Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАСЧЕТ НА ПОСАДКУ И ПОСАДКА




При выборе способа посадки необходимо строго учитывать условия подхода к площадке, ее размеры, уклоны, высоту над уровнем моря, полетную массу вертолета, температуру и абсолютную влажность, скорость и направление ветра.

Перед посадкой на площадку, расположенную на вершине, рекомендуется выполнить контрольный проход над ней в целях определения пригодности площадки, уточнения ее барометрической высоты, Направления и скорости ветра. Контрольный проход следует выполнять также над площадками или вблизи них, когда они расположены в руслах и на берегах горных рек. Проход целесообразно выполнить на скорости 80—100 км/ч с превышением над площадкой 20—30 м.

Определение направления ветра у земли с вертолета производится путем сброса дымовой шашки или выстрела из ракетницы. По дыму от шашки или ракеты можно определить не только направление, но и примерную скорость ветра. Следует иметь в виду, что на высоких вершинах и перевалах резко изменяются направление и скорость ветра.

Маневр захода на посадку строить с учетом направления ветра, определенного по дыму шашки. Выход на прямую выполнять на удалении не менее 1,5 км от выбранной площадки. Заход выполнять с таким расчетом, чтобы иметь возможность отворота и ухода с площадки в случае необходимости зависания на безопасной высоте над площадкой.

Выполняя заход на посадку на высокогорную площадку, во избежание резкой работы рычагами управления гашение скорости начинать несколько раньше, чем в обычном полете, и выполнять его очень плавно и осторожно с таким расчетом, чтобы при подходе к выбранной площадке на высоте 25—30 м скорость полета составляла 60—70 км/ч до высоты 3000 м. При этом следует избегать попадания в нисходящие потоки воздуха, которые при устойчивом ветре возможны на подветренной стороне склона, а в солнечные дни, кроме того, и на затемненных участках склона. Учитывая это, заход и расчет на посадку даже на площадку с открытыми подходами нужно выполнять, как на ограниченную площадку, т. е. с более крутой глиссадой планирования. Необходимо также иметь в виду, что с увеличением высоты полета приемистость двигателей ухудшается. Поэтому вертикальная скорость снижения при планировании на площадку в горах должна быть несколько меньше, чем на уровне моря.

Заход на площадку с препятствиями на границе выполнять с превышением 10 м над ними. Определение высоты зависания производить визуально с контролем по радиовысотомеру. Поступательную скорость определять также визуально с контролем по ДИСС-15 (ДИВ-1).

При заходе на уклон против ветра через затененный склон горы очень важно не допустить раннего снижения ниже уровня площадки. В этом случае надо особенно точно оценивать высоту, вертикальную скорость снижения и расстояние до площадки. Если появляется опасность снижения ниже уровня площадки до выхода на нее, необходимо прекратить дальнейшее снижение и гашение скорости (не допуская ее меньше 60—70 км/ч), набрать необходимую высоту и повторить заход.

При заходе на площадку, расположенную в ущелье, держаться к склону, освещенному солнцем, где воздушный поток будет восходящим.

При посадках на незнакомые площадки иметь в виду, что под травяным или снежным покровом могут быть скрыты опасные неровности, большие камни, наносы мелких камней, которые при контрольном проходе не были замечены. В этих случаях рекомендуется высадить на землю бортового техника, который должен осмотреть площадку и определить ее пригодность для приземления вертолета.

Посадка на русло высохшей речки, покрытое галькой различного размера, возможна только по-вертолетному.

При выборе ровного участка русла, а также при заходе на посадку и посадке необходима повышенная осмотрительность, так как в русле могут быть наносы кустарника, травы, мелкого ила и гальки, которые при приближении к земле увлекаются струей от винта и могут попасть в винт и двигатели или закрыть от обзора место посадки. Зависание перед посадкой выполнять на высоте не ниже 1,5 м.

Приземление выполнять строго вертикально, так как в случае смещения вертолета в сторону в момент приземления возникает тенденция к опрокидыванию. При приземлении особое внимание обращать на то, чтобы колеса шасси устанавливались на ровную часть русла во избежание посадки с большим креном и не попадали в углубления между камнями.

Уменьшение общего шага несущего винта после посадки следует производить плавно и только после полной уверенности в том, что вертолет стоит устойчиво, шаг убирать полностью. Руление по руслу реки не допускается. Перемещение вертолета осуществляется путем подлета на скорости 5—10 км/ч.

Посадка вертолета на высокогорные площадки в зависимости от их размеров, характера препятствий на подходе и состояния грунта может выполняться одним из трех способов:

· по-вертолетному с зависанием вне зоны влияния воздушной подушки;

· по-вертолетному с зависанием в зоне влияния воздушной подушки;

· по самолетному.

Первый способ применяется при выполнении посадок на площадки размером 50x50 м с полетной массой, допускающей возможность висения вне зоны влияния воздушной подушки. Заход на посадку выполняется на скорости 100—120 км/ч по прибору. С высоты, превышающей площадку на 80—100 м, производится плавное торможение вертолета с таким расчетом, чтобы зависание можно было выполнять на высоте 10—15 м и на удалении 20—30 м от центра площадки. После уверенного зависания произвести плавное перемещение к месту посадки на скорости 5— 10 км/ч, осмотреть место посадки, а затем выполнить вертикальное приземление. Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить только при пыльной уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.

Второй способ посадки применяется в тех случаях, когда площадки по своим размерам, состоянию и подходам не позволяют выполнить посадку по-самолетному, а мощность двигателей на взлетном режиме обеспечивает зависание вертолета в зоне влияния воздушной подушки.

Гашение скорости перед зависанием выполнять с таким расчетом, чтобы к моменту выхода на границу выбранной площадки высота полета была не более 2—3 м, а скорость полета порядка 5—10 км/ч. Зависание по возможности выполнять в центре площадки с последующим выбором места приземления и оценкой пригодности состояния грунта для приземления. К выбранному месту приземления произвести подлет на скорости 5—10 км/ч.

Третий способ посадки применяется в тех случаях, когда мощность двигателей на взлетном режиме не обеспечивает зависание в зоне влияния воздушной подушки, а состояние грунта и размеры площадки позволяют выполнять посадку с пробегом. Для этого посадочные площадки для выполнения взлетов и посадок по-самолетному должны готовиться и осматриваться заблаговременно.

Заход на посадку выполнять обычным способом, как и при посадке по-вертолетному. В процессе предпосадочного снижения до высоты 40 м значение скорости должно быть на 20 км/ч больше значения текущей высоты. Дальнейшее снижение осуществлять с постоянным уменьшением скорости полета и вертикальной скорости снижения с таким расчетом, чтобы на высоте 1—0,5 м скорость полета была 50—40 км/ч, а вертикальная скорость снижения 0,1—0,2 м/с. Пробег вертолета при этом составляет 20—30 м.

При выполнении посадки на площадки, имеющие уклон, необходимо учитывать следующие особенности. При посадке на уклон вертолет вначале приземляется на носовое колесо, а затем на основные колеса шасси. После приземления- носового колеса удерживать вертолет от скатывания назад по уклону соразмерным отклонением ручки управления от себя. Во избежание повреждений узлов крепления амортизационной стойки носового колеса не допускать при посадке боковых перемещений вертолета.

При выполнении посадки носом под уклон зависание производить на высоте не менее 3 м во избежание касания хвостовой опорой о землю. Снижение после зависания производить строго вертикально, не допуская перемещений вертолета, особенно хвостом на уклон.

Посадку вертолета на площадку с уклоном при положении вертолета вдоль уклона производить с заторможенными колесами шасси. После приземления под основные колеса шасси установить колодки.

Необходимо иметь в виду, что при выполнении заходов на незнакомую площадку действительную величину уклона с воздуха определить трудно. Поэтому при приземлении на площадки, имеющие уклоны, общий шаг несущего винта следует уменьшать постепенно. Вертолет при этом удерживать от крена и перемещений по уклону отклонением органов управления и торможением колес. Если в процессе уменьшения общего шага несущего винта ручка управления или педаль будет приближаться к упору, дальнейшее уменьшение общего шага прекратить и произвести отделение вертолета от земли.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

Наибольшее количество ошибок, которые летчики допускают при полетах в горах, связано с выполнением взлетов и посадок на загруженных вертолетах на площадках ограниченных размеров. Наиболее характерными из них являются следующие.

1. Взлет по-вертолетному без достаточного запаса мощности двигателей. В этом случае при переходе с висения на разгон скорости возможно снижение вертолета, в результате чего создается опасность касания земли или столкновения с препятствиями.

Эта ошибка является следствием неправильной оценки экипажем возможностей вертолета при контрольном висении.

Во всех случаях, когда вертолет с данным полетным весом висит на высоте менее 3 м при взлетном режиме работы двигателей или на высоте менее 10 м над препятствием при взлете с ограниченной площадки, загрузку вертолета необходимо уменьшить.

2. Смещение вертолета во время вертикального подъема и снижения при выполнении взлета и посадки по-вертолетному на минимальных по размерам площадках, окруженных высокими препятствиями. В результате этой ошибки может произойти касание лопастями несущего или рулевого винта о препятствия, ограничивающие площадку.

При выполнении взлетов и посадок по-вертолетному на площадках, ограниченных высокими препятствиями, летчик должен особенно точно сохранять вертикальность подъема и снижения.

3. Энергичный- переход на разгон скорости при выполнении взлета по-вертолетному. Эта ошибка даже при достаточном запасе мощности двигателей может привести к снижений) вертолета и столкновению с землей или с препятствиями, ограничивающими площадку. Перевод вертолета с висения на поступательное движение следует выполнять плавно с одновременным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной. При таком переходе на разгон скорости вертолет практически не снижается.

4. Перетяжеление несущего винта. Ошибка может быть допущена при взлете по-вертолетному без достаточного запаса мощности двигателей, когда летчик увеличением общего шага несущего винта стремится предотвратить начавшееся снижение вертолета при переводе его на разгон скорости. Эта ошибка возможна также и при взлете по-самолетному с ограниченной площадки, когда летчик, стремясь быстрее выполнить взлет, производит отрыв вертолета на малой скорости за счет энергичного увеличения общего шага несущего винта.

Перетяжеление несущего винта может быть и при посадке по-вертолетному, когда летчик слишком поздно начинает уменьшать поступательную или вертикальную скорость снижения, а затем в целях зависания на заданной высоте допускает значительное по величине и энергичное по темпу увеличение общего шага.

При перетяжелении несущего винта уменьшаются частота его вращения и тяга, что может привести к просадке и удару вертолета о землю.

Для предотвращения случаев перетяжеления несущего винта не следует производить взлеты по-вертолетному без достаточного запаса мощности двигателей и допускать отрыв вертолета на малой скорости при взлете по-самолетному (длина площадки должна обеспечивать разгон вертолета на разбеге до скорости 20—50 км/ч), при посадке по-вертолетному необходимо своевременна начинать уменьшение вертикальной скорости снижения.

5. Резкое увеличение угла тангажа при гашении скорости во время выполнения посадки на высокогорных площадках. Ошибка возникает вследствие того, что летчик не учитывает особенностей полетов в горах (с увеличением высоты полета приемистость двигателей ухудшается, вертолет становится более инертным, увеличивается потребное время для гашения поступательной скорости). Неучет этих особенностей может привести к перелету площадки, а стремление летчика посадить вертолет в назначенное место на площадку приводит к чрезмерному опусканию хвостовой балки, просадке вертолета и касанию хвостовой опорой земли. Чтобы не допустить указанной ошибки, необходимо при планировании на площадку в горах вертикальную скорость снижения выдерживать несколько меньше, чем на высоте уровня моря, а органами управления действовать плавно и своевременно.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

При организации и проведении полетов в горах необходимо соблюдать меры безопасности.

До начала полетов летные экипажи должны особенно тщательно изучить метеорологическую обстановку района полетов, а в полете вести систематическое наблюдение за ее изменением.

При полетах по маршруту горные хребты пересекать с превышением не менее 600 м, а если выдерживать указанное превышение не представляется возможным, горный хребет следует пересекать под острым углом к нему.

Полеты над перевалами, вершинами гор и сопками, когда они закрыты облаками, запрещаются.

Внеаэродромные полеты и перелеты в горах производить только при четко организованной работе службы штормового оповещения и предупреждения об опасных явлениях погоды по району полетов и по маршруту. При образовании над горами в дневные часы мощной кучевой облачности с одновременным усилением ветра свыше 7 — 8 м/с полеты по маршрутам прекращать.

Перед взлетом с высокогорной площадки каждый раз на контрольном висении проверять правильность определения по номограммам предельной полетной массы вертолета. Если на контрольном висении вертолет с данной массой на взлетном режиме двигателей висит на той высоте, с которой по условиям взлета с площадки он должен переводиться на разгон скорости, значит, предельная полетная масса определена правильно. В противном случае полетная масса вертолета должна быть уменьшена.

При взлете с ограниченной площадки в сторону обрыва у экипажа должна быть твердая уверенность в том, что скорость полета над обрывом будет не менее 50 км/ч.

Во всех случаях, когда позволяют условия, заход на площадку, расположенную на вершине горы, производить через склон, освещенный солнцем или находящийся с наветренной стороны.

При заходе на посадку через склон, находящийся в тени или с подветренной стороны, нельзя допускать снижения вертолета ниже уровня площадки до момента выхода на нее.

Посадки на незнакомые площадки, на которых нет руководителя полетов, выполнять по-вертолетному.

Общий шаг несущего винта после приземления уменьшать плавно, убедившись в том, что вертолет не кренится и не раскачивается. Посадку на площадку с уклоном производить с заторможенными колесами шасси. Если уклон площадки превышает максимально допустимый, посадка на нее запрещается.

В связи с малыми запасами управления по правой педали на предельных высотах взлеты и посадки выполнять только против ветра, при этом действия ножным управлением и рычагом ШАГ-ГАЗ должны быть плавными и короткими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...