Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ (Методика А. Р. Лурия)




Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов

2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется 5 раз или до полного заучивания. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.







Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________

  Лес Хлеб Окно Стул Вода Конь Брат Гриб Игла Мед Правильные ответы
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
                       
                       
                       
Спустя час                      

— Инструкция (а):«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
—·Инструкция (б):«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в последней графе таблицы.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – количество правильно названных слов при каждом воспроизведении.








График заучивания слов

6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где

Vдолговрем. — объем долговременной памяти (через один час)
V6 ·— количество воспроизведенных слов в последней серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

 


Приложение 17

 

Примерная схема написания

 психолого – педагогической характеристики учащегося

 

1.Общие сведения об ученике, его семье:

- Ф.И.О., год рождения, класс, год поступления в школу, был ли оставлен на второй год и причины;

- родители, родственники, заменяющие родителей (Ф.И.О., год рождения, состояние здоровья, общественные обязанности, где и кем работают);

- каким по счету в семье является ребенок;

- материальное положение в семье;

- социокультурный уровень;

- кто осуществляет основное воспитание в семье;

- имеется ли единство требований семьи и школы;

- стили общения в школе и дома;

- режим дня;

- трудовые обязанности по дому (систематические);

- в какой форме осуществляется контакт семьи и школы.

2. Состояние здоровья (данные медицинских наблюдений, анамнез):

- диагноз, общее физическое развитие, имеющиеся нарушения;

- особенности ЦНС (сила, подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов);

- особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторика);

- применяемые средства укрепления здоровья и их эффективность.

3. Успеваемость учащегося:

- оценки по основным предметам;

- дисциплинированность на уроке;

- отзывы учителей (понимание и усвоение материала, проявление самостоятельности, усвоение и развитие умений и навыков);

- выражение коррекционной направленности процесса обучения на примере одной-двух дисциплин.

4. Особенности познавательной деятельности (по данным наблюдений и диагностики):

- особенности внимания: объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация;

- особенности восприятия: темп, правильность восприятия времени, умение оценить последовательность и длительность событий;

- память: объём, сохранение, прочность, узнавание известного в новом, воспроизведение (точность, последовательность, полнота);

- особенности переноса знаний в другие ситуации, принятие помощи;

- тип памяти;

- уровень развития памяти;

- особенности мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи;

- уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, аналогии);

- умение делать выводы, обобщения, умозаключения;

- уровень развития речи (монотонность, связность, логичность, выразительность);

- соотношение развития устной и письменной речи;

- наличие дефектов речи.

5. Взаимоотношения с коллективом:

- способность к коллективным действиям;

- умение подчиняться требованиям коллектива;

- умение строить взаимоотношения с членами коллектива.

6. Основные нравственные качества и общественная направленность личности учащегося:

- разнообразие и глубина интересов;

- проявление воли, характера;

- отношение к событиям общественной жизни;

- способность к самоанализу.

7. Выводы, рекомендации.

 

Дата, подпись

 


Приложение18

«СОГЛАСОВАНО» Учитель: ______Ф. И. О ________________      

           










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 605.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...