Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 12. Просить, чтобы отдавать




Эта глава основана на Луки 11:1—13

Христос постоянно получал от Отца то, чем Он мог одарить нас. «Слово же, которое вы слышите, — говорит Он, — не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Иоанна 14:24). «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Матфея 20:28). Он жил, думал и молился не для Себя, но для других. Каждое утро после часов, проведенных с Богом, Он приходил вновь к людям, чтобы являть им небесный свет. Ежедневно Он получал новое крещение Святым Духом. В ранние часы нового дня Господь пробуждал Его, и Его дух и Его уста вновь получали освящение благодатью, с тем чтобы Он нес ее другим. Он получал новые слова из небесных чертогов, слова, которые Он мог говорить утомленным и угнетенным. «Господь Бог дал Мне, — говорит Он, — язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (Исаии 50:4). {НУХ 139.1}

Учеников Христа поражала Его способность молиться и Его постоянное общение с Богом. Однажды, после недолгого отсутствия их Господа, они нашли Его погруженным в молитву. Не заметив, очевидно, их появления, Он продолжал молиться вслух. Сердца учеников были глубоко потрясены. Когда Он окончил молитву, они воскликнули: «Господи! научи нас молиться». {НУХ 140.1}

В ответ Христос повторил им Господню молитву, данную Им прежде в Нагорной проповеди. Затем Он повторил в притче то наставление, которое хотел дать им. {НУХ 140.2}

«И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: „друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему“; а тот извнутри скажет ему в ответ: „не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе“. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит». {НУХ 140.3}

Здесь Сам Христос предстает в образе просителя, который обращается с просьбой для того, чтобы отдавать другим. Он должен достать хлеб, иначе он не сможет удовлетворить нужду уставшего запоздалого путника. И хотя сосед не хочет, чтобы его тревожили, просящий не прекращает своих просьб, так как его другу нужно помочь, и настойчивость просящего в конце концов вознаграждается, он получает то, что просит. {НУХ 140.4}

Подобным образом и ученики должны были настойчиво стремиться к Божьим благословениям. В случае, когда Он накормил множество народа, и в проповеди о хлебе с небес Христос открыл ученикам их работу как Его представителей. Они должны были раздавать людям хлеб жизни. Тот, Кто поручил им это дело, видел и знал, как часто их вера будет подвергаться испытаниям. Им предстояло попадать в неожиданные ситуации и осознавать ограниченность их человеческих возможностей. К ним будут обращаться души, жаждущие хлеба жизни, а они будут чувствовать себя бессильными и беспомощными. Им самим необходимо будет насыщаться духовной пищей, иначе им нечем будет делиться с другими. Но от них никто не должен уходить неудовлетворенным. Христос указывает им источник, из которого они будут черпать. Человек, к которому в гости пришел друг, пусть и в неподходящее время, не отказал ему в гостеприимстве. У того человека не было ничего, что бы он мог предложить другу, но он пошел к соседу и был настойчив в просьбе, пока тот не удовлетворил его нужду. И разве Бог, пославший Своих слуг для насыщения нуждающихся, не восполнит их нужды для продолжения Своей собственной работы? {НУХ 140.5}

Самолюбивый сосед в этой притче не представляет характер Божий. Урок в данном случае основывается не на сравнении, а на противопоставлении. Эгоистичный человек удовлетворит настойчивую просьбу, чтобы только избавиться от того, кто нарушает его отдых. Бог же радуется возможности давать. Он полон сочувствия и стремится удовлетворить просьбы тех, кто приходит к Нему с верой. Он охотно дает нам, чтобы мы могли служить другим и становиться таким образом похожими на Него. {НУХ 141.1}

Христос провозглашает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». {НУХ 141.2}

Спаситель продолжает далее: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». {НУХ 141.3}

Для того чтобы укрепить нашу веру в Бога, Христос учит нас обращаться к Нему с новым именем, с именем, которое связано в сердце человека с самыми дорогими переживаниями и воспоминаниями. Он дает нам право обращаться к бесконечному Богу как к нашему Отцу. Это имя, с которым мы обращаемся к Нему и которым мы Его называем, является знаком нашей любви и доверия к Нему, а также залогом Его отеческого внимания и расположения к нам. Это имя, произносимое нами, когда мы просим у Бога милости или благословения, звучит для Него музыкой. Для того чтобы мы не считали самонадеянным обращение к Нему как к Отцу, Он Сам повторяет это имя вновь и вновь. Он хочет, чтобы это имя и обращение стало для нас привычным и естественным. {НУХ 141.4}

Бог смотрит на нас как на Своих детей. Он искупил нас у этого беспечного мира и избрал нас для того, чтобы мы стали членами царской семьи, сыновьями и дочерьми Небесного Царя. Он призывает нас довериться Ему преданнее и сильнее, чем дитя доверяется своему земному отцу. Родители любят своих детей, но любовь Бога сильнее, глубже и шире, чем любая человеческая любовь. Она неизмерима. Даже если земные родители делают добро для своих детей, насколько же более наш Отец Небесный даст Духа Святого тем, кто просит Его с молитвой? {НУХ 142.1}

К наставлениям Христа о молитве следует отнестись с особым вниманием. Молитва содержит в себе Божественную науку, и иллюстрация, предложенная Христом, открывает принципы, которые необходимо знать каждому. Иисус показывает здесь, каков должен быть истинный дух молитвы. Он учит нас быть настойчивыми в наших обращениях к Богу и заверяет нас в Его желании услышать нашу молитву и отозваться на нее. {НУХ 142.2}

Наши молитвы не должны состоять лишь из просьб о собственном благополучии. Мы должны просить о том, чем мы сможем поделиться. Принципами нашей жизни должны стать принципы жизни Христа. «За них Я посвящаю Себя, — говорит Он, имея в виду Своих учеников, — чтобы и они были освящены истиною» (Иоанна 17:19). Та же посвященность, то же самопожертвование, то же подчинение требованиям Слова Божьего, которые проявились во Христе, должны быть присущи и Его слугам. Наше служение в мире не должно превратиться в служение себе и своему благополучию; наша цель — прославлять Бога, соединяться с Ним в деле спасения грешников. Нам нужно просить у Бога благословений для того, чтобы мы могли передать их другим. Способность воспринимать новое сохраняется лишь тогда, когда мы охотно делимся с другими тем, что получили. Мы не сможем больше обретать небесные сокровища, если не будем делиться ими с находящимися вокруг нас. {НУХ 142.3}

В притче человек, пришедший с просьбой к своему соседу, вновь и вновь получает отказ, но не оставляет своих усилий. Так и наши молитвы не всегда, казалось бы, получают немедленный ответ; но Христос учит, что мы не должны переставать молиться. Молитва предназначена не для того, чтобы изменить Бога; она служит тому, чтобы привести нас в гармонию с Богом. Когда мы обращаемся к Нему с просьбой, Он, конечно же, видит, что нам необходимо заглянуть в свое сердце и раскаяться в грехе. Поэтому Бог проводит нас через испытания и переживания, смиряя нас, чтобы мы смогли увидеть, что же в нашей душе мешает работе Святого Духа. {НУХ 143.1}

Существуют некоторые условия для исполнения Божьих обетований, и молитва освобождает человека от исполнения его обязанностей. «Если любите Меня, — говорит Христос, — соблюдите Мои заповеди». «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоанна 14:15, 21). Те, кто возносят к Богу свои просьбы, требуя исполнения Его обетований, но при этом не выполняют определенные условия, оскорбляют Господа. Они произносят имя Христа как авторитет для исполнения обетования, но не делают того, что показывало бы их веру во Христа и любовь к Нему. {НУХ 143.2}

Очень многие не исполняют условий, на которых они могут быть приняты Отцом. Нам необходимо тщательно исследовать свою веру, с которой мы приближаемся к Богу. Если мы непокорны Ему, мы как бы предъявляем Господу чек к оплате, не выполнив при этом необходимых для оплаты условий. Мы напоминаем Богу о Его обетованиях и просим Его выполнить их, но в этом случае, исполнив наши желания, Он обесславит Свое Собственное имя. {НУХ 143.3}

Вот обещание Господа: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоанна 15:7). А Иоанн утверждает: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: „я познал Его“, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1 Иоанна 2:3—5). {НУХ 144.1}

Одной из последних заповедей Христа Его ученикам была: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Иоанна 13:34). Повинуемся ли мы этому повелению или потворствуем своим грубым, нехристианским чертам характера? Если мы как-то огорчили или обидели других, наш долг — признать свою вину и всеми силами искать примирения. Это будет важным приготовлением к тому, чтобы предстать перед Богом с верой и просить Его благословения. {НУХ 144.2}

Есть и другое обстоятельство, о котором часто забывают те, кто приходит к Господу с молитвой. Всегда ли вы честны с Богом? Господь говорит через пророка Малахию: «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: „как нам обратиться“? Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: „чем обкрадываем мы Тебя?“ Десятиною и приношениями» (Малахии 3:7, 8). {НУХ 144.3}

Как Податель всякого благословения Бог заявляет о своих правах на определенную часть всего, чем мы обладаем. Эта часть предназначена для поддержки проповеди Евангелия. Возвращая Богу часть получаемого от Него, мы проявляем тем самым нашу благодарность за Его дары. Но если мы отказываем Ему в том, что по праву принадлежит Ему, как можем мы требовать от Него благословений? Если мы в земных делах настолько ненадежны, как же можем мы ожидать, что Он доверит нам дела небесные? Может быть, здесь кроется причина того, что многие молитвы наши остаются без ответа. {НУХ 144.4}

