Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2 . Психологические и этические основы допросанесовершеннолетних потерпевших и свидетелей. 2.1. Психологические основы допроса.




Факультет юриспруденции

кафедраЧастного права

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

Направление подготовки40.03.01 «Юриспруденция»

профиль«Уголовно-правовой»

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Профессиональная этика»

На тему: «Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших»

 

 

Работу выполнил студент

3 курса группа 15/30-БЮЗ-5-1

Никифоров Станислав Анатолиевич

Руководитель: Саркисян Нунэ Дмитриевна

Москва, 2018

Введение.

Преступность в среде несовершеннолетних - это серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние - по сути просто дети, жизнь которых только начинается. Объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

В статье 19 Конвенции Организации Объединенных наций о правах ребенка провозглашено: «государства - участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия..»

К сожалению, несовершеннолетние на сегодняшний день не в полной мере защищены от разнообразных проявлений корыстной, сексуальной и иной эксплуатации. Насилию в различных его формах подвергаются ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних; от 50 до 500 тысяч детей каждый год убегают из семей и специальных учреждений из-за жестокости родителей, сверстников, воспитателей. Растет количество грабежей, разбоев в отношении несовершеннолетних как наиболее уязвимых членов общества.

В сложившейся ситуации возникает необходимость совершенствования тактики следственных действий, проводимых с участием представителей указанной категории лиц в частности, тактики допроса несовершеннолетнихсвидетелей и потерпевших, нередко оказывающихся единственными очевидцами преступлений и в силу этого располагающих очень важной информацией, определяющей весь ход расследования.

Уголовно-процессуальный закон не дает легального определенияпонятию «допрос», но в уголовно-процессуальной,судебно-психологической, криминалистической литературе рассматриваются процессуальный, психологический и тактический аспект допроса и соответственно этому приводятся различные его определения.

Допрос - одно из первых процессуальных действий, известных в истории правосудия и определяет его как следственное и судебное действие, заключающееся в получении органом расследования или судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу.

Несомненно, выбранная тема дипломной работы «Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших» является актуальной, обсуждаемой и вызывает множество вопросов в теории и на практике. Главным образом, это объясняется тем, что допрос несовершеннолетних носит сложный и многогранный характер. Он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Достижение поставленной цели обеспечивалось путем решения следующих задач:

 

- исследовать дискуссионные положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии;

- раскрыть этические аспекты данного следственного действия;

- исследовать психологические возможности восприятия и передачи информации подростков, а также особенности подростковой психологии с позиций их учета в тактике допроса;

- обосновать и раскрыть основные элементы тактики подготовки к допросу
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;

- на базе изучения суждений ряда криминалистов выделить тактические
приемы получения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

 



Глава 1 . Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних

Потерпевших и свидетелей.

Встатье 87 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК) определено, кто может быть признан несовершеннолетним: «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».

Комментируя данную статью, Лебедев В.М., говорит, что несовершеннолетним считается лицо до исполнения ему 18 лет. Это социальное и юридическое положение наступает на следующий день после восемнадцатого дня рождения лица. Именно такого подхода следует придерживаться в работе - дети от самого рождения и до момента исполнения им 18 лет.

Существует множество классификаций несовершеннолетних. Кузнецова С.В. и Кобцова Т.С. предлагают следующую педагогическую периодизацию детей от самого рождения:

- ранний возраст (от рождения до 2-х лет);

- младший дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет);

- средний дошкольный возраст (от 4-х до 5-ти лет);

- старший дошкольный возраст (от 5-ти до 7-ми лет);

- период младшего школьного детства (от 7-ми до 12-ти лет);

- период подростковый (от 12-ти до 15-ти лет);

- период юношеский (от 15-ти до 17-ти лет) .

