Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межличностные отношения «навстречу людям»




К межличностным отношениям типа «навстречу к людям» относятся следующие.

Любовь — чрезвычайно сложное чувство индивида, выражающее: — высокую степень эмоционального положительного отношения к объекту. В этом случае объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Обычно в такой интепретации под объектами любви понимают родину, город, деревню, даже улицу, науку, искусство (в их конкретных проявлениях: математика, музыка и др.), предметы или вещи; — интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта к другому человеку. Это чувство выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности этого другого, имея целью пробудить у объекта любви ответное чувство той же интенсивности, направленности и устойчивости. Выступает в двух формах: физиологически не обусловленное сексуальными потребностями (любовь к родителям, к членам семьи, к старикам или детям) и физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Особое, может быть, промежуточное место занимает указанное чувство к домашним животным — собаке, кошке, птицам, которые, в силу специфически сложившихся в данной семье отношений, приобрели полноценный в психологическом смысле слова статус членов семьи.

Любовь — эмоциональное чувство, отличающееся глубиной, силой, от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

Э. Фромм рассматривает любовь как установку, ориентацию характера, которая определяет отношение человека к миру вообще, а также формы проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви.

Любовь — наука и искусство, требующие разнообразных знаний и
умений, втом числе дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры.

Психологи установили наличие тесной связи между способностью
к любви и отношением субъекта к самому себе.

Близость—тип межличностных отношений двух людей, когда на
основе сотрудничества утверждаются личные ценности. Такой тип отношений определяет функциональную дистанцию между партнерами. Функциональная дистанция — это то, насколько часто, эмоционально и физически близко люди общаются между собой в повседневной жизни. Психологи подметили, что нередко, если не сказать, часто, близость как функциональная дистанция определяется близостью как географическое соседство. Социальные психологи обнаружили, что большинство людей, например, вступает в брак с теми, кто живет по соседству, работает в той же фирме или в той же сфере, в школьные или студенческие годы учились вместе (в одной группе, на одном курсе, в одном и том же учебном заведении).

Близость — взаимно приспособительное поведение, направленное на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения. Близость позволяет людям открывать друг в друге черты сходства и обмениваться знаками внимания (психологическими поглаживаниями). Здесь действует открытый американскими психологами эффект простого нахождениям поле зрения. Его суть: имеет место тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их
неоднократного появления в поле зрения оценивающего. Русская пословица гласит: «С глаз долой — из сердца вон».

Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений. Характеризуется:

— Взаимной привязанностью участников;

— усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе

других людей);

— взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Отношения дружбы предполагают необходимость:

— взаимопонимания;

— взаимной откровенности и открытости;

— доверительности;

— активной взаимопомощи;

— взаимного интереса к делам и переживаниям другого;

— искренности;

— бескорыстия чувств.

Дружба подразумевает реализацию этих отношений. Обычно им
следуют как своеобразному «неписаному» кодексу. Нарушения этого кодекса, особенно серьезные (например, злоупотребление доверием, откровенностью и искренностью), могут привести к прекращению дружбы или даже к превращению отношений дружбы в отношения прямо противоположные — вражды. Менее серьезные нарушения «кодекса» обычно переводят отношения дружбы s приятельские, более поверхностные.

Дружба зависит от общности целей, интересов, идеалов, ценностей. Богатство дружеских отношений определяется социальной ценностью совместной деятельности, которой посвятили себя друзья, а также тех идей и интересов, на которых основался их союз.

Для дружеских отношений характерен глубокий эмоциональный
контакт, закономерности их развития и угасания существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу.

Дружба - один из важных факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции.

Приятельские отношения — предполагают в целом доброжелательные, взаимозаинтересованные отношения, но без особой глубины и устойчивости. Чувствам искренности, открытости, доверительности еще предстоит развиваться, если для этого сложатся необходимые, вполне определенные обстоятельства, предпринимаемые усилиями обоих партнеров.

Влечение— инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. В психологическом плане влечение — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта в человеческом объекте.

Считается, что влечение — это преходящее явление, поскольку представленная в нем потребность либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение или мечту, либо угасает.

В классическом психоанализе влечение характеризуется:

— источником (по 3. Фрейду): тот соматический процесс в каком-
либо органе или части тела, раздражение которого в душевной жизни воплощается во влечении;

— целью;

— объектом;

— силой (энергией).

Человек может испытывать разное влечение. Половое влечение— это многозначный термин, обозначающий и сексуальное желание вообще, и мотивационный аспект сексуальности, и стремление к телесному сближению с определенным человеком.

Влечение сексуальное (инстинкт сексуальный) — происходящая из
внутреннего источника раздражающая сила, направленная на устранение сексуального возбуждения путем непосредственного или опосредованного удовлетворения первичных позывов. Одно из важнейших влечений, оказывающих исключительное влияние на всю жизнедеятельность, предопределяет потребность в любви, соответствует ей и выступает как влечение к жизни.

Платоническое влечение может быть истинным и ложным. Ложным
является то платоническое влечение, которое замещает вытесненное из сознания влечение сексуальное. Истинное платоническое влечение существует и реализуется само по себе, без признаков имеющегося в наличии или вытесненного влечения сексуального.

Альтруизм: помощь другим. Как социально-психологический феномен его можно рассматривать с двух точек зрения:

— как систему ценностных ориентации личности;

— как форму межличностных отношений.

Как система ценностных ориентации личности альтруизм представляет собой приоритет интересов другой личности или социальной общности. Основная идея альтруизма — идея бескорыстия. Он не предполагает реального вознаграждения за деятельность в интересах других людей, не связан сознательно с собственными эгоистическими интересами.

Альтруизм может быть осознанной ценностной ориентацией, которая определяет поведение личности в целом, в этом случае альтруизм превращается в смысл жизни человека. Альтруистическая модель поведения определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений личности с другими людьми.

Альтруизм как форма межличностных отношений выступает в виде

социально-психологического проявления гуманности, в виде коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей.

Коллективистская идентификация возникает в рамках совместной, обычно групповой, деятельности как форма гуманных отношений.
В этом случае имеет место восприятие переживаний одного человека, члена группы, как мотива поведения, которое организует групповую деятельность во имя достижения групповых целей и устранения психотравм ирующих воздействий или переживаний.

Психологическая основа коллективистской идентификации — это
складывающаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Важно иметь в виду, что коллективистская идентификация не сводится к индивидуальным предпочтениям членов группы, не зависит от личных симпатий и внешних факторов.

             2. Межличностные отношения «от людей»

К межличностным отношениям типа «от людей» относятся
следующие.

Аутизм — представляет собой крайнюю форму психологического
состояния, выражающуюся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и в погружении в мир собственных переживаний. Признаки аутизма различны: подчинение мыслительной сферы потребностям и желаниям, замкнутый образ жизни, стремление находиться в одиночестве и стремление к одиночной деятельности, нежелание общаться с другими людьми, избегание реальной жизни, уход в мечты и замещающие фантазии, эгоцентризм, ориентация на внутренние критерии ив связи с этим плохое понимание окружающих, недостаточное адекватное эмоциональное реагирование.

Термин «аутизм» используется для описания как психических нарушений, так и нормальной психики. Традиционно аутизм понимается как специфически шизофреническое нарушение. Патологический аутизм часто рассматривается как один из симптомов шизофрении у детей и взрослых, для которого характерны отгороженность от реальной действительности, неадекватность реакций на внешние воздействия, пассивность и ранимость при контакте с ними. В норме термином «аутизм» стали пользоваться при описании индивидуальных
особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке, событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, проигрыванию их ролей, неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.

Безразличие — одна из существенных моделей межличностного
поведения, нередко оказывающая серьезное влияние на судьбы тех
или иных людей.

Что заставляет людей проходить мимо пострадавших, не предпринимая даже попытки помочь? А ведь подчас так ведут себя люди, облеченные обязанностью по должности такую помощь оказывать. При исследовании этого явления обнаружен ряд интересных моментов. Оказалось, что безразличие как форма межличностных отношений зависит от множества факторов как внешнего, так и внутреннего свойства.

Среди факторов внешнего порядка можно указать следующие:

— «эффект очевидца»;

— неопределенность ситуации;

— давление времени;

— личное незнакомство с пострадавшим;

— личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего.

Американские социальные психологи остроумными экспериментами установили так называемый «эффект очевидца». Его смысл состоит в том, что человек с меньшей вероятностью склонен оказывать кому-либо помощь, когда имеются очевидцы. Кроме того, эксперименты показали, что безразличие в большей мере проявляется в тех ситуациях, которые характеризуются состоянием неопределенности.

Влияют на принятие решения об оказании помощи пострадавшим следующие факторы:

— давление времени. Среди людей, располагающих временем, находилось больше желающих помочь нуждающемуся, чем среди людей, спешащих по своим делам;

—личное незнакомство с пострадавшим. Практика показывает, что
помощь чаще оказывается человеку знакомому, чем постороннему;

—личностные, прежде всего статусные, характеристики человека, нуждающегося в помощи. Эта ситуация тоже хорошо знакома большинству: люди «социального дна» существенно реже получают помощь окружающих, чем люди «середины» и уж тем более «верха».
Как говорится, так хочется оказать помощь тем, кто в ней не нуждается.

Определенное влияние на проявления безразличия оказывают факторы внутреннего порядка. К ним следует отнести:

—-эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, глубокая печаль, а также «усталость от сочувствия» или «сенсорная перегрузка»;

— исповедывание в церкви, перед иным референтным объектом;

—личностные чертытото, кто не помогает нуждающемуся.

Конформизм — проявление конформности. Конформность — это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении поведения человека и его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

В русской культуре это понятие имеет совершенно определенное содержание и означает приспособленчество. Оно приобрело негативный оттенок как символ соглашательства и примиренчества. При этом чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы (принятия или отвержения им определенного стандарта, мнения, свойственного группе) оказывается за пределами внимания.

Внешняя (публичная) конформность — это демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение либо избежать порицания или более жестких санкций группы. Далеко не всегда такая конформность предполагает личностное согласие с принудительно соблюдаемыми групповыми нормами. Иногда в ней присутствует и личное несогласие, и тогда она называется уступ чивостью.

Конформность внутренняя (личная) — это действительно преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих. Субъект оценивает эти позиции как более обоснованные и объективные, чем собственную точку зрения. Конформность, при которой субъект действует и имеет установки в соответствии с социальным давлением, называется одобрением.

Обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и преобладающим в группе мнением в пользу мнения группы. Человек подстраивает свое поведение под кажущиеся ему чуждыми эталоны. Зависимость человека от группы вынуждает его искать согласие с ней, неважно — подлинное или мнимое.

Психологические эксперименты показывают, что уровень конформности определяется множеством причин:

— характеристиками индивида, подвергаемого давлению, напри-
мер, пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и др.;

— характеристиками группы, которая является источником давления, например, ее размер, степень единодушия и сплоченности, ее статус и др. Увеличение размера группы свыше пяти человек приводит к снижению конформности;

— особенностями взаимосвязи индивида и группы, например, статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения и др.;

— степенью заинтересованности человека в конформной ситуации;

— степенью компетентности субъекта;

— эмоциональным удалением от жертвы;

— деперсонализацией ситуации;

— физическим присутствием экспериментатора: когда отдающий приказы находится в непосредственной близости, уступчивость воз-
растает;

— легитимностью авторитета экспериментатора;

— институциональностью авторитета, престижем источника давления (исследовательская ассоциация, исследовательская лаборатория университета и т.п.);

— либеративным эффектом: освобождающее воздействие группы, протест против давления хотя бы одного из членод группы;

— силой воздействия ситуации: злу легче появляться не сразу, а по частям;

— числом эпизодов уступок: труднее всего уступить первый раз.

На проявления уступчивости влияют:

— непосредственное или косвенное участие объекта давления в ситуации: при косвенном участии уступчивость выше (подчиняется отдать соответствующий приказ объект давления, а исполняет этот приказ кто-то другой);

— публичность или анонимность ответа: отстаивать свое мнение намного легче в уединении, чем перед аудиторией;

— отсутствие или наличие предварительных заявлений: высказав суждение публично, люди, как правило, продолжают придерживаться его. Публичное заявление не так-то легко взять назад, кроме того, люди не любят выглядеть нерешительными.

Каковы вообще причины конформности? Считается, что таковыми являются:

— стремление человека быть принятым в группе, а не отвергнутым ею — это нормативное влияние на возникновение конформности;

— стремление получить информацию — информационное влияние.

Нормативная конформность подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Как известно, социальная отверженность эмоционально весьма болезненна. Именно нормативное влияние приводит к уступчивости.

Информационное влияние вызывает у людей одобрительную кон-
формность. Ответы других могут воздействовать на восприятие двусмысленной информации.

Конформность можно по-разному оценивать с точки зрения пользы или вреда в межличностных отношениях: как уступчивость, подчинение и как социальную восприимчивость, ответственность, командный дух и стиль отношений.

Имеет место конформность или нет, дает ответ на вопрос: остаются ли поведение субъекта и его убеждения теми же самыми вне воздействия группы или нет. Конформность возникает там и тогда, где и когда имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы, а преодоление этого конфликта осуществляется; в гтользу группы.

Явление конформности убедительно проиллюстрировано в известных психологических экспериментах с группой старших дошкольников в детском саду. Суть: кормили манной кашей пятерых детей: у четверых каша была сладкой, а у одного ребенка — соленой! Экспериментатор опрашивал всех детей, какая была каша – сладкая или соленая. Через несколько опросов подряд ребенок, который пробовал соленую кашу, признавался в том, что его каша сладкая.
Похожий эксперимент проводили с пятью студентами. Четверо из них держали в руках белый шар, а один - черный. В этом случае использовался метод «подставной группы», т.е. четверо студентов с белыми шарами убеждали пятого (с черным шаром), что у него тоже шар белый, и достигали своей цели: он соглашался.

Явление независимости и самостоятельности хорошо проиллюстрировано и снято в кино, в психологическом эксперименте в шестом или седьмом классе одной из средних школ. Эксперимент назывался «Мишень». Результатом стрельбы в левую мишень было вбрасывание металлического рубля, который ученик имел право унести с собой. Результатом стрельбы в правую мишень было вбрасывание рубля «на нужды класса». Отдельной частью эксперимента была
провоцирующая дезинформация о поведении участников эксперимента: на табло демонстрировались данные, что абсолютное большинство учеников стреляет «на свой карман».

Специально проведенные исследования показали, что причины податливости члена группы мнений и других усматриваются в личных особенностях участников экспериментов:

— низкая самооценка,  признание каких-либо дефектов собственного восприятия;

— менее развитый интеллект;

— более низкий уровень развития самосознания;

— другие малоизученные и вообще не изученные факторы.

Впрочем, существуют и весьма критические оценки этих экспериментов ~ прежде всего с точки зрения самой задачи исследования: что собственно предлагалось исследовать и что на самом деле исследовалось? Один из критических подходов состоял в оценке значимости для индивида высказываемого мнения. А проблема значимости ситуации стоит в социальной психологии достаточно остро. Значимой является для личности ситуация, сопряженная с реальной
деятельностью, с реальными, а не лабораторными, социальными связями этой личности.

Эгоизм — это ценностная ориентация субъекта, сущностной чертой
которой является приоритет, преобладание в деятельности человека личных, своекорыстных интересов и потребностей безотносительных интересов других людей и социальных групп. Выраженное проявление эгоизма — отношение к другому человеку как к объекту, как к средству достижения собственных, своекорыстных целей.

Как считает Э. Фромм, эгоизм заведомо исключает истинное участие субъекта в других. Эгоист интересуется только собой, стремится присваивать все себе. Ему нравится брать, ничего не давая взамен. Эгоист смотрит на окружающий мир только с точки зрения того, что он может получить. Его не интересуют потребности других людей. Он не уважает их достоинство и целостность. Он судит всех и вся лишь с точки зрения своей выгоды. По большому счету эгоист не способен любить. Э. Фромм отмечает, что эгоизм и любовь к себе — не только не одно и то же, но прямо противоположные явления. Эгоист любит
себя не слишком сильно, а слишком мало. Отсутствие заботы и нежности к себе превращает эгоиста в опустошенного и фрустрированного человека. Он непременно несчастлив и крайне озабочен тем, чтобы урвать у жизни удовлетворение, которое он сам себе не дает получить. Эгоист может создать впечатление, что он
слишком заботится о себе, но в действительности он всего лишь предпринимает неудачные попытки замаскировать и компенсировать неумение позаботиться о своем настоящем «Я».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 931.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...