

Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля напредварительном следствии. М.: Омега-Л, 2003. С. 160

Полстовалов О.В. Подготовка к преодолению конфликтов, возникающих припроизводстве следственных действий // Вестник криминалистики. 2003. Вып.2

Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб.пособие. М.: БЕК, 1998. С.208.

Скмчко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дисс. ... канд.юрид.наук. Саратов, 2005.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...