Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений
Существует органическая связь между личностью и межличностными отношениями. С одной стороны, даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции, т.е. межличностные отношения. С другой стороны, само развитие личности опутано сетями межличностных отношений, а характер межличностных отношений предопределяется характером личности. Включаясь в межличностное общение, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из индивидов оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем им случается вступать в контакт. Характер же межличностных отношений в каждом конкретном случае зависит от индивидных личностных черт включенных во взаимодействие людей, а его диапазон необычайно широк — от любви с первого взгляда до ненависти до гробовой доски. В рамках изучения социальной психологии мы сталкиваемся с осознанием того факта, что и общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются именно в общении. Корни общения находятся в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Сегодня для всех очевидно, что в обычных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к обществу, к людям, т.е. включены в общение, Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение Совместная жизнедеятельность людей заставляет их общаться при Причиной нарушения общения обычно бывает диссонанс — рассогласование между содержанием и способом общения. Способов общения или, как еще говорят, обращения человека с человеком может быть множество: — мягкое или жесткое; — унижающее или возвышающее; — подавляющее или равноправное; — ободряющее или угнетающее; — грубое или вежливое; — теплое или холодное; — ласковое или черствое; — формирующее потребность в общении или избегание его и т. д. Можно говорить о различных уровнях общеййя: - макроуровень: общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями; - мезоуровень: общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое; - микроуровень: простейший акт общения. Контрольные вопросы: 1. Каково содержание понятия «социальные отношения»? 2. Каково содержание понятия «психологические отношения личности»? 3. Охарактеризуйте эмоциональную основу межличностных отношений. 4. Охарактеризуйте различные спбсобы межличностного общения. 5. Охарактеризуйте типы межличностного общения с позиции инструменталистки. Психологический практикум Цель игры: показать основные способы воздействия одного человека на другого. Одна подгруппа участников, сцепившись руками, образует плотный круг. Ведущий обращается к оставшимся участникам с вопросом: «Кто попытется войти в круг, используя любой способ на собственное усмотрение?» Добровольцы" поочередно пытаются войти в круг, а стоящие в кругу впускают или не впускают их, основываясь на собственных желаниях. Обсуждение: проводится путем ответов на вопросы: - Какое поведение было наиболее эффективным? - В чем это проявилось? - Какое поведение обладает эффектом «бумеранга»? - Что нового открыли в себе участники, стоявшие в кругу, и участники, пытавшиеся проникнуть в него? - Какое поведение представляется наиболее подходящим и может помочь в общении? Игра «Красный стул» Цель игры: аналогична предыдущей. Один из участников игры занимает стул в центре круга. Он получает скрытую от других инструкцию уступить стул другому только в том случае, если ему захочется это сделать. Остальные по очереди пытаются заставить сидящего уступить стул — кто уговорами, просьбами, обещаниями вознаграждения, а кто просто пробует стряхнуть человека с этого стула. Обсуждение: анализ игры проводится с помощью ответов на вопросы: — В чем были затруднения у обеих сторон? — Какие чувства испытывали участники в процессе выполнения — Как эти чувства и ситуации соотносятся с чувствами в ана- Игра «Общаемся... спина к спине» Цель игры: прочувствовать и осознать актуальность для эффективного Участники объединяются в пары, каждая занимает удобное для нее Обсуждение: проводится в порядке обмена мнениями о том, в каком Игра «Найди подтекст» Цель игры: лучше узнать партнера, развить способности к творчеству, Каждый участник вспоминает, какое характерологическое качество Обсуждение: ведется с помощью ответов на вопросы о том, какие качества человека раскрываются в представленных рассказах, притчах и т. п., насколько предположения слушателей соответствовали выбору рассказчиков, какова роль исследуемых качеств в жизни человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |