Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила личной и общественной гигиены.




Говоря об инфекционных болезнях, мы часто упоминали слово «иммунитет». Иммунитет –способность организма человека и животных специфически реагировать на присутствие в нем чужеродного вещества. Такая реакция организма обеспечивает его сопротивляемость и поэтому важна для его выживания. В основе реакции лежит синтез специальных белков, т.н. антител, способных вступать в соединение с чужеродными веществами — антигенами. Наука, изучающая механизмы иммунитета, называется иммунологией.

Таким образом, иммунитет определяет способность живого организма, в том числе и человека, противостоять всем вредным внеш­ним влияниям, например