Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тактические особенности получения показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.




Расследование преступлений в целом и проведение допроса в частности является- активным и динамическим процессом, общие направления которого определяются процессуальным законом. В то же время в рамках уголовно-процессуального порядка производства следственных действий необходимо найти наиболее рациональные и эффективные варианты активности, которые позволяли бы следователю с наименьшими затратами времени, средств, умственных и физических сил добиться максимальной результативности в его деятельности.

Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Поэтому его проведение предусматривает дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие объективность и применение особых тактических приемов, разрабатываемых криминалистикой.

Основополагающим тактическим началом допроса, как и следственной тактики вообще, является тактический прием. Тактические приемы допроса всегда применяются в рамках и на основе уголовно- процессуального закона.

Среди российских криминалистов нет единой трактовки понятия тактического приема. Так, по мнению Белкина Р.С, под тактическим приемом следует понимать наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная линия поведения при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств и предотвращении преступлений.

Порубов Н.И. отмечает, что некоторые криминалисты (Филонов Л.Б., Давыдов, В.И., Достопулов Г.Г. и другие) понимают под тактическим приемом способ воздействия на допрашиваемого. Это определение является недостаточно точным, так как в нем подчеркивается цель приема, но не раскрывается его содержание.

Усманов У.А. придерживается точки зрения Порубова Н.И. и пишет, что под тактическим приемом следует понимать основанную на законе определенную линию поведения следователя, структурно оформившиеся, оптимальные в данной следственной ситуации его действия, направленные на получение от допрашиваемого показаний, объективно отражающих действительность3 . Данное определение представляется наиболее полным, поэтому далее вопрос будет изложен исходя из данной трактовки тактического приема. ,

Применение следователем тех или иных тактических приемов при допросе такой категории лиц, как несовершеннолетние определяется в зависимости от особенностей психики подростков. Эта специфика в определенных случаях не позволяет использовать в отношении них такую тактику допроса, какую следователь применил бы при допросе взрослого. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свойственны всем четырем стадиям этого следственного действия - предварительной, стадии свободного рассказа, стадии вопросов, заключительной стадии.

Систему тактических приемов допроса несовершеннолетних составляют следующие элементы:

1. тактические приемы в зависимости от стадий допроса:

а) направленные на подготовку к допросу;

б) направленные на получение показаний от несовершеннолетнего;

2. тактические приемы в зависимости от типичных следственных ситуаций:

а) направленные на установление психологического контакта;

б) направленные на детализацию показаний и устранение ошибок;

в) направленные на преодоление умолчания существенных обстоятельств
дела;

г) направленные на преодоление ложных показаний (хотя это больше

касается несовершеннолетнего обвиняемого1 ).

Установив психологический контакт (создание особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего к общению), следователю необходимо поддерживать его и во время допроса, что зависит от:

- организационных мероприятий, проведенных при подготовке к допросу и
непосредственно во время допроса;

- профессиональных и нравственных качеств, которыми обладает следователь;

- личности несовершеннолетнего;

- готовности несовершеннолетнего к общению со следователем.

На основании этого, а, также учитывая, что основная цель допроса -получение правдивой информации об обстоятельствах, имеющих значение по делу можно выделить конфликтные и бесконфликтные типичные ситуации.

Конфликтная ситуация при допросе, характеризующаяся разногласием, различием во мнениях между следователем и подростком по поводу выяснения необходимых обстоятельств дела, редко возникает при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, чаще при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

 

Какие именно тактические приемы применимы при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших будет рассмотрено ниже, так как представляется более целесообразным остановиться на вопросе характеристики данных лиц.

Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их психики, характера восприятия происходящих событий, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность с учетом полноты и правдивости их показаний выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей:

- очевидцы и иные добросовестные свидетели;

- потерпевшие;

- подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;

- подростки из числа соучастников, дело о которых прекращено в связи с не
достижением возраста уголовной ответственности;

- малолетние свидетели.

При разработке тактики допроса отдельных групп несовершеннолетних свидетелей особое внимание обращается на выявление некоторых психических свойств подростков, их индивидуальные качества, которые играют доминирующую роль в формировании их показаний и определяют позицию несовершеннолетнего при допросе.

Первая группа несовершеннолетних свидетелей - очевидцы преступления или лица, случайно ставшие свидетелями каких-либо событий, связанных с совершенным преступлением. Обычно они дают правдивые показания, но допрашивать их нужно как можно раньше. На полноте и точности восприятия этих свидетелей отражаются и такие сопутствующие обстоятельства, которые могут быть источником внушения (разговор окружающих о происшедшем).

На правильность и полноту показаний добросовестных свидетелей могут влиять так называемые объективные (условия восприятия) и субъективные (эмоциональное состояние несовершеннолетнего) факторы, которые тоже надо учитывать. Могут возникнуть трудности в связи с тем, что с момента восприятия события прошло значительное время и свидетель ввиду непроизвольности сохранения в памяти воспринятого испытывает трудности при воспроизведении.

В таких случаях целесообразно принять меры к «оживлению памяти». Усманов У.А. предлагает использовать для этого допрос на месте происшествия, допрос с использованием ассоциативных связей, повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств1 . Применение в данной ситуации предъявления доказательств, как основного тактического приема допроса, по мнению Питерцева С.К. и Степанова А.А., будет уместным, потому как следователь, скорее всего, добьется того результата, к которому стремился .Несовершеннолетние потерпевшие так же, как и другие добросовестные свидетели, как правило, искренне стараются помочь следователю в раскрытии преступления. Допрос несовершеннолетних потерпевших производится по тем же правилам и с использованием тех же тактических приемов, которые применяются при допросе несовершеннолетних свидетелей. Вместе с тем при разработке тактического плана допроса потерпевших нельзя не учитывать того, что:

- они заинтересованы в исходе дела;

- эмоция страха способствует тому, что пережитая опасность нередко
преувеличивается;

- усилия потерпевшего в момент наблюдения были направлены не на
восприятие происходящего, а на защиту от происходящего;

- ряд деталей события, а то и сам его факт травмируют психику потерпевшего
или унижают его достоинство, что может привести к позиции умалчивания
события преступления или его отдельных деталей;

 

- на потерпевшего часто пытаются воздействовать, чтобы он простилвиновного;

- малолетние потерпевшие нередко не осознают того, что с ними происходило
при совершении преступления.

При допросе потерпевшего необходимо выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с обвиняемым до, во время и после совершения преступления. От потерпевшего следователь получает наиболее криминалистически значимую информацию - где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен, каковы возможные источники криминалистической информации.

Взаимодействие следователя с несовершеннолетним должно строиться с учетом состояния потерпевшего как лица пострадавшего, перенесшего психическую травму, ищущего защиты у правосудия. Малейшая невнимательность, подозрительность следователя остро переживается потерпевшим, усиливает его отрицательно эмоциональное состояние.

Задача следователя - максимально успокоить несовершеннолетнего потерпевшего, заверить его в том, что преступление будет тщательно, объективно и полно расследовано. Необходимо нейтрализовать возможную гиперактивность потерпевшего, его суетливость, «скачки мыслей». Часто возникает необходимость проведения повторных допросов.

Брызгалова Э.Д. предлагает рассмотреть некоторые типичные следственные ситуации, обусловливающих специфику подготовки и тактики допроса потерпевших, и попыталась дать их.классификацию по различным основаниям.

Первая следственная ситуация связана с участием или неучастием потерпевшего в происшествии. В первом случае следователь получает от потерпевшего большой объем информации об обстоятельствах дела, чем во втором. В тех случаях, когда потерпевший не был участником происшествия, следователь при допросе особое внимание должен уделять предположениям и догадкам допрашиваемого о личности виновного и времени совершения преступления.

В отношении потерпевших этой группы следователь чаще заранее планирует повторный допрос, который, предполагается, будет вполне оправдан. Вторая следственная ситуация зависит от того, является ли сам потерпевший непосредственным объектом преступного посягательства (покушение на убийство, разбой и т.д.), либо таким объектом было только его имущество (кража, мошенничество и др.). Эта ситуация тесно связана с первой, но лишь частично совпадает с ней, а поэтому имеет право на самостоятельное существование. Так, по делам о мошенничестве потерпевший является участником происшествия, но непосредственный объект посягательства при этом - его имущество.

Когда потерпевший сам был непосредственным объектом посягательства, действия преступника почти всегда сопряжены с применением физического или психического насилия, носят особо дерзкий характер, резко травмируют психику жертвы, причиняют ей страдания и боль. Эти факторы, вызывая чувство страха, растерянности и нервное потрясение, отрицательно влияют на восприятие и запоминание происходящего, искажают оценки и характеристики важных для дела обстоятельств. Следователь при этом должен проявлять особый такт и внимательность по отношению к потерпевшим этой группы, принимать меры к нейтрализации отрицательных эмоциональных последствий нападения.

Третья следственная ситуация обусловлена характером связей и взаимоотношений между потерпевшим и виновным. Потерпевшие опрашиваются уже после того, как успели продумать происшедшее, определить свою позицию, а иногда (в частности, несовершеннолетние потерпевшие) и подвергнуться постороннему влиянию. Поэтому следователь выясняет характер взаимоотношений потерпевшего с другими участниками процесса. С помощью информации об этих важных обстоятельствах он выстраивает тактику допроса потерпевшего, максимально используя благоприятные для него факторы и в то же время уточняющими, детализирующими вопросами устранить искажающее влияние личных мотивов.

Четвертая следственная ситуация определяется поведением и характером действий потерпевшего в момент совершения преступления. Особое значение для выбора тактики допроса имеет так называемое «неблаговидное» поведение потерпевшего, которое в ряде случаев приводит к причинению ему вреда. Такие потерпевшие часто дают заведомо ложные показания из боязни скомпрометировать себя и желания скрыть свои ненадлежащие, противоправные действия. В их показаниях много пробелов, проговорок, неточностей, устранить которые можно такими тактическими приемами, как сопоставление, контроль и напоминание.

Пятая следственная ситуация, о которой упоминает Брызгалова Э.Д., обусловлена периодом времени, прошедшим с момента совершения преступления. В случае поступления заявления сразу после совершения преступного деяния следователь может ограничиться кратким допросом или получить лишь устную информацию по интересующим его обстоятельствам (опрос) с тем, чтобы немедленно организовать осмотр места происшествия, преследование и задержание преступников, обыск и другие неотложные следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия. Подробный допрос потерпевшего может быть отложен и проведен позднее. Разумеется, если с момента преступления прошло более или менее значительное время, то допрос потерпевшего должен быть проведен немедленно.

Предложенная Брызгаловой Э.Д. классификация следственных ситуаций при допросах потерпевших, по ее мнению, не полная и носит незавершенный вид. Представляется, что автором выбраны наиболее типичные, чаще всего встречающиеся ситуации и кратко рассмотрены связанные с ними особенности тактики допроса. Рассмотренные ситуации могут быть применены и к допросу несовершеннолетних потерпевших.

При допросе несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что у этих подростков хорошие отношения с правонарушителем, они знают его близких друзей, где и как он проводит свободное время. Поэтому такие свидетели не всегда откровенны при допросе, боясь испортить взаимоотношения с товарищами и выглядеть предателем. С такими несовершеннолетними необходимо провести воспитательную работу. Им разъясняется, что на самом деле есть «дружба», которая несовместима с круговой порукой и с замалчиванием недостатков своих товарищей; в доступной форме излагается сущность добросовестного исполнения функций свидетеля.

Разъясняется также ответственность за ложные показания и неправильное поведение, а также возможная ответственность родителей.

Допрашивая таких подростков, могут «всплыть» факты их аморального поведения, что очень часто препятствует получению от них правдивых показаний. Следователь в подобной ситуации раскрывает пагубность аморального поведения и на примере несовершеннолетнего обвиняемого показывает, к чему оно приводит. Подросток должен не только осознать свои неправомерные поступки, но и указать на противоправность поведения своего товарища.