Но Господь в Своем великом милосердии готов прощать нас, и Он говорит: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня... не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих... И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Малахии 3:10—12). {НУХ 144.5}

Это же относится и ко всем другим требованиям Бога. Все Его дары обещаны нам на условии послушания. У Бога небеса полны благословений для тех, кто сотрудничает с Ним. Все, кто повинуется Ему, могут просить и с уверенностью ожидать исполнения Его обещаний. {НУХ 145.1}

Однако при этом мы должны обнаруживать твердое, непоколебимое доверие к Богу. Часто Он не спешит отвечать нам, чтобы испытать нашу веру или убедиться в искренности нашего желания. Вознося к Нему просьбу в соответствии с Его Словом, мы должны верить Его обещанию и быть неотступными в своих молениях, проявляя решительность, которую невозможно отвергнуть. {НУХ 145.2}

Бог не говорит: «Попросите однажды, и дано будет вам». Он поощряет нас просить неустанно. Будьте настойчивы в молитвах. Неустанные просьбы приводят просящего к более искреннему и глубокому отношению, и его желание обрести что-либо возрастает. Христос сказал Марфе у могилы Лазаря: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию» (Иоанна 11:40). {НУХ 145.3}

Многие же не обладают живой верой. Вот почему они и не видят стольких проявлений силы Божьей. Неверие является причиной их слабости. Они больше верят в свои силы, чем в дела Божьи, совершаемые для них. Они берут все дела в свои руки. Они строят планы и проекты, но мало молятся и проявляют мало настоящего доверия Богу. Они даже думают, что у них есть вера, но их вера только лишь минутное побуждение. Не сознавая своих собственных нужд, не ощущая Божьего желания удовлетворить их, такие люди не проявляют настойчивости и усердия в своих просьбах, обращенных к Богу. {НУХ 145.4}

Наши молитвы должны быть такими же горячими и упорными, как и просьба друга, испытывавшего нужду и просившего дать ему хлеба в полночь. Чем искреннее и усерднее мы будем просить, тем теснее станет наше духовное единение с Христом. В результате мы будем получать все больше благословений, поскольку наша вера будет возрастать. {НУХ 146.1}

Наше дело — молиться и верить. Бодрствуйте в молитве. Бодрствуйте и сотрудничайте с Богом, Который слышит молитвы. Все время помните, что «мы соработники у Бога» (1 Коринфянам 3:9). Пусть ваши дела и слова согласуются с вашими молитвами. Это испытание докажет, искренна ли ваша вера или же молитвы ваши были лишь формой. {НУХ 146.2}

При встрече с препятствиями и трудностями не полагайтесь на помощь людей. Доверьтесь Богу. Когда мы обращаемся со своими проблемами к другим, мы сами становимся только слабее, и уж, конечно, не придаем сил своим ближним. Этим мы лишь возлагаем на них бремя наших духовных немощей, которого они не могут облегчить. Мы пытаемся обрести силы у заблуждающегося смертного человека, в то время как их мог бы дать неошибающийся бесконечный Бог. {НУХ 146.3}

Не стоит в поисках мудрости отправляться на край земли, поскольку Бог рядом. Успех вам обеспечат не ваши способности. Все это может сделать для вас Господь. Следует меньше полагаться на то, что может сам человек, и больше уповать на то, что Бог может сделать для каждой верующей души. Он жаждет, чтобы вы пришли к Нему с верой, чтобы вы ожидали великого от Него. Он желает дать вам понимание не только в духовных вопросах, но и в земных делах. Он может расширить ваш интелект. Он может дать вам чувство такта и мастерство. Приложите ваши способности к работе, просите мудрости у Бога, и дано будет вам. {НУХ 146.4}

Примите слово Христа как гарантию. Разве Он не призывает вас прийти к Нему? Никогда не впадайте в отчаяние и не говорите о безнадежности своего положения. Поступая так, вы многое теряете. Страх перед внешними обстоятельствами и жалобы на трудности и приближающиеся беды свидетельствуют о том, что ваша вера ослабела, пошатнулась. Говорите и действуйте так, как будто ваша вера непоколебима. Для Господа все возможно; Он — Властелин мира. С верою смотрите в небеса. Обратитесь к Тому, у Кого есть свет, сила и могущество. {НУХ 146.5}

В подлинной вере есть оптимизм, стойкость принципов и целеустремленность, над которыми не властны ни время, ни испытания. «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Исаии 40:30, 31). {НУХ 147.1}

Многие хотели бы помогать другим, но они чувствуют, что не обладают духовной силой и светом, которым могли бы поделиться. Пусть они обратятся со своими просьбами к престолу благодати, прося ниспослания Духа Святого. Бог верен каждому Своему обещанию. С Библией в руках обратитесь к Нему и скажите: «Господи, я сделал, как Ты сказал. А теперь обращаюсь к Тебе согласно Твоему обещанию: „Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам“». {НУХ 147.2}

Мы должны молиться не только во имя Христа, но и по вдохновению Святого Духа. Именно это означает то, что Дух «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римлянам 8:26). На такую молитву Бог с радостью ответит. Когда мы возносим молитву во имя Христа искренне и горячо, тогда сама страстность молитвы является залогом и обещанием от Бога, что Он ответит на нашу молитву, сделав «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефесянам 3:20). {НУХ 147.3}

Христос сказал: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Марка 11:24). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоанна 14:13). И возлюбленный Иоанн, по вдохновению Святого Духа, говорит с великой уверенностью и ясностью: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Иоанна 5:14, 15). Так возносите же ваши просьбы к Отцу во имя Иисуса. Бог чтит это Имя и услышит вас. {НУХ 147.4}

Радуга, окружающая Божий престол, является гарантией того, что Бог верен и что в Нем нет изменения, ни тени перемены. Мы согрешили перед Ним и недостойны Его благоволения, и тем не менее Он Сам вложил в наши уста чудеснейшие слова мольбы: «Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами» (Иеремии 14:21). Когда мы приходим к Нему, признавая свою недостойность и исповедуя грех, Он Сам дает обещание внять нашей мольбе. Сама слава Его престола покоится на исполнении для нас Его слова. {НУХ 148.1}

Подобно Аарону, символизировавшему Христа, наш Спаситель несет в Своем сердце имена всех Своих людей во святилище. Наш великий Первосвященник помнит все слова, которыми Он поощрял нас к доверию. Он вечно помнит Свой завет с нами. {НУХ 148.2}

Каждый, кто стремится к Нему, обретет Его. Для каждого, кто стучится, дверь будет открыта. Никто не услышит: «Не беспокой Меня, двери уже заперты, Я не хочу открывать их». Никому не будет сказано: «Я не могу помочь тебе». Просящие в полночь хлебов, чтобы накормить голодные души, получат просимое. {НУХ 148.3}

В притче просящий хлеба для путника получает столько, сколько ему нужно. Какою же мерою Бог даст нам то, чем мы сможем поделиться с другими? В Писании сказано: «По мере дара Христова» (Ефесянам 4:7). Ангелы пристально наблюдают, как человек относится к своим ближним. Когда они видят, что кто-то по-христиански сочувствует оступающемуся, они приводят ему на память те слова ободрения, которые в его устах окажутся хлебом жизни для этой души. Таким образом, Бог «восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Филиппийцам 4:19). Ваше свидетельство, исполненное искренности и правдивости, Он наполнит силой. Слово Господа, произнесенное вами, станет истинным и праведным. {НУХ 148.4}

Конечно, вашим личным усилиям, направленным на спасение ближних, должны предшествовать усердные молитвы в уединении. Наука спасения душ предполагает обретение большой мудрости. Прежде чем идти к людям, придите к Иисусу. Подготовка к служению людям свершается у престола небесной благодати. {НУХ 149.1}

Пусть ваше сердце будет захвачено стремлением к Богу, к живому Богу. Жизнь Христа показывает нам, как много может свершить человек, будучи причастником Божеского естества. Все, что Христос получил от Бога, можем обрести и мы. А значит, просите и получите. С настойчивой верой Иакова, с непреклонной стойкостью Илии просите всего, что Бог обещал нам. {НУХ 149.2}

Пусть вашим разумом овладеют великие замыслы Бога. Пусть ваша жизнь свяжется невидимыми нитями с жизнью Иисуса. Тот, Кто приказал свету озарить тьму, желает сиять в вашем сердце, чтобы дарить свет познания славы Божьей в лице Иисуса Христа. Святой Дух откроет вам Божественные тайны, обратив их в живую силу, которая будет обитать в покорном сердце. Христос приведет вас к порогу Бесконечного. И вы сможете увидеть славу, сокрытую за завесой, и открывать людям полноту Того, Кто всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас. {НУХ 149.3}

Глава 13. Двое молящихся

Эта глава основана на Луки 18:9—14

«Некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других», Христос рассказал притчу о фарисее и мытаре. Фарисей приходит в храм помолиться, но не потому, что чувствует себя грешником, нуждающимся в прощении, а потому, что считает себя праведным и надеется получить одобрение. Молитву он ставит себе в заслугу, которая, как он полагает, возвысит его в глазах Бога. В то же самое время он стремится произвести впечатление на людей своей набожностью. Он надеется заслужить одобрение как от Бога, так и от окружающих. Его служение Богу продиктовано корыстными интересами. {НУХ 150.1}

Он полон самовосхваления. Оно звучит в его молитве, сквозит в его походке, написано на его лице. Отдалившись от других, как бы говоря: «Не подходи ко мне, потому что я свят для тебя» (Исаии 65:5), он стоит и молится «сам в себе». Совершенно довольный собой, он считает, что и Бог, и люди относятся к нему так же. {НУХ 150.2}

«Боже! Благодарю Тебя, — говорит он, — что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Он измеряет себя не Божьей святостью, а сравнивает себя с другими людьми. Разум его обращен не к Божественным качествам, а к человеческим. Отсюда его самодовольство. {НУХ 150.3}

Он продолжает перечислять свои добрые дела: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Но религия этого фарисея не затрагивает его душу. Он не стремится обрести качества Божественного характера, получить сердце, наполненное любовью и милосердием. Он ограничивается религией, затрагивающей лишь внешнюю сторону его жизни. Его праведность — не более чем самоправедность, она — плод его собственных усилий, и измеряется она человеческими мерками. {НУХ 151.1}

Тот, кто сам считает себя праведным, будет презирать других. Самоутверждаясь, фарисей и других судит в сравнении с собой. Свою праведность он оценивает, сравнивая ее с праведностью других, и потому чем хуже окружающие, тем более праведным он представляется самому себе. Его самоправедность склоняет его к осуждению других людей. Прочих людей он обвиняет как нарушителей Божьего Закона. В нем тем самым проявляется дух самого сатаны, обвинителя собратьев. С таким духом он не может войти в общение с Богом. Он возвращается в дом свой после молитвы, так и не обретя Божественного благословения. {НУХ 151.2}

Мытарь же пришел в храм вместе с другими молящимися, но вскоре встал в отдалении от них, осознавая себя недостойным соединиться с ними в их религиозном рвении. Стоя вдали от них, он «не смел даже поднять глаз на небо», но ударял себя в грудь, горько страдая и испытывая отвращение к самому себе. Он чувствовал себя преступником перед Богом, греховным и нечистым. Он не мог ожидать даже жалости от окружающих, поскольку они смотрели на него с презрением. Он знал, что ему нет оправдания, и в совершенном отчаянии восклицал: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Он не сравнивал себя с другими. Охваченный чувством вины, он стоял как бы один на один с Богом. Единственным желанием его было прощение и обретение мира, его единственной мольбой была просьба о милости Бога. И он получил благословение. «Сказываю вам, — сказал Христос, — что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот». {НУХ 151.3}

Фарисей и мытарь представляют собой две разные группы людей, приходящих на поклонение к Богу. Они сродни тем двум младенцам, которые первыми были рождены в этом мире. Каин считал себя праведным и пришел к Богу лишь с приношениями благодарения. Он не раскаивался во грехе и не признавал своей нужды в Божьем милосердии. Авель же принес кровную жертву, указывавшую на будущего Агнца Божьего. Он пришел как грешник, считавший себя потерянным для Бога; единственной его надеждой была безграничная Божья любовь. Господь благоволил к его жертве, но Каина с его жертвой Он не принял. Понимание своей нужды, осознание своей нищеты и греховности является самым первым условием принятия нас Богом. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3). {НУХ 152.1}

Для каждого из этих двух типов молящихся, представленных фарисеем и мытарем, есть свой урок в истории апостола Петра. В начале своего апостольства Петр считал себя сильным. Как и фарисей, в своих глазах он был «не таков, как прочие». Когда Христос накануне предательства Иуды предупреждал Своих учеников: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь», Петр с уверенностью заявил: «Если и все соблазнятся, но не я» (Марка 14:27, 29). Петр не подозревал об опасности. Самоуверенность подвела его. Он считал, что он в силах противостоять искушению; но вот спустя короткое время, всего через несколько часов, пришло суровое испытание, и он клялся и божился, отрекаясь от своего Господа. {НУХ 152.2}

Когда пение петуха напомнило ему о словах Христа, Петр, потрясенный тем, что сделал, повернулся и посмотрел на своего Господа. В этот момент и Христос взглянул на Петра, и под этим печальным взглядом, в котором были и любовь, и сострадание, Петр понял самого себя. Он вышел и горько заплакал. Взгляд Христа сокрушил его сердце. Для Петра наступил решительный момент, и он горько раскаялся в своем грехе. В своем сокрушении и раскаянии он был подобен тому мытарю, и так же, как мытарь, он обрел милосердие Господа. Взгляд Христа заверил его в прощении. {НУХ 152.3}

С этого момента самоуверенность покинула его. Никогда более не произносил он горделивых слов. {НУХ 154.1}

После Своего воскресения Христос трижды испытывал Петра. «Симон Ионин! — говорил Он, — любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр уже не возвышал себя над своими собратьями. Он воззвал к Тому, Кто мог читать в его сердце. «Господи! — сказал он, — Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоанна 21:15, 17). {НУХ 154.2}

Тогда ему была поручена ответственная миссия, дело более значительное и более тонкое, чем прежние дела. Христос повелел ему пасти Своих овец и агнцев. Поручив Петру заботу о душах тех, за кого Спаситель отдал Свою жизнь, Христос дает ему самое сильное подтверждение Своей уверенности в его окончательном восстановлении. Некогда горделивый, самоуверенный и горячий, ученик стал смиренным и кающимся. С этих пор он последовал за своим Господом в самоотречении и самопожертвовании. Он стал сопричастником Христовых страданий; и когда Христос воссядет на престоле Своей славы, Петр разделит и Его славу. {НУХ 154.3}

Порок, который привел к падению Петра и который препятствовал живому общению фарисея с Богом, и поныне разрушает души многих. Нет ничего столь чуждого Богу и столь опасного для души человека, как гордость и самоуверенность. Из всех грехов этот — самый безнадежный и неизлечимый. {НУХ 154.4}

Отступничество Петра не было мгновенным, оно было постепенным. Самоуверенность привела его к убеждению, что он уже спасен, и шаг за шагом влекла его все ниже, пока он не отрекся от своего Учителя. Мы никогда не можем быть вполне уверенными в себе и полагать, будучи еще здесь, на земле, а не на небесах, что мы защищены от искушения. Тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены. Это вводит в заблуждение. Дорожить своей верой и лелеять надежду на спасение должен каждый, но даже когда мы предаем себя Христу и знаем, что Он принимает нас, мы не избавлены от искушения. Слово Божье учит: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении» (Даниила 12:10). Только тот, кто перенесет испытание, «получит венец жизни» (Иакова 1:12). {НУХ 155.1}

Тот, кто принимает Христа и в своей новообретенной уверенности говорит, что он спасен, находится в опасности упования на самого себя. Таковые забывают о своей собственной слабости и постоянной нужде в Божественной силе. Они не подготовлены к встрече с уловками сатаны, и потому, когда приходит искушение, подобно Петру, падают в глубины греха. Нам дано предостережение: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12). Единственная гарантия нашей безопасности — это постоянное недоверие себе и зависимость от Христа. {НУХ 155.2}

Петру необходимо было осознать недостатки своего характера и понять, что он нуждается в силе и благодати Христа. Господь не мог уберечь его от испытания, но Он мог бы спасти его от поражения. Если бы Петр захотел внять предупреждению Христа, он бодрствовал бы в молитве. Он ходил бы в страхе и трепете, опасаясь споткнуться, и получил бы Божественную помощь, так что сатана не мог бы одержать победы над ним. {НУХ 155.3}

Падение Петра было обусловлено его самоуверенностью, и лишь благодаря покаянию и смирению он вновь смог обрести твердость. Опыт Петра может ободрить каждого кающегося грешника. Хотя Петр и совершил ужасный грех, он все же не был оставлен. В его душе запечатлелись слова Христа: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Луки 22:32). В горьких муках угрызения совести эта молитва Христа и память о Его взгляде любви и сожаления дали Петру надежду. Христос по воскресении Своем вспомнил о Петре и сказал через ангела женщинам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Марка 16:7). Раскаяние Петра было принято, грех его был прощен Спасителем. {НУХ 155.4}

Сострадание, проявленное к Петру, чтобы спасти его, обращено сегодня к каждой душе, которой не удалось устоять под натиском искушения. Это особый прием сатаны: ввести человека в грех и затем оставить его, беспомощного и дрожащего, боящегося просить о прощении. Но почему же мы должны бояться, когда Бог сказал: «Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною» (Исаии 27:5). Все было сделано, чтобы укрепить нас. Все было предложено нам, чтобы ободрить нас на пути ко Христу. {НУХ 156.1}

Христос отдал Свое сокрушенное тело, чтобы выкупить наследие Божье, чтобы дать человеку еще одну возможность. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25). Своей безупречной жизнью, Своим повиновением, Своей смертью на Голгофском кресте Христос ходатайствует о потерянном человечестве. Теперь наш Спаситель ходатайствует за нас не просто как проситель, но как Победитель, заявляющий о своей победе. Его жертва совершенна. Став нашим Ходатаем, Он исполняет взятое на Себя дело, держа перед Богом кадильницу, содержащую Его собственные достоинства безукоризненной чистоты и молитвы, исповедания и благодарения Его народа. Объятый благоуханием Его праведности, фимиам из этой чаши восходит к Богу дивным ароматом. Это приношение в высшей степени угодно Богу, и прощение покрывает все прегрешения. {НУХ 156.2}

Христос Сам стал нашим Заместителем и Поручителем, и Он не оставляет никого. Тот, Кто не мог оставить в одиночестве ни одного человека, обреченного на вечную смерть, Кто отдал Себя за людей, всегда будет смотреть с жалостью и состраданием на каждую душу, осознавшую, что ей не спастись самой. {НУХ 157.1}