 

Одну из важнейших сторон допроса несовершеннолетних потерпевшихи свидетелей образуют уголовно - процессуальные основы. Под ними следует понимать совокупность требований уголовно - процессуального закона относительно правового положения несовершеннолетних, порядка, условий и последовательности производства данного следственного действия, круга лиц, могущих принять в нем участие, предмета допроса, порядка фиксации его результатов, а также процессуальных гарантий личности данных участников уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особый порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности, недостаточный жизненный опыт, эмоциональную неустойчивость, недооценку общественной опасности своих действий и тяжести их последствий.

Наряду с общими правилами производства следственных действий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК) устанавливает те, которые определяют порядок проведения допроса. В текстах соответствующих статей УПК специально рассматриваются такие вопросы, как:

- место и время допроса (статья 187);

- порядок вызова на допрос (статья 188);

- общие правила проведения допроса (статья 189);

- протокол допроса (статья 190).

Выделение этих правил определяется тем, что среди всех следственных действий допрос является наиболее важным и распространенным следственным действием. Он имеет как самостоятельное значение, так и то, что полученные на допросе сведения служат необходимой предпосылкой для последующего проведения иных следственных действий, таких как очная ставка, опознание, проверка показаний на месте. Общие правила допросадействуют в отношении всех допрашиваемых лиц (свидетеля, потерпевшего,эксперта, понятого).

На несовершеннолетних свидетелей и потерпевших распространяются также общие правила проведения допроса, но производство допроса отличается рядом особенностей, предусмотренных статьей 191 УПК.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь решает вопрос о месте допроса. По общему правилу несовершеннолетний потерпевший и свидетель, согласно ч.1 ст. 187, допрашиваются в месте производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя - в месте нахождения несовершеннолетнего (чаще малолетнего).

С учетом быстрой утомляемости несовершеннолетних, особенно малолетних, их допрос целесообразно сопровождать перерывами для отдыха и проводить в течение непродолжительного времени по согласованию с участвующими в допросе педагогом, законным представителем. Продолжительность допроса несовершеннолетнего старшего школьного возраста не должна превышать одного часа, при этом в случае необходимости следует сделать перерыв.

Думается правильным применять в данном случае положения ст.425 УПК РФ («Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого») по аналогии к несовершеннолетним свидетелям и потерпевшим. В этом случае допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день.

Практика показывает, что продолжительность допросов несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) колеблется от 20 до 40 минут. Но бывает, что длительность допроса продолжается более полутора часов, без перерыва для отдыха. Прямого нарушения УПК РФ в этом нет, но следователю нужно учитывать утомляемость допрашиваемого.

 

Рассматривая данный вопрос, Скичко О.Ю. предлагает дополнение в статью 191 УПК «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» следующим положением: «Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день». Именно по аналогии со ст.425 УПК РФ.

По аналогии с порядком вызова на допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) несовершеннолетние свидетели, потерпевшие вызываются через своих родителей или других законных представителей (ст.424 УПК).

Мельникова Э.Б. полагает, что в п. 12 ст. 5 УПК, где раскрывается понятие «законные представители», необходимо внести дополнение о том, что законный представитель возможен не только у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, но и у несовершеннолетнего свидетеля, поскольку сам Кодекс (в ст. 191) предусматривает участие законных представителей в допросе несовершеннолетних потерпевших или свидетелей в ходе предварительной следствия .

 

При допросе свидетелей и потерпевших в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и при допросе названных лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, вызывается педагог (ч.1 ст. 191). Участие педагога, родителей и других законных представителей или близких родственников в допросе несовершеннолетних в большинстве случаев помогаетустановить контакт с допрашиваемым, получить от них более полные иобъективные показания, более точно зафиксировать сведения в протоколе.

Вместе с тем следует отметить, что на практике ситуация с соблюдением в ходе допроса данной нормы уголовно-процессуального закона и обеспечением прав допрашиваемых далека от идеальной. Скичко О.Ю. называет ряд многочисленных процессуальных нарушений в ходе рассматриваемого следственного действия, выявленных при изучении материалов дел. Например, записи в протоколах, свидетельствующие об участии педагога в допросе свидетелей и потерпевших, не достигших 14 лет, содержали лишь 2 из 120 изученных уголовных дел. По результатам же анкетирования сотрудников правоохранительных органов, проведенного диссертантом, вырисовывается иная картина: 42,7% заявили, что всегда приглашают педагога и законного представителя на допрос несовершеннолетних, 18,7% открыто признались, что педагога вообще не приглашают, но законный представитель присутствует всегда.

К сожалению, Закон не в полной мере раскрыл процессуальное положение педагога, в связи, с чем возникают вопросы о процессуальной природе педагога - специалист или это самостоятельная процессуальная фигура Порубов Н.И., как сторонник первой позиции (педагог - специалист), отмечает, уголовно - процессуальный закон не регламентирует обязанности и права педагога, участвующего в допросе несовершеннолетнего. Педагог призывается к участию в допросе именно как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии.

Матвеев С.В. в своей диссертации также обосновывает вывод о том, что по своему процессуальному статусу психолог, педагог в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних является специалистом. «Между тем, - пишет Матвеев СВ., - по действующему уголовно-процессуальному законодательству права психолога, педагога уже, чем специалиста. Поэтому предлагается дополнить ст. 5 УПК положением о том, психолог, педагог - это лица, владеющие специальными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, отражающими современный уровень развития науки и практики, оказывающие содействие следственным и судебным органам в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, обладающие процессуальным статусом специалиста, предусмотренного статьей 58 УПК РФ».

Законодатель сам презюмирует что педагог — это именно специалист, а не иной участник процесса. Тогда остается неясным употребление законодателем термина «педагог», если его деятельность рассматривается как частный случай участия специалиста в процессе, а не «специалист в области возрастной или педагогической психологии». И еще один момент - зачем закон в ч.5 ст.425 УПК «Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого» отдельно регламентирует права педагога, а не делает ссылку на ч.З ст. 58 УПК «Специалист», таким образом, дублируя норму. Почему в таком случае и в статье 191 УПК не прописать права?

При описании анкетных данных наряду со сведениями, указанными в статье 166 УПК «Протокол следственного действия», в протоколе допроса несовершеннолетнего также должна быть сделана запись о том, с кем он проживает, на чьем иждивении находиться.

Если свидетели и потерпевшие не достигли шестнадцатилетнего возраста, следователь согласно ч.2 ст. 191 обращает их внимание на необходимость правдиво рассказать все известное им по уголовному делу, предварительно разъяснив указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальные права, предусмотренные ст.42 «Потерпевший» и ст.56 «Свидетель». Однако они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Перед началом допроса присутствующим при этом педагогу, законным представителям несовершеннолетнего разъясняются их права, предусмотренные ст.ст.425 и 426 УПК, в том числе право присутствовать на допросе, знакомиться с протоколом допроса и делать замечания, подлежащие занесению в протокол. По окончании допроса они своей подписью подтверждают правильность записи показаний несовершеннолетнего, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса заявления, а также имеющиеся замечания к протоколу (ст. 166 УПК).

Участникам допроса разъясняется перед его началом, что наводящие вопросы, а равно вопросы, которые могут негативно повлиять на воспитание несовершеннолетнего, не допускаются. Одновременно выясняются их соображения об особенностях психологии допрашиваемого. Специальные термины должны разъясняться следователем в понятных для допрашиваемого выражениях.

Необходимо иметь в виду, что малолетние точно фиксируют многие детали, но в то же время не всегда могут передать общую картину события, если она выходит за рамки их интересов и представлений.

Постановка отдельных вопросов может быть поручена педагогу, родителям в присутствии следователя.

Для правильной оценки их показаний целесообразно фиксировать последовательность и содержание заданных вопросов, использовать аудио- или видеозапись, о чем также будет более подробно рассмотрено в Разделе 3 Главы 3 «Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей».

По окончании допроса составляется протокол с соблюдением требований ст. 190 УПК «Протокол допроса», в котором несовершеннолетний потерпевший, свидетель, а также присутствовавшие при допросе лица и следователь своими подписями удостоверяют правильность записи показаний.

Форма протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) приведена в Приложении 112 «Протокол допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля)» к ст. 476 УПК.

Завершая рассмотрение данного вопроса уместно привести точку зрения Е.В. Селиной об иной редакции ч.1 ст. 191 УПК: «Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, а по усмотрению следователя и допрос не страдающих психическими расстройствами, не отстающих в психическом развитии потерпевшего или свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога или психолога. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, о чем делается пометка в протоколе».

Глава 2 . Психологические и этические основы допросанесовершеннолетних потерпевших и свидетелей. 2.1. Психологические основы допроса.

Допрос является одним из психологизированных действий, связанных с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психологическим воздействием между ними. Природа этого взаимного воздействия является информационной: допрашиваемый в этом процессе выступает источником информации, а допрашивающий - ее «заказчиком» и получателем.

Отсюда необходимость использования данных психологии при производстве допроса. Без знания психологии потерпевших и свидетелей, закономерностей, проявляющихся при восприятии ими события преступления и в процессе расследования, без психологического подхода и влияния на всех участников следственных действий повседневная работа следователя невозможна. Работа с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями в процессе расследования преступления требует от следователя умения разбираться в психологии подростков, владения психологическим подходом к несовершеннолетним, умело и в рамках доступности психологически воздействовать на них. К сожалению, надо отметить отрицательные моменты, присутствующие в следственной практике относительно этого вопроса. По данным анкетирования, проведенного Шепитько В.Ю., свидетельствуют о том, что 67,3% опрошенных следователей не имеют в своем распоряжении необходимой литературы по психологии несовершеннолетних, а 72%опрошенных не смогли даже указать какую — либо литературу по даннойпроблеме.

 

Типологические особенности психологии связаны в первую очередь с процессуальным положением лица, его правами и обязанностями, его взаимоотношениями с другими участниками следственных действий. Несовершеннолетий свидетель старается иногда, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными. Законных представителей и близких родственников такого свидетеля (до 16 лет), если они присутствуют при допросе, беспокоит, прежде всего, вопрос, не будет ли каких-либо неприятностей по поводу даваемых показаний. Этим и определяется их психологическая линия. Для педагога участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля равносильно исполнению своих обязанностей. Поэтому и психологический настрой его, как правило, вполне благоприятен для целей допроса.

Что касается потерпевшего несовершеннолетнего, то здесь объективность потерпевшего иногда осложняется тем, что подростки склонны бессознательно или с умыслом преувеличивать грозившую им опасность при совершении преступления. Если при допросе участвует его законный представитель, то типологические черты его психологии подобны чертам самого потерпевшего. Во многих случаях они еще более эмоционально выражены и отличаются большей активностью, если потерпевший малолетний.

Знание следователем психологических основ допроса такой категории лиц имеет большую практическую значимость потому, что оно в значительной степени позволяет добиться управляемости процесса получения показаний, устранить факторы и условия, отрицательно влияющие на формирование полных и правдивых показаний, тем самым получить наибольшую информацию об известных такому лицу и интересующих следствие фактах и обстоятельствах.

Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего необходимо выделить социально - психологическую характеристику, которая включает в себя многообразные возрастно-психологические особенности, черты, свойства, тенденции и противоречия, присущие подросткам.

Некоторые авторы, например Корнеева Л.М. считают, что допрос несовершеннолетних и малолетних свидетелей имеет специфические особенности, обусловливаемые индивидуальными свойствами и уровнем развития этих свидетелей. По мнению автора, довольно распространенная ошибка следователей заключается в том, что они не видят различия между допросом взрослых и несовершеннолетних, а тем более, малолетних свидетелей. Корнеева Л.М. отмечает, что в качестве свидетеля могут допрашиваться не только совершеннолетние, но и малолетние, то есть дети до 12 лет1 .

С мнением нельзя не согласиться, однако, представляется, что специфика допроса несовершеннолетних в большей степени зависит от психолого-возрастного критерия, нежели от каких-то иных особенностей.

В Главе 1. «Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей» приведена классификация несовершеннолетних, предложенная Кобцовой Т.С. и Кузнецовой СВ.. Однако, заслуживает особого внимания классификация, которою предлагает Порубов Н.И.:

- младенческий возраст (от рождения до года);

- раннее детство (от года до 3 лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 7);

- младший школьный возраст (от 7 до 11);

- подростки (от 11 до 14-15 лет);

- старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет)2 .

 

По мнению Усманова У.А., поскольку в качестве свидетелей, думается и потерпевших тоже, могут быть допрошены несовершеннолетние последних четырех групп, их особенности с точки зрения психологии следует рассмотреть.

Дошкольники (от 3 до 7 лет) начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Характерным для их восприятия является то, что они еще плохо разбираются в причинных связях, воспринимают не события в целом, а лишь отдельные факты, их второстепенные стороны. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления.

Дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) уже, как правило, обладают навыками преднамеренного восприятия, логического рассуждения и повествования. Дети этого возраста не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, вследствие чего отсутствие знаний заменяют воображением и фантазией, а результаты последних выдают за подлинную действительность. Кроме того, они склонны к преувеличению, не всегда в состоянии описать увиденные предметы, но легко их узнают.

Подростки среднего школьного возраста (от 11 до 14-15 лет) характеризуются более широкими познавательными процессами, усилением самосознания, появлением чувства долга и ответственности, а также потребности в общении. Они стараются проявлять самостоятельность в работе, подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно воспринимают поступки людей, что часто ведет к одобрению отрицательных действий морально неустойчивых людей. В этом возрасте дети подвержены внушению.

Для подростков старшего школьного возраста (от 14-15 до 17-18 лет) характерны стремление к самостоятельности и независимости, преувеличенное мнение о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Это неустойчивой, критический период в жизни несовершеннолетнего, когда происходит становление личности и утверждение ее в обществе. Часто подростки этого возраста не могут отличить хорошее от плохого, чувство собственного достоинства от себялюбия, смелость от лихачества.

Но, нельзя не признать правильной точку зрения Скичко О.Ю., условно разделяющей всех несовершеннолетних на две большие группы: малолетние (дети до 10-11 лет) и подростки (от 12-13 до 18 лет) 2 . Действительно, граница деления - характеризующийся серьезной психологической перестройкой кризис подросткового возраста, что представляется логичным с позиции психологии.

В литературе и практике приводятся различные суждения по проблеме минимального возраста, с которого детей можно допрашивать в качестве свидетелей и потерпевших. Возможность допроса в каждом конкретном случае будет определяться уровнем развития ребенка, позволяющем воспринять, запомнить и сообщить следователю необходимую информацию.

Рассматривая допрос как специфическую форму психологического общения, можно выделить три наиболее важные проблемы. Во-первых, психологический процесс формирования показаний. Во-вторых, установление психологического контакта с допрашиваемым как обязательное условие получения показаний. В-третьих, проблема допустимости психологического воздействия на допрашиваемого.

Как известно, процесс формирования показаний включает несколько стадий: восприятие, запоминание и воспроизведение (основные) .

В основу этого деления положены психические процессы как наиболее устойчивые образования психики, различающиеся по времени, содержанию и интенсивности протекания.

Восприятие - первая стадия, представляет собой совокупность ощущений, получаемых всеми органами чувств и отражающих предметы, явления объективной действительности в совокупности их сторон.

Ощущения делятся на зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые, осязательные, мускульно-двигательные (к примеру, тяжести, твердости и другие), статистические (ощущения положения тела в пространстве) и органические (голод, жажда).

Восприятие зависит от уровня внимания человека. Информация может восприниматься через непроизвольное или произвольное внимание.

На допросе несовершеннолетние свидетели (потерпевшие) могут говорить, как они ощущали и воспринимали свойства предметов и факты, связанные с расследуемым событием. Особенности процессов ощущения и восприятия, характерные для несовершеннолетних разных возрастных групп, и определяют рекомендации относительно тактики допроса.

При допросе несовершеннолетних необходимо учитывать особенности восприятия детьми времени и пространственных отношений, очень часто имеющих важное значение для дела.

Результатом восприятия является образование в коре головного мозга временных нервных связей, которые и составляют вторую стадию формирования показаний - запоминание, заключающееся в сохранении воспринятого.

Что касается целей запоминания, то преобладающую роль играет непроизвольная память, так как во время преступления несовершеннолетний потерпевший (свидетель) редко ставит перед собой цели сохранить в памяти действия окружающих, себя самого, поэтому запоминание происходит само собой и не требует волевого усилия.

Несовершеннолетние имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти. Они менее точно отражают пространственные качества объектов — их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, чаще, чем взрослые, ошибаются в определении продолжительности временных периодов, смешивают последовательность событий. У детей больше развита эйдетическая (наглядная) память .

В процессуальном плане основной стадией является стадия воспроизведения. Именно на этой стадии реализуется основная задача допроса - получение от допрашиваемого имеющей значение для дела максимально полной информации в соответствии с тем, как допрашиваемый воспринял, сохранил ее в памяти и в каком виде решил изложить.

Одним из важнейших положений тактики допроса является необходимость установления психологического контакта. По мнению И.А. Макаренко, успешное проведение следственных действий, связанных с личным общением, возможны только на основе полноценного психологического контакта2 . Под психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего к общению.

Для установления психологического контакта с несовершеннолетним следует предварительно познакомиться с условиями его жизни, особенностями воспитания, социальными связями, что более подробно рассматривается в

разделе 3.1. работы.

С точки зрения М.И. Еникеева, установление коммуникативного контакта - прежде всего избежание всего того, что может его нарушить. Следователю противопоказаны примитивность, вульгарность, малокультурность, профессиональная некомпетентность и тем более грубость и психическое насилие в разнообразных формах проявления.

Вся система психологических контактов должна строиться, прежде всего, на положительных качествах личности, справедливости.

При установлении такого контакта не следует, как предлагают В.А. Образцов и С.Н. Богомолова, жалеть усилий для создания обстановки доверительности, откровенности и взаимопонимания, а также для устранения нежелательного психологического фона, естественного для вызванного на допрос несовершеннолетнего (волнения, скованности, настороженности и прочего)1 . Психологический контакт, когда он достигнут, нуждается в непрерывной поддержке и развитии по ходу допроса.

Психологический контакт не должен заканчиваться допросом. Важно сохранить его для повторных допросов и иных следственных действий.

При установлении контакта с~допрашиваемым не может быть шаблона, штампа . Здесь необходим индивидуальный подход, с учетом личности несовершеннолетнего.

Третья проблема, требующая своего исследования – проблема психологического воздействия на допрашиваемого. В печати и практике нередко ведется полемика о допустимости конкретных методов психологического воздействия на допрашиваемых лиц .

Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства - основа стратегии следователя в ситуации противодействия следователю1 .

Применительно к допросу выделяют основные виды допустимого психологического воздействия на допрашиваемых: психическое заражение, внушение, убеждение.

Основным видом психологического воздействия при допросах, особенно несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, является убеждение.

Сущность этого вида (метода) воздействия заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы.

Поэтому предварительное установление психологического контакта сдопрашиваемым является обязательной предпосылкой такого воздействия. Необходимо учитывать уровень развития несовершеннолетнего, его индивидуальные психические качества, включая состояние его органов -чувств, особенности восприятия, памяти, воображения, мыслительной деятельности, речи, внимания, воли, эмоций, темперамент, круг интересов и прочее.

Убеждение должно быть логичным, доказательным, содержать выводы и конкретные примеры. Использование ассоциативных связей при повторе доводов усиливает убеждение.

Сам следователь должен вести себя убедительно, поскольку при обостренном восприятии допрашиваемый несовершеннолетний может распознать неискренность следователя, замкнуться либо перестать давать правдивые показания.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...