Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕМА 3. «ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ»




1.Подготовка договора купли-продажи

2.Основные статьи типового договора купли-продажи.

3.Формирование цены контракта купли-продажи, виды, способы формирования и фиксации цен. Таможенная стоимость товара. Условия платежа. Основные способы и формы платежа – аккредитивы, инкассо, чеки, векселя и банковские переводы. Коммерческие документы для оплаты

4.Условия качества и количества в контракте. Упаковка, маркировка, приемка товара.

5.Транспортные условия в контракте и страхование грузов.

6.Арбитраж, санкции и условия аннулирования или приостановки контракта.

 

ПОДГОТОВКА ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ.

Договор купли-продажи является древнейшей формой товарно-денежных отношений между равноправными участниками имущественных отношений. Купля-продажа представляет договор, по которому одна сторона, покупатель или покупщик, приобретает право требовать, чтобы другая сторона, продавец, передала ей в собственность определенную вещь, и обязуется уплатить за то известную. Это договор по регулированию обязательств по передаче имущества в собственность.

Подготовка подписания договора купли-продажи является важным этапом подготовки и исполнения всей сделки по реализации произведенной продукции предприятия и получения прибыли.

Помимо проведения коммерческих переговоров, рассмотренных в предыдущей теме, важным моментом и распространенной практикой в коммерческой деятельности является обмен потенциальным продавцом и покупателем предварительными материалами, содержащими основные характеристики предстоящей коммерческой сделки. Речь идет о практике обмена покупателя и продавца коммерческими предложениями - офертами и акцептами.

( от лат. offero — предлагаю) — письменное коммерческое предложение продавца (оферента) одному или нескольким потенциальным покупателям (акцептантам) 50

 

заключить сделку (договор) с указанием всех необходимых для этого условий. Выпуск оферты связывает оферента обязательством заключить указанный в оферте договор с акцептантом (или любым из группы акцептантов), официально принявшим все условия этого коммерческого предложения, то есть акцептовавшим оферту.

Согласно российскому законодательству (ГК РФ, часть 1, статья 435, по состоянию на 07.2012), оферта должна:

быть достаточно определённой, то есть должно быть все понятно и недвусмысленно;

выражать намерение лица заключить договор с адресатом;

содержать все существенные условия договора или порядок их определения.

 

То есть, оферта – это письменное предложение продавца о заключении договора. Оферта содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цену, условия поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки.

Виды оферт

В зависимости от условий купли-продажи продукции, обязательств продавца и покупателя по срокам и другим обстоятельствам процесса купли-продажи продукции различают несколько видов оферт.

Твёрдая оферта

Оферта, которая делается (предлагается) продавцом одному возможному, потенциальному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан обязательством продажи. Сделка считается совершённой, если за этот срок последует акцепт (согласие) покупателя. Безотзывная оферта подразумевает заключение договора оферентом на объявленных условиях со всеми желающими без возможности отмены ранее сделанного предложения, то есть его отзыва.

Свободная оферта

Оферта, которая делается (предлагается) нескольким покупателям и используется продавцом для предварительного изучения рынка.

Публичная оферта51

 

Адресованное неопределённому кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся. Лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта публичной оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств.

В ответ покупатель направляет продавцу свое согласие с предложенными в оферте основополагающими условиями предстояшего контракта купли-продажи. Письменное согласие покупателя заключить договор на условиях полученной оферты называется акцепт.

Акцепт может быть двух видов - безоговорочным и с изменением условий оферты - контроферта.

В случае безоговорочного акцепта покупатель полностью принимает все основные условия для предстоящей коммерческой сделки купли-продажи и эти условия автоматически прописываются в договоре купли-продажи.

Если покупатель не согласен с какими-либо условиями оферты, он присылает продавцу встречное предложение – контроферту, где прописывает новые условия, с которыми продавец может согласиться или нет.

ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ.

Правильно составленный и подписанный договор купли-продажи является гарантом успешной реализации сделки купли-продажи. Для этого в контракте должны быть представлены все основные статьи, определяющие отношения сторон – продавца и покупателя. Рассмотрим составление контракта купли-продажи на примере международного контракта.

Преамбула

Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова "контракт" в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле указываются фирменные наименования сторон, т. е. те наименования, под которыми они зарегистрированы в своей 52

 

стране, и местонахождение контрагентов (название страны и города). Дается определение сторон как контрагентов. Например, "Продавец" и "Покупатель". Сначала определяется, какая из сторон является "Продавцом".

Каждый из перечисленных реквизитов является обязательным, так как в некоторых странах контракт, не имеющий одного из них, может быть признан недействительным.

Пример:

Контракт № 270190001

г. Москва 25 октября 2012г.

Настоящий контракт заключен между компанией «Мост», г. Москва, именуемым в дальнейшем "Продавец", с одной стороны", и фирмой "Мюллер ГМБХ", г. Гамбург, именуемой в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны о нижеследующем: Продавец продал, а Покупатель купил нижепоименованные товары на указанных ниже условиях с учетом обычных условий покупки, изложенных на обратной стороне этого контракта. Толкование торговых терминов базисных условий поставки следует "Инкотермс 90".

По сложившейся практике номер контракта присваивается в соответствии с правилами делопроизводства, существующими в организации, которая подготавливает проект контракта, т. е. представляет на переговоры отпечатанный текст документа, предварительно согласованный сторонами.

Рекомендуем иметь в виду, что в международной торговой практике встречается большое разнообразие вариантов нумерации контрактов, применяемой в разных странах и различными организациями. В них могут включаться как цифровые, так и буквенные компоненты. 53

 

Предмет контракта

После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, наиболее употребительное на территории, куда продается товар, или где функционирует фирма-покупатель, характеристика, модель, сорт и т. д. (по таможенной классификации страны назначения). За основу национальных внешнеторговых классификаций большинством капиталистических стран, а также Югославией, принята стандартная международная классификация ООН (СМТК). Товары разделены в ней по разделам, группам и подгруппам по степени обработки продуктов.

С 1 января 1988 г. вступила в силу Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС), которая базируется на Брюссельской таможенной номенклатуре и на внешнеторговом таможенном классификаторе ООН (СМТК) с учетом 12 других международных и национальных классификационных систем.

В ней 21 раздел, 96 групп, 33 подгруппы, 1241 товарная позиция, 3553 подпозиции и 5019 субпозиций. В основе товарной номенклатуры лежит совокупность различных признаков товаров: происхождение, вид материалов, назначение товара, его химический состав. Группы образованы исходя из принципа последовательности,их обработки: от сырья, полуфабрикатов до готовых изделий.

Наша товарная номенклатура внешнеторговой деятельности (ТН ВЭД), (ТН ВЭД СНГ),классификационная схема которой базируется на гармонизированной системе (СТС), введена в действие в 1991 г. Наименования и цифровые коды товарных позиций унифицированы с СТС, что облегчает задачу правильного наименования товаров, находящихся в номенклатуре. 54

 

КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА

В контракте устанавливается единица измерения количества, порядок его определения, систем мер и весов.

Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: мерами веса, объема, длины, площади, в штуках, в условных единицах, комплектах. Выбор зависит от характера самого товара и от сложившейся практики в мировой торговле тем или иным товаром. Так, например, для химических товаров, зерновых, угля, руд цветных металлов это меры веса. В торговле лесоматериалами употребляются меры длины и объема (куб/м), нефтепродуктами - как меры веса, так и объема (баррель), хлопком - веса, но размер товарных поставок может выражаться количеством кип определенного среднего веса, в торговле некоторыми другими товарами (ртуть, спички, кофе, кишки) единицей измерения количества служит количество, находящееся в определенной упаковке - бутыли, коробке, мешке, пачке. Количество некоторых товаров определяется в пересчете на условные единицы - консервы в условных банках, ряд химических товаров - в пересчете на 100 % основного вещества (например, удобрения).

Количество может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. На массовые сырьевые и продовольственные товары, поставляемые насыпью, навалом или наливом, обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого экспортером количества товара от количества, обусловленного в контракте. Эта оговорка называется оговоркой "Около" и ставится перед цифрой, определяющей количество товара. Оговорка иногда базируется на торговых обычаях. Так, на зерно она составляет + 5%, на кофе + 3%, на каучук - 2,5%, на лес + 10%.

При торговле машинами и оборудованием отклонение в весе допускается и не штрафуется до + 5%.

Количество машин, оборудования, товаров длительного пользования, предметов потребления и других готовых изделий устанавливается в штуках.

В контракте следует оговорить, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают вес брутто, полубрутто, брутто за нетто, нетто. 55

 

Некоторые массовые товары подвержены естественной убыли в период транспортировки, причиной которой является усушка, утруска, утечка и т. д. Стороны в таком случае делают в контракте оговорку, так называемую "франшизу" (размер отклонения) и определяют, кто принимает на себя естественную убыль.

Продавец при этом несет ответственность только за недостачу товара, происшедшую во время его транспортировки и превышающую установленный в контракте размер естественной убыли, которая составляет обычно 0,5 - 3% в зависимости от товара.