Другую группу несовершеннолетних свидетелей составляют подростки, участвующие в общественно опасных действиях, дело в отношении которых прекращено в силу различных обстоятельств. У этих подростков более стойкая антисоциальная направленность личности, по своему поведению они близки к несовершеннолетнему обвиняемому, поэтому при допросе применятся выше изложенные приемы получения правдивых показаний и некоторые другие, связанные с особым процессуальным положением этого лица.


В связи с тем.что меры общественного воздействия применяются кэтим несовершеннолетним, совершившим малозначительные преступления, для исправления которых не требуется мер уголовного наказания, такие подростки в большинстве случаев не отрицают своего участия в совершенном преступлении. Зато менее охотно они дают показания об участии в совершенном деянии других подростков. Следователь может продемонстрировать подростку свою осведомленность об обстоятельствах преступления, оперируя фактами, взятыми из показаний других свидетелей. В целях более обстоятельного освещения фактов рекомендуется постановка детализирующих вопросов.

Последнюю группу составляют малолетние свидетели. Несмотря на большую внушаемость и склонность к фантазированию, малолетние очень наблюдательны, они могут заметить такую важную подробность, на которую взрослый мог и не обратить внимания. Малолетних допрашивают в привычной для них обстановке в присутствии педагога и воспитателя детского сада и родителей, если они не заинтересованы в исходе дела. Такой допрос происходит в виде беседы, которую ведет следователь или по его поручению педагог. Чтобы получить ответы на интересующие следователя вопросы, беседу с ребенком надо вести на близкие ему темы.

Далее необходимо рассмотреть тактику допроса несовершеннолетних на каждой стадии этого следственного действия.

В целях установления нормальных взаимоотношений следователь должен разъяснить несовершеннолетнему его права, обязанности, значение его показаний для раскрытия преступления и всестороннего его расследования. Особое внимание следует обратить на предупреждение свидетеля, достигшего 16 лет, за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Несовершеннолетним, не достигшим 16- летнего возраста, разъясняется их нравственный долг - давать правдивые показания. Это одна из причин дачи ложных показаний несовершеннолетними. Немалое количество подростков полагают, что закон об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний существует лишь формально.

Несовершеннолетним также разъясняется положение статьи 51 Конституции Российской Федерации - право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих или близких родственников (об этом отмечается в протоколе допроса).

Устанавливая психологический контакт с допрашиваемым (предварительная стадия допроса), следователю необходимо строить беседу исходя из интересов, поведения и характера несовершеннолетнего. Здесь результат налаживания контакта будет зависеть от того, насколько тщательно была проведена работа следователя по подготовке к допросу1 .

Следующая стадия допроса начинается со свободного рассказа, который является наиболее предпочтительным, так как подростки не стойки к внушению. Однако дать развернутые показания они не могут в силу незначительного жизненного опыта, знаний, повышенной склонности к фантазированию, подверженностью внушению, недостаточной развитости логического мышления, в связи, с чем постановка уточняющих вопросов неизбежна. Кроме того, свободный рассказ часто носит отрывочный, сбивчивый, непоследовательный характер. Поэтому следователю очень осторожно необходимо направлять рассказ подростка в нужное русло.

По окончании свободного рассказа и до постановки следователем вопросов имеет смысл предложить несовершеннолетнему свидетелю, потерпевшему вернуться к определенным местам показаний, чтобы они более подробно изложили отдельные обстоятельства, дополнительно осветили связанные с ним события, еще раз переосмыслили какие-то моменты показаний.

Важную роль в получении от несовершеннолетних правдивых и полных показаний имеет стадия ответов на вопросы. Задавая вопрос, важно убедитьсячто несовершеннолетний правильно понял его содержание. Если вопрос

непонятен - необходимо разбить его на два - три более простых вопроса. Таким образом, вопросы должны быть простыми, понятными, четкими и ясными. Главное же требование, предъявляемое к вопросам, заключается в том, чтобы они не носили наводящего, внушающего характера.

После свободного рассказа и ответов на вопросы допрашиваемому могут быть заданы уточняющие вопросы, которые также необходимо ставить несовершеннолетнему в доступной для него форме. При постановке детализирующих вопросов важно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях не всегда удается. Проявление настойчивости со стороны следователя добиться желаемого для него результата может привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными.

В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего надо обращать особое внимание на эмоциональное состояние, реакции подростка, а также на соответствие сообщаемых сведений уровню его психического развития. Заученность, гладкость показаний, противоречия между показаниями, данными в ходе свободного рассказа, и при ответах на вопросы могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний находится под влиянием кого-то. Следователь должен выяснить эти обстоятельства.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, также необходимо выяснить причины лжи и запирательства. Это может быть страх, стыд, чувство товарищества, чьи-то угрозы. Следователь разъясняет вредность такого поведения, убеждает дать правдивые показания. Если объяснение не дает желаемых результатов, то допрос ведется в направлении выяснения обстоятельств, связанных с главным фактом, после чего выясняется он сам. В этом случае следователь может прибегнуть к такому тактическому приему, как детализация и конкретизация.


Учитывая все изложенное выше, необходимо выделить следующиетактические приемы при допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших:

1) выслушивание легенды как тактический прием допроса заключается в том,
что следователь дает возможность изложить показания, зная из других
источников, что они ложные. Не мешая несовершеннолетнему
выговориться, следователь своими вопросами последовательно
«препарирует» ложные показания, демонстрируя их внутреннюю
нелогичность, противоречивость. Следователь должен вскрыть причину
дачи ложных показаний;

2) пресечение лжи - тактический прием, противоположен допущению легенды.
Следователь, располагая достаточными доказательствами обстоятельств
дела, в самом начале допроса несовершеннолетнего пресекает ложные
показания вопросами, которые показывают, что допрашивающий
стремиться получить правдивую информацию и располагает данными,
опровергающими показания подростка;

3) отвлечение внимания - следователь умышленно отвлекает внимание
вопросами на второстепенные детали, тем самым «парализует»
бдительность допрашиваемого;

4) уточнение - следователь соответствующими вопросами уточняет показания,
относящиеся к частным моментам, помогающие установить отдельные
обстоятельства дела;

5) детализация - тактический прием, заключающийся в постановке
следователем вопросов, позволяющих расчленить общие и недостаточно
конкретные показания на отдельные эпизоды, факты и более глубоко их
выяснить;

6) сопротивление — тактический прием, с помощью которого устраняются
противоречия, имеющиеся в показаниях, применяется в сравнении
противоречивых частей показаний с другими фактическими данными;

 

7) напоминание - постановка вопросов, помогающих допрашиваемому

вспомнить определенные детали, события, забытые им. Но напоминание не должно заключаться в постановке наводящих вопросов.;

8) контроль - необходимо сформулировать вопросы, прямо не относящиеся к
теме допроса, но позволяющие получить контрольные сведения для
проверки правильности показаний об отдельных фактах;

9) наглядность - применение различных наглядных пособий, помогающих
восстановить в памяти наглядные события. Целесообразно применение в
отношении несовершеннолетнего тактического приема, как косвенное
внушение. Если лицо отказывается от дачи показаний, следователь может
сообщить некоторые факты достоверно установленные, в целях создания
преувеличенного представления о своей осведомленности.

В литературе называются и иные тактические приемы, применяемые к несовершеннолетним свидетелям и потерпевшим (стимулирование положительных качеств, постановка неожиданных вопросов, призыв к оказанию содействия в расследовании преступления и в борьбе с преступностью в целом и другие), умелое использование которых позволит эффективно провести допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. Определение оптимального комплекса тактических приемов рассматриваемого следственного действия, безусловно, должно строиться на основе тщательного анализа индивидуальных качеств допрашиваемого, его психического состояния, категории уголовных дел и ситуации расследования.

Правильно избранная тактика допроса несовершеннолетних, в частности, несовершеннолетних свидетелей и потерпевших позволяет повысить эффективность этого следственного действия, а также быстро раскрыть расследуемое преступление, а иногда и ряд других преступлений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...