Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подготовка к проведению допроса несовершеннолетних потерпевшихи свидетелей.
Под подготовкой к допросу понимается совокупность предварительно проводимых мероприятий с целью обеспечения результативности допроса, экономии времени следователя при полном обеспечении процессуальных гарантий охраны прав допрашиваемых лиц. После того, как следователь признает необходимым допросить несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, он должен надлежаще подготовиться к этому. Подготовка к допросу имеет огромное значение. Следователь при допросе ставит перед собой цель - получить от допрашиваемого правдивые показания, объективно отражающие фактические обстоятельства дела, оказывающие помощь в проверке показаний ранее допрошенных лиц, являющиеся средством получения новых данных об обстоятельствах, способствовавших преступлению. Положительный результат во многом определяется тем, насколько тщательно следователь подготовится к предстоящему допросу. По мнению авторов Питерцева С.К. и Степанова А.А., если следователь не определил конкретные тактические задачи подготовки к допросу, то он естественно лишается возможности получить исчерпывающую информацию2 . СВ. Матвеев обосновывает и предлагает систему наиболее значимых и необходимых элементов подготовки к допросу: 1. тщательное изучение лицом, производящим допрос, материалов 2. изучение следователем личности допрашиваемого; 3. определение места допроса; 4. определение круга лиц в нем участвующих; 5. определение способа вызова на допрос; 6. составление плана допроса. Нельзя не согласиться с предложенной системой подготовки к допросу, но в ней перечислены не все подготовительные мероприятия. Следователю необходимо позаботиться о техническом обеспечении допроса, а также о научно-технических средствах. Он собирает доказательства и другие материалы дела, которые ему потребуются для проверки показаний допрашивающего и его изобличения. При подготовке к допросу следователь выясняет, какие вопросы могут быть затронуты, изучает соответствующую литературу, документы, усваивает специальную терминологию и т.д. При изучении следователем личности допрашиваемого несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, необходимо установить и изучить круг близких и знакомых подростка. Питерцев С.К. и Степанов А.А. более полно излагают свою систему подготовки к допросу. Помимо предложенных Матвеевым элементов, они считают необходимым: подготовить вещественные доказательства для их тактического использования при допросе; определить тактическую необходимость использования звуко- или видеозаписывающей техники для фиксации хода планируемого допроса, организовать ее подготовку, пригласить специалистов. Тщательное и всестороннее изучение дела перед допросом играет немаловажную роль при подготовке к допросу, так как именно его изучение дает первоначальную информацию о произошедшем событии и лицах, участвующих в нем. При полном и всестороннем изучении дела следователь выясняет, какие именно существуют пробелы в следствии, которые непозволяют прийти к единому выводу о расследуемом событии, и на основеэтого формулирует вопросы, подлежащие выяснению. Начиная с первой встречи с несовершеннолетним следователю нужно постараться устранить излишнее психологическое напряжение, чтобы несовершеннолетний более спокойно себя чувствовал, естественно вел себя на допросе. Следователю необходимо побеседовать с несовершеннолетним на отвлеченные темы, не связанные с предметом допроса (спорт, кино, музыка, книги, увлечения и т.д.). Лишь в том случае беседа будет успешна, когда следователь предварительно будет располагать всеми данными о несовершеннолетнем свидетеле и потерпевшем: условия жизни, уровень развития и воспитания, интересы, круг общения, особенности характера и темперамента. Криминалистический и педагогический аспекты изучения личности несовершеннолетнего преследуют, таким образом, цель получить полную информацию о субъекте допроса, которую следователь использует для прогнозирования его поведения в соответствующей следственной ситуации. При отсутствии этих данных следственные и оперативные действия по их собиранию должны рассматриваться как неотложные. Таким образом, изучение личности несовершеннолетнего занимает центральное место в организации допроса. По мнению Скичко О.Ю., при подготовке к данному следственному действию необходимо определить очередность допросов. По одному делу, как правило, допрашиваются и взрослые, которые могут оказать на несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) то или иное влияние. В том случае, если у следователя нет оснований опасаться негативного воздействия на несовершеннолетнего, то следует сначала допросить взрослых свидетелей (родственники и другие близкие люди подростка). Родители могут дать характеристику личности несовершеннолетнего, рассказать о поведении всемье, когда его наказывают или поощряют. При выяснении некой заинтересованности в искажении фактов, следователь может признать допрос нецелесообразным. Тщательно изучить личность несовершеннолетнего перед допросом следователю не представляется возможным. Непосредственное общение до официальной части допроса поможет следователю определить, какой тактики в дальнейшем ему придерживаться: «...