Ни на одного человека, приходящего к Нему с мольбой, Он не может смотреть равнодушно, Он всякому поможет подняться. Тот, Кто Своей искупительной жертвой дал человеку бесконечный запас моральных сил, не перестанет использовать эти силы для нас. Мы должны нести наши грехи и печали к Его ногам; ибо Он любит нас. Каждый Его взгляд и каждое Его слово располагает нас к доверию. Он сформирует наш характер в согласии со Своей волей. {НУХ 157.2}

Никаких сатанинских сил не хватит для победы над единственной душой, которая с простым доверием полностью полагается на Христа. «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Исаии 40:29). {НУХ 157.3}

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Господь говорит: «Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего». «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (1 Иоанна 1:9; Иеремии 3:13; Иезекииля 36:25). {НУХ 158.1}

Но прежде чем мы сможем получить прощение и обрести покой, мы должны познать себя и прийти к искреннему раскаянию. У того фарисея не было осознания своей греховности. Святой Дух не мог поэтому совершать свою работу в его сердце. Душа его была заключена в броню собственной праведности, которую не могли пробить даже стрелы Бога, заостренные и направляемые руками ангелов. Христос может спасти лишь того, кто сам осознает себя грешником. Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Луки 4:18). Но «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Луки 5:31). Нам нужно узнать наше истинное состояние, иначе мы не почувствуем потребности в помощи Христа. Следует осознавать грозящую нам опасность, иначе мы не станем искать убежища. Нам стоит ощутить боль своих ран, иначе мы не захотим исцеления. {НУХ 158.2}

Господь говорит: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откровение 3:17, 18). Золото, огнем очищенное, — это вера, действующая любовью. Только она может привести нас в согласие с Богом. Мы можем быть очень активными и деятельными, можем много работать, но без любви, такой любви, какая пребывает в сердце Христа, мы никогда не сможем войти в небесную семью. {НУХ 158.3}

Никто не может осознать своих пороков сам. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремии 17:9). Уста могут говорить о бедности души, но сердце при этом может не осознавать этого. Признаваясь Богу в духовной немощи, сердце может раздуваться от гордости за свою собственную скромность и высокую праведность. Есть лишь один путь и способ познания самого себя: мы должны взирать на Христа. Именно незнание Бога делает человека столь праведным в своих глазах. Когда же нам откроется Его чистота и совершенство, мы увидим нашу собственную слабость, нищету и пороки такими, какие они есть в действительности. Мы увидим себя в облачении своей праведности, потерянными и лишенными надежды, как и всякий другой грешник. Мы увидим, что если мы и будем когда-либо спасены, то это произойдет не через наши собственные достоинства, но благодаря безграничной благодати Божьей. {НУХ 159.1}

Молитва мытаря была услышана потому, что в ней была выражена зависимость от Господа и готовность целиком положиться на Его всемогущество. В себе мытарь не видит ничего, кроме позора. И так же должен смотреть на себя каждый, стремящийся к Богу. С верой — верой, которая отвергает всякую самоуверенность, — нуждающийся должен положиться на бесконечную силу Божью. {НУХ 159.2}

Никакие внешние обряды не могут заменить простой веры и полного отречения от своего «я». Но никто не может освободиться от своего «я». Мы лишь можем позволить Христу совершить эту работу. Душа ваша должна восклицать: «Господи, возьми мое сердце, поскольку я сам не в состоянии отдать его Тебе. Оно принадлежит Тебе по праву. Очисти его, ибо я сам не могу сохранить его чистым для Тебя. Спаси меня вопреки стремлениям моего „я“, слабого, утратившего Твой образ. Воссоздай меня и обнови, возвысь меня до чистых и святых высот небесных, где щедрый поток Твоей любви сможет омывать мою душу». {НУХ 159.3}

Подобное самоотречение должно совершаться не только в начале нашей христианской жизни. Мы должны обновляться с каждым новым шагом на пути к небесам. Все наши добрые дела зависят от силы, находящейся вне нас. Отсюда — необходимость в постоянном обращении нашего сердца к Богу, в постоянном искреннем и горячем исповедании наших грехов и в смирении нашей души перед Ним. Благодаря лишь постоянному самоотречению и зависимости от Христа мы можем жить в безопасности. {НУХ 159.4}

Чем ближе мы подходим к Иисусу и чем яснее мы видим чистоту Его характера, тем отчетливее мы понимаем порочность греха и тем менее мы будем желать возвысить самих себя. Те, кого Небо признает святыми, менее всех склонны гордиться своими добродетелями. Апостол Петр стал верным служителем Христа, он в высшей степени был отмечен Божественным светом и силой, он активно участвовал в основании церкви Христовой; но Петр никогда не забывал своего страшного падения; его грех был прощен, но он хорошо понимал, что ту слабость его характера, которая привела его к падению, можно окончательно одолеть лишь благодатью Христа. В себе он не находил ничего, чем можно было бы гордиться. {НУХ 160.1}

Никто из апостолов или пророков никогда не заявлял о своей безгрешности. Люди, пребывавшие ближе всего к Богу, готовые скорей пожертвовать самой своей жизнью, чем сознательно совершить неверный поступок, те, кого Бог отметил Божественным светом и силой, сознавали греховность своей собственной природы. Они не доверяли своей плоти, не заявляли о своей праведности, но всецело полагались на праведность Христа. Так будут поступать все, взирающие на Христа. {НУХ 160.2}

С каждым новым шагом в нашем христианском опыте наше покаяние будет все более углубляться. Именно к тем, кого Господь простил, к тем, кого Он признал Своим народом, обращены Его слова: «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе» (Иезекииля 36:31). И вновь Он говорит: «Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я — Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог» (Иезекииля 16:62, 63). Тогда наши уста не откроются для самопрославления. Мы будем знать, что наша крепость — в одном лишь Христе. Нашим собственным станет тогда признание апостола: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Римлянам 7:18). «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галатам 6:14). {НУХ 160.3}

В согласии с этим опытом звучит повеление: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12, 13). Бог не хочет, чтобы мы боялись, что Он не исполнит Своих обещаний, что Его терпение может истощиться или что Его сострадание может исчерпаться. Бояться следует того, что ваша воля войдет в противоречие с волей Христа, что ваши наследственные или приобретенные черты и свойства характера начнут управлять вашей жизнью. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Опасайтесь, чтобы ваше собственное «я» не встало между вашей душой и великим Господом, производящим Свою работу в вас. Бойтесь, чтобы ваша воля не извратила ту высшую цель, которую Бог желает осуществить через вас. Бойтесь полагаться на свои собственные силы, опасайтесь убрать свою руку из руки Христа и пытаться пройти жизненный путь без Его постоянного присутствия. {НУХ 161.1}

Мы должны избегать всего, что может способствовать гордости и самонадеянности. Поэтому нам следует остерегаться восхвалений и лести как в свой адрес, так и в адрес других. Лесть — это прием сатаны. Он прибегает к лести наряду с обвинениями и осуждениями. Так он стремится разрушить душу. Тех, кто восхваляет других, сатана использует как свои орудия. Служителям Христа следует отводить от себя каждое слово восхваления в свой адрес. Не позволяйте возноситься вашему «я». Лишь Христос достоин возвышения. «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею», да будет слава и хвала, восходящая от каждого сердца; к Нему да будут обращены все взоры (Откровение 1:5). {НУХ 161.2}

Жизнь, в которой есть место страху Господню, не будет жизнью печальной и мрачной. Именно отсутствие Христа накладывает печать уныния на лицо человека, а жизнь его превращает в горестное скитание. Те, кто полон самолюбования и себялюбия, не ощущают потребности в живом, личном единении с Христом. Сердце, которое не упало на Скалу и не разбилось, гордится своей целостью. Люди нередко ищут такую религию, которая укрепила бы чувство их собственного достоинства. Они склонны выбирать пути достаточно широкие, чтобы не было тесно их достоинствам. Их самолюбие, их жажда популярности и любовь к похвале не оставляют места для Спасителя в их сердцах, но без Него их удел — печаль и уныние. Христос же, пребывающий в душе человека, — это неиссякаемый источник радости. Для каждого, обретшего Христа, сама тональность Божьего слова является радостью. {НУХ 162.1}

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Исаии 57:15). {НУХ 162.2}

Моисей спрятался в ущелье между скал, когда он увидел славу Божью. Так же и мы, лишь будучи укрытыми в расселине Скалы, когда Христос покроет нас Своей Ссобственной пронзенной рукой, мы услышим то, что Господь говорит Своим слугам. Нам, как и Моисею, Бог явит Себя как «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исход 34:6, 7). {НУХ 162.3}

Дело искупления ведет к тому, что человеку трудно даже представить. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Грешник, привлеченный силою Христа, приближаясь к вознесенному кресту и распиная свое «я», становится новым творением. Ему дается новое сердце. Он становится новым творением в Иисусе Христе. Для святости не требуется ничего более. Бог Сам является «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:26). «А кого Он... оправдал... тех и прославил» (Римлянам 8:30). Столь же огромными, как и пережитый позор и падение через грех, и даже несравненно большими будут слава и возвышение через искупительную любовь. Людям, стремящимся соответствовать Божественному образу, уготовано небесное сокровище — преимущество силы, которая поставит их выше самих ангелов, не испытавших падения. {НУХ 162.4}

«Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Его, презираемому всеми, поносимому народом... цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя» (Исаии 49:7). {НУХ 163.1}

«Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Луки 14:11). {НУХ 163.2}










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...