КАЧЕСТВО ТОВАРА

Определить качество товара в контракте купли-продажи, значит установить качественную характеристику товара, т. е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению, в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий. Определить качество можно: по стандарту, по техническим условиям, по спецификации, по образцу, по описанию, по содержанию отдельных веществ в товаре, по выходу готового продукта, по натурному весу, по размеру отдельных частей, по способу "тель-кель".

Этот способ означает поставку товара "каким он есть". Продавец не несет ответственности за качество поставляемого товара. Покупатель обязан принять товар независимо от его качества, если он соответствует наименованию (виду, сорту), указанному в контракте. Этот способ применяется, в частности, при продаже урожая зерновых, цитрусовых "на корню" (еще не снятого), а также при морской перевозке грузов, когда продавец не несет ответственности за ухудшение качества товара в пути, отходов, утильсырья.

При продаже оборудования указываются его производительность, мощность, расход топлива, и энергии. Качественные характеристики машин и оборудования обычно настолько обширны, что, как правило, перечень их выносится в приложении к контракту.

Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество поставляемого товара должно соответствовать среднему 56

 

качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного товара.

ЦЕНА КОНТРАКТА

Цены базисные,в основу которых кладутся цены, публикуемые в различных справочниках - справочные цены и прейскурантах - прейскурантные цены. Эти цены обычно отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров, а при установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему уторгованию с целью применения различных скидок или надбавок к ним.

Цены биржевые или биржевые котировки- цены на товары, действующие на биржах. Обычно биржи публикуют котировки на начало и конец утреннего и вечернего биржевого торга (сессии), котировки продавцов и покупателей товаров, котировки на товары с немедленной поставкой (спот) и отсрочкой поставки (форвард). Подсчитываются и публикуются средние и другие котировки на каждый день работы биржи. Эти официальные публикации являются основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле.

Цены закупочные- вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий.

Цена каталога (проспекта) -разновидность цен, применяемых во внутренней и внешней торговле, в особенности готовыми изделиями, машинами и оборудованием. Эти цены относятся к справочным ценам, 57

 

близким к ценам производителя, публикуются нерегулярно, как правило продавцом (экспортером).

Цены монопольные -разновидность рыночных цен товаров в международной торговле, связанная с использованием особых условий производства и реализации, обеспечивающих получение большей прибыли.

Цены нетто- чистые цены товара на месте купли-продажи, не включающие скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий контракта, субсидии и т.п. Для покупателя - это сумма, фактически уплаченная за продукцию, для продавца - фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с исполнением сделки.

Цены оптовые- цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям. В. международной торговле преобладают операции, осуществляемые по экспортным (импортным) оптовым ценам, уровень которых несколько ниже внутренних оптовых цен. Это необходимо учитывать при расчетах и обосновании внешнеторговых цен.

Цены покупателя -фактическая денежная сумма покупки продукции на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Эта цена отражает интересы покупателя, стремящегося приобрести товар дешевле на данном рынке и в данный момент, что необходимо учитывать и при работе с информацией о ценах: цена, которую обосновывают или на которую соглашаются импортеры в результате уторгования, как правило, ниже цены экспортера.

Цены продавца -цены, запрашиваемые продавцом, или фактическая сумма цен от реализации товара на рынке, по которым осуществляется сделка купли-продажи в условиях превышения спроса над предложением. Эти цены отражают 58

 

экономические интересы продавца, стремящегося продать товар дороже. Это необходимо учитывать при работе с информацией о ценах: цена, на которую соглашается продавец (экспортер) в результате уторгования, а тем более объявляемая до заключения сделки, как правило, выше цены покупателя (импортера).

Цены производителя -цены, определяемые предприятием - изготовителем продукции на стадии начала производства и ориентирующаяся на затраты по производству и реализации. Эти цены, как правило, не совпадают с рыночными ценами и отражаются в ценах каталога, проспекта, прейскуранта.

Цены розничные -цены, по которым продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителем. Они включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги (в том числе акцизы, налог на добавленную стоимость и т.п.) и складываются с учетом ситуации на рынке, оценки товара конкретным потребителем. Розничные цены обычно выше оптовых, так как включают затраты розничной торговой сети (торговую скидку), те или иные прямые и косвенные налоги.

Цены скольжения -разновидность цен и способ согласования их в контракте, предусматривающем корректировку ранее определенной цены по формуле скольжения. Такие цены особенно часто применяются при купле-продаже продукции с длительными сроками производства. К моменту поставки товара возможны существенные сдвиги в затратах на изготовление, требующие корректировки предварительно согласованной (базисной) цены. В этом случае сторонами оговаривается право корректировки цены по общепринятой формуле скольжения.

Цены мировые -совокупность цен, действующих на мировых рынках. Они характеризуются множественностью, т.е. различием цен на одинаковые товары на одном и тем более на разных рынках соответствующей продукции. Различие их 59

 

зависит от времени, места, условий реализации товара, условий контракта. Под мировыми ценами понимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях за наличные в определенных центрах международной торговли известными фирмами - экспортерами и импортерами соответствующей продукции.

Цены фактических сделок (контрактов) -цены купли-продажи продукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации продукции и являются важной, достоверной информацией для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены являются коммерческой тайной.

Но даже если сведения о заключенных контрактах и публикуются в различных экономических и отраслевых изданиях, то, как правило, без указания многих существенных условий контракта (качественных показателей, условий платежа и др). Что снижает ценность такой информации. По многим товарам потребительского назначения, цены на которые хотя и меняются в зависимости от сорта, качества и других показателей, но все же относительно определенны и сопоставимы, получение информации не представляет особых трудностей - здесь могут быть использованы цены реализации товаров на рынке.

Наиболее сложно получить сопоставимую информацию в отношении машин и оборудования, в особенности производственного назначения. Информация о них малодоступна, нерегулярна и относительна. Даже при сравнении цен на однотипное оборудование нужно иметь подробную технико-экономическую характеристику сопоставимых позиций. Надо иметь в виду, что технико-60

 

экономические параметры машин и оборудования подвержены частым изменениям.

Цены трансфертные -цены, применяемые корпорациями в сделках между филиалами, подразделениями и подконтрольными фирмами, действующими в одной или разных странах.

Цены текущих контрактов выражают отношения между продавцом И покупателем в кратковременный период, они имеют регулярный или случайный характер. Регулярность сделок дает возможность производителям иметь гарантированный рынок сбыта, а покупателям — приобретения продукции в необходимом количестве. Эти сделки способствуют стабилизации цен. Цены фактических сделок по текущим контрактам ниже справочных прейскурантных и цен предложения на величину скидки. Они широко используются при определении реальных рыночных цен, так как более объективно отражают индивидуальность сделки и условия рынка. На ценах текущих контрактов базируются официально публикуемые цены фактических сделок. Цены долгосрочных контрактов применяются в тех случаях, когда между продавцом и покупателем сложились устойчивые торговые связи. Контракты заключаются на длительный срок (15-20 лет), при этом учитываются перспективы изменений рынка. Цены долгосрочных контрактов более стабильны, чем цены текущих контрактов. Они широко применяются в торговле сырьевыми промышленными и сельскохозяйственными товарами, что связано с особенностями их производства. Производство этой продукции менее приспособлено к мобильному спросу из-за высокой капиталоемкости добычи полезных ископаемых, длительности сроков освоения новых месторождений, зависимости сельскохозяйственного производства от погодных условий. Информация по ценам долгосрочных контрактов ограничена, публикуется нерегулярно и лишь по некоторым товарам и отдельным странам. В зависимости от способа установления различают: твердые фиксированные цены; твердые фиксированные цены с возможностью последующей корректировки; цены с последующей фиксацией; скользящие цены. 61

 

Твердые фиксированные цены определяются в момент подписания контракта и не подлежат дальнейшим изменениям. Контракт заключается на краткосрочный период. Потребителям такие цены выгодны, если цены на рынке имеют тенденцию к повышению, а продавцам — в том случае, когда цены имеют тенденцию к понижению. Твердые фиксированные цены с возможностью последующей корректировки фиксируются в момент заключения контракта, но оговаривается возможность их изменения. Цены с последующей фиксацией. В контракте закрепляются принцип определения цены, используемые источники информации о ценах и дата, на которую фиксируются цены. Они применяются, если предполагается, что за время выполнения контракта цены на рынке резко изменятся. В результате контрактные цены товаров в договоре не указываются. Скользящие цены исчисляются в момент исполнения контракта путем пересчета цен, установленных при подписании контракта. Размер возможного увеличения цен (лимит скольжения) фиксируется при подписании контракта. Экспортер определяет цену предложения одним из трех методов: 1) на базе издержек производства; 2) исходя из уровня спроса; 3) ориентируясь на уровень цен конкурентов.

комиссионное вознаграждение продавцов и представителей; • импортные таможенные расходы в стране покупателя; • транспортные издержки; • затраты на финансирование; • расходы по страхованию товара; • расходы по упаковке; • резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков; • расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг. На практике существует два основных подхода к использованию данного метода при определении цены:

1) с использованием полных издержек производства;

2) с использованием предельных издержек производства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...