следователь путем наблюдения получает информацию о внешнем облике свидетеля, потерпевшего, уровне их культуры, особенностях речи, мимики, жестов, наблюдаемых психофизиологических реакциях и состояниях, желаний готовности оказать помощь следствию или, напротив, стремлении ограничиться минимумом несущественных сведений». Общего правила, о присутствии того или иного лица (законных представителей или педагога) при допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего нет. Данный вопрос должен разрешаться сугубо индивидуально в каждом отдельном случае. Кузнецова СВ. и Кобцова Т.С. считают, что в данном случае следует учитывать так называемый кризис 3-х лет. Дети третьего года жизни наиболее активно пытаются реализовать желание «быть большим немедленно». Оно выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых. При подготовке и допросе несовершеннолетних целесообразно принимать во внимание, что проявление упрямства и негативизма направлено главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его. Поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств дела лиц, которые постоянно проявляют такую опеку, не следует привлекать к участию в допросе, поскольку негативная форма поведения редко направлена против других взрослых. В то же время малолетние, особенно застенчивые, не хотят разговаривать с незнакомым им следователем. В таком случае целесообразнее допрашивать несовершеннолетнего с участием родных, людей, кому он доверяет, таким образом, следователю будет проще найти контакт с допрашиваемым. Что касается педагога, то им должен быть человек с соответствующим образованием и его участие будет более эффективным, если он работает по специальности и достаточно времени занимается преподаванием среди несовершеннолетних одного возраста с допрашиваемым. По мнению Полстовалова О.В., при выборе кандидатуры педагога, с которым предстоит вести беседу об особенностях психики несовершеннолетнего, следователю необходимо установить характер сложившихся между преподавателем и подростком отношений. Если эти отношения носят излишне доверительный или, напротив, конфронтационный характер, беседа с таким педагогом не даст объективной информации1 . Таким образом, вызов педагога не всегда благотворно может повлиять на ход допроса. В каждом случае должно учитываться мнение самого допрашиваемого о вызове педагога, будет или нет педагог знакомым, предпочтительнее решить несовершеннолетнему. В литературе и на практике обсуждается вопрос о привлечении к участию в допросе авторитетных для допрашиваемого лиц (старшие товарищи, братья, сестры и т.д.), что не предусмотрено действующим уголовно - процессуальным кодексом. Как верно отметил А.Е. Михальчук, отсутствие законодательной регламентации заставило работников следственного аппарата найти своеобразный «выход» из сложившегося положения: тактический прием привлечение третьих лиц - с неизменно положительным реализуется приподготовке к допросу. Выбор лица, которое следует пригласить для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), имеет важное тактическое значение. Подготовка к проведению допроса несовершеннолетнего завершается составлением плана допроса с обязательным указанием предмета показаний, обстоятельств, то которым необходимо получить информацию. Кроме обстоятельств, в плане допроса необходимо отразить последовательность их выяснения, постановку вопросов, их последовательность. Определяя круг подлежащих выяснению вопросов, следователь должен учитывать психологические особенности личности несовершеннолетнего, его доминирующие психические состояния, позицию в отношении обвиняемого и правосудия. План может быть устным или письменным, подробным или кратким. Чтобы допрос стал стройным и системным, следователю необходимо в письменном виде сформулировать соответствующие вопросы. Более правильной последовательность постановки вопросов в качестве существенного условия успешного допроса представляется такой: сначала ставить допрашиваемому вопросы наиболее для него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции, затем перейти к нейтральным вопросам по обстоятельствам и наконец сформулировать самые существенные и значимые вопросы по делу. Постановкой вопросов в определенной последовательности следователь заставляет допрашиваемого почувствовать силу вопросов, неизбежно требующих правдивого ответа. Вопросы, которые ставятся следователем, должны отвечать следующимтребованиям: ясность, четкость, понятность, целеустремленность,- и не содержать специальных юридических терминов. Проверка готовности к предстоящему допросу включает его мысленную имитацию, «проигрыш» от начала до конца. Следователь, начиная допрос, обязан знать, чем его закончит. Необходимо проверить, насколько правильно определена линия поведения и избрана тактика допроса, намечена последовательность вопросов и предъявления доказательств. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |