Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные характеристики общения




Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

— передача информации или обмен ею;

— восприятие друг друга;

— взаимооценка партнеров.

Общение —процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

 

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция — средство объединения людей.

Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности. .

Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:

— коммуникативной активностью;

— интенсивностью действий;

— инициативностью;

— мастерством и др.

Внутренняя сторона общения отражает:

— субъективное восприятие взаимодействия;

— реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п.

Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:

— творчески-продуктивный;

— дружеский;

— подавляющий;

— дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;

— популистский;

— заигрывающий;

— требовательный;

— деловой;

— позиционный;

— спокойный;

— властный;

— вкрадчивый;

— взволнованный;

— сдержанный;

— беспокойный;      

— неуверенный;       

— скованный и др.

Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:

— лингвистические: речевые;

— визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;

— паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;                                                                       

— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;

— пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.

 

Структура взаимодействия в общении

Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

Взаимодействие— это процесс, который складывается из:

— физического контакта;

— перемещения в пространстве;

— совместного группового или массового действия;

— духовного вербального контакта;

— невербального информационного контакта.

Взаимодействия бывают:

— внутриличностные;

— межличностные;

— личностно-групповые;

— личностно-массовые;   

— межгрупповые;

— массово-групповые.

В структуру взаимодействия входят:

— субъекты взаимодействия;

— взаимная связь субъектов общения;

— взаимное воздействие субъектов;

— взаимные изменения субъектов общения.

                              I

Социально-психологическая общность как результат общения

В общении и через общение формируется социально-психологическая общность — МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.

В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.

Понятие «общность» многозначно:

— социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;

— объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.

Общность может выполнять следующие функции:

— закреплять групповые особенности;

— обособлять одну группу от другой;

— выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.

Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.

Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.

Общность обычно проявляется в:

— идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

— согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;

— взаимопонимании;

— симпатии и эмпатии;

— кооперации деятельности.

Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...