Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные характеристики общения
Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным: — передача информации или обмен ею; — восприятие друг друга; — взаимооценка партнеров. Общение —процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения. Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности. Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр. Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий. Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр. Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний. Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид. Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.
Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции. Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией. Синдикативная функция — средство объединения людей. Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности. Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п. Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний. Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности. . Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами. Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается: — коммуникативной активностью; — интенсивностью действий; — инициативностью; — мастерством и др. Внутренняя сторона общения отражает: — субъективное восприятие взаимодействия; — реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п. Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как: — творчески-продуктивный; — дружеский; — подавляющий; — дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный; — популистский; — заигрывающий; — требовательный; — деловой; — позиционный; — спокойный; — властный; — вкрадчивый; — взволнованный; — сдержанный; — беспокойный; — неуверенный; — скованный и др. Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп: — лингвистические: речевые; — визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика; — паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.; — экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи; — пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.
Структура взаимодействия в общении Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего. Взаимодействие— это процесс, который складывается из: — физического контакта; — перемещения в пространстве; — совместного группового или массового действия; — духовного вербального контакта; — невербального информационного контакта. Взаимодействия бывают: — внутриличностные; — межличностные; — личностно-групповые; — личностно-массовые; — межгрупповые; — массово-групповые. В структуру взаимодействия входят: — субъекты взаимодействия; — взаимная связь субъектов общения; — взаимное воздействие субъектов; — взаимные изменения субъектов общения. I Социально-психологическая общность как результат общения В общении и через общение формируется социально-психологическая общность — МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей. В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях. Понятие «общность» многозначно: — социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания; — объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки. Общность может выполнять следующие функции: — закреплять групповые особенности; — обособлять одну группу от другой; — выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации. Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности. Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей. Общность обычно проявляется в: — идентификации людей друг с другом или с кем-либо; — согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность; — взаимопонимании; — симпатии и эмпатии; — кооперации деятельности. Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |