Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические основы допроса несовершеннолетних.




Большое внимание в теории и практике уделяется этике проведения следственных действий, в том числе допроса. Допрос должен отвечать требованиям уголовно - процессуального закона и соответствовать этическим нормам.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.

Рассмотрение нравственных аспектов деятельности следователя относится к такой научной дисциплине как судебная этика, основными специфическими требованиями которой являются объективность работников юстиции, умение принимать решения, соответствующие закону и своему собственному убеждению, стойкость по отношению к различным посторонним влияниям, соблюдение принципа равенства всех перед законом.

Макаренко И.А. дает понятие этики допроса несовершеннолетнего, но несовершеннолетнего обвиняемого. Представляется необходимым отметить данное определение в работе, потому как основы этики при допросе обвиняемого или же свидетеля (потерпевшего) одинаковы. Таким образом, этика допроса несовершеннолетнего представляет собой составную часть судебной этики, которая включает в себя изучение нравственных качеств следователя, характеризующих его профессиональную деятельность в момент производства следственного действия и его личные качества, необходимые для установления психологического контакта с допрашиваемым, получения от него правдивых показаний и выполнения определенной воспитательной функции.


Одним из условий допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, обеспечивающих получение полных и достоверных показаний служит установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым. Предпосылки для установления такого контакта создаются при помощи разнообразных, сочетающихся между собой тактических приемов. Недостаточно рассматривать действия следователя лишь в плане психологического контакта, оставляя без внимания их этическую сторону. Крайне важно, чтобы несовершеннолетний свидетель (потерпевший) увидел в лице следователя не только специалиста высокой квалификации, но и человека широкой эрудиции, разбирающегося в тех областях человеческой деятельности, которые близки допрашиваемому (музыка или спорт, к примеру).

Однако, установление общности станет возможным, если следователь действительно заинтересован в какой - то проблеме, разбирается в ней. Целесообразней проявить интерес к той области, о которой говорит сам несовершеннолетний и, если следователь не знаком с ней (недостаточно глубоко ее знает), сказать об этом допрашиваемому. Такое поведение следователя может расцениваться допрашиваемым как заботливое, вдумчивое отношение к жизни подростка, его занятиям, что скорее позволит установить с ним контакт.

Следователю важно помнить, что человек ищет вдругом то, чего ему самому не хватает. Поэтому желательно, чтобы следователь обладал способностью непосредственного положительного эмоционально - волевого влияния на несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего и стал на этой основе своего рода авторитетом для него.

С точки зрения норм высоконравственного поведения следователем в ходе допроса несовершеннолетнего недопустимы действия, преследующие целью унижение его чести и достоинства.

«Соблюдение принципа уважения чести и достоинства личности, - пишет Яшин А.А., - особенно актуален при производстве одного из самых распространенных следственных действий -допроса. Однако, судебно - следственная практика свидетельствует, что причинение физического, морального или иного ущерба, унижения человеческого достоинства могут иметь место при проведении обысков, личных обысков, экспертиз, освидетельствований, а также допросов и очных ставок».

Действия следователя не должны характеризоваться неглубоким продумыванием вопросов, скоропалительными выводами, поспешностью принятия решений, небрежностью, формализмом и другими отрицательными моментами. По мнению Кузнецовой СВ. и Кобцовой Т.С., с которым нельзя не согласиться, этика допроса включает в себя следующие нравственные правила: непримиримое отношение к любым фактам нарушения требований закона, относящихся к допросу; объективность; принципиальность; отсутствие предвзятости, недоверия и подозрительности; запрет ставить наводящие вопросы; соблюдение чувства такта при допросе; постановка вопросов в спокойном тоне; запрет в ходе допроса комментировать, оценивать показания допрашиваемого .

Запрещение использования в ходе допроса наводящих вопросов - одно из правовых и нравственных требований, обращенных к следователю. Наводящие вопросы действуют внушающе на допрашиваемого, так как уже в своей формулировке содержат желательный для следователя ответ. А поскольку несовершеннолетние наиболее подвержены внушающему воздействию со стороны взрослых, запрет использования наводящих вопросов в ходе их допроса особенно актуален.

Следует отметить еще один важный момент. 4.2 ст. 189 УПК четко указывает на запрет задавать наводящие вопросы. «В остальном, - говорит Закон, - следователь свободен при выборе тактики допроса». Однако данная свобода должна ограничиваться, помимо прочего, требованиями ст. 9, ч.4 ст. 164 УПК; статьей 2 Конституции РФ. Это означает, что применяемые при производстве допроса тактические приемы и рекомендации не должны быть связаны с угрозами, насилием, шантажом, пытками, которые, по мнению Яшина А.А., до сих пор имеют место в нашей следственной практике.

Внушающее воздействие вопроса может проявляться не только в самой форме вопроса, но и в том, как этот вопрос произнесен, каким тоном, с каким выражением. Доброжелательный тон допроса не исключает, а предполагает контроль за поведением допрашиваемого, замечания и предупреждения в случае проявлений развязности с его стороны. Следователь может использовать при этом иронию, обычно действующую на несовершеннолетних. К допрашиваемым в возрасте 16-17 лет желательно обращаться на «Вы» .

Так, тон при допросе имеет нравственное значение не только в том смысле, что, являясь проявлением уважения к личности допрашиваемого несовершеннолетнего, снижает излишнее напряжение и волнение, но и предотвращает возможность внушения.

Помимо наводящих, запрещается задавать улавливающие и безнравственные вопросы. Не следует комментировать вслух ответы допрашиваемого, без надобности перебивать его.

Как нарушение профессиональной этики следует расценивать неуместные шутки следователя в адрес допрашиваемого, фамильярность, использование выражений, употребляемых несовершеннолетними, в целях установления контакта с ним. Следователь не имеет морального права при допросе несовершеннолетнего опускаться до психологии этого лица.

У некоторых детей присутствуют выраженные дефекты произношения, которых они начинают стыдиться примерно с 5-6 лет. Как правило, такие дети быстро замыкаются, стараются прекратить разговор, если обнаруживают, что их недостаток замечен окружающими. Во время допроса не рекомендуется поправлять их произношение, переспрашивать без крайней необходимости.

Если ребенок заикается, следователь должен избегать распространенной ошибки - договаривать то слово, которое не может выговорить заикающийся ребенок. Это мешает допрашиваемому, подчеркивает его дефект, создает барьер в общении.

Стремясь получить от несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля достоверные показания, следователь обязан сам быть правдивым и честным по отношению к допрашиваемому. Попытки обмана, введения в заблуждение, предпринятые допрашивающим, только затруднят установление истины по делу, поскольку подростки тонко чувствуют ложь.

На подростка в значительно большей мере, чем на взрослого в процессе общения оказывают влияние не только слова и поступки собеседников, но и их внешний облик. Культура поведения следователя, опрятность, вежливость, внимательность, тактичность и другие качества, которые обычно относятся к эстетике поведения, в ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего имеют немаловажное значение.

Очень важно внимательно и осторожно подходить к организации и проведению допросов несовершеннолетних. Расследование дел с их участием должно быть четко организованным, занимать по возможности минимальный промежуток времени, поручаться опытным и высококвалифицированным специалистам. Необходимо, чтобы от первой беседы или от первого допроса до конца расследования дело находилось в производстве одного следователя, первейшей обязанностью которого было бы обеспечение, насколько это возможно, сокращения числа допросов несовершеннолетнего и их правильное, не травмирующее его психику поведение. Тем не менее, изучение материалов уголовных дел подтвердило факт нарушения данного положения.

В специальной литературе разработке нравственных критериев допустимости использования приемов расследования (и в частности, допроса) уделяется немалое внимание. Так, например, в работе Скичко О.Ю. приведены этические критерии - принципы поведения:

1. Выбирая тактические средства, следователь должен принимать все
зависящие от него меры для того, чтобы средства приводили к достижению
целей предварительного следствия.

2. Он должен в равной мере принимать все зависящие от него меры для
обнаружения у средств побочных свойств, могущих причинить вред
общественным интересам и интересам различных лиц. При их обнаружении он
должен принимать необходимые меры для предотвращения вреда1 .

Однако данные критерии дают следователю лишь общее представление о характере и возможностях предстоящих действий и не всегда способствует глубокому осознанию нравственных начал уголовного судопроизводства.

Наиболее важными для работы следователя считаются коммуникативные способности, затем - организаторские и на третьем месте - конструктивные. Можно выделить следующие личные качества, приобретающие для следователя значение профессиональных: исключительная честность, предельная объективность, способность принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению;

- чувство ответственности. Без готовности взять на себя ответственность

невозможно проявить инициативу, сметку и оперативность в расследовании;

- умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, сразу
входить в работу, набирать темп;

 

- настойчивость в достижении цели;

- внутренняя доброжелательность;

- способность понимать людей, восприимчивость, готовность всегда принять
информацию, относящуюся к расследуемому преступлению;

- деловой оптимизм, вера в торжество справедливости.

В этических основах допроса находят единство такие понятия, как тактика допроса следственный такт. Результативность тактических приемов допроса обуславливается в немалой степени и таким фактором, как тактичность следователя. От этичности поведения следователя, его воспитанности, добросовестности, деликатности и благородства, профессиональной и общей культуры зависит качество следствия, а нередко и судьба людей.

С психологическими и этическими аспектами производства допроса несовершеннолетних тесно связана педагогическая сторона проведения данного следственного действия. В частности, это касается допроса несовершеннолетнего свидетеля.

Эффективным средством педагогического воздействия и нравственного воспитания несовершеннолетнего должен стать такой метод, как побуждение подростка к активному проявлению мысли, чувства, к поступкам, имеющим высоконравственный характер. Такое воздействие должно быть направлено на вооружение знаниями о поведении, усвоение нравственных принципов, являющихся идейным руководством в практической деятельности. Следователь должен строить допрос на основе индивидуального подхода к личности, сочетать различные приемы и методы, не принимать шаблонные, стандартные педагогические средства воспитания и таким образом добиваться наиболее эффективного воздействия на сознание.

 











Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...