Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ




 

 

ТЕМА 3 СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. «Я» в социальном мире.

2. Социальные убеждения и суждения.

3. Социальные установки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

4. Социальные стереотипы.

5. Предрассудки и суеверия.

Ключевые понятия темы:

Я-концепция} реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я, социальные убеждения, социальные суждения, социальные установки, доминанта, социальные стереотипы, предрассудки и суеверия.

 

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

2. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб., 1996.

 

Социальное мышление — один из основополагающих факторов, составляющих ядро социальной психологии. Оно представляет собой совокупность индивидуального представления человека о самом себе,
о своем месте в мире социума, а также социальные установки, убеждения и суждения. Их анализ дает возможность изучить психологические закономерности взаимодействия и общения индивидов между собой, с группой и между группами в рамках той или иной общности.

1. «Я» в социальном мире «Я» в социальном мире целиком и полностью определяется так называемой Я-концепцией. Это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой, совокупность установок, направленных на самого себя. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя, Я-концепция определяет то, что собой представляет индивид, то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и на возможности развития в будущем. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо оттого, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Обычно в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный; оценочный момент. Самооценка большинства людей обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Важно иметь в виду, что человеку свойственна тенденция экстраполировать даже некоторую дефектность своего собственного Я на свою личность в целом. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важны для человека контакты со значимыми для него другими людьми, которые, в сущности, определяют представления индивида о самом себе. Есть разные подходы к пониманию структуры Я-концепции. Например, У. Джемс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки имеют, как правило, разные модальности. Существуют покрайней мере три основных модальности самоустановки:

— реальное Я: установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. связанные с его представлениями о том, каков он на самом деле;

— зеркальное (социальное) Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

— идеальное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. Д. Майерс добавляет еще одну модальность:

— возможное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль:

— способствует достижению внутренней согласованности личности;

— определяет интерпретацию опыта;

— является источником ожиданий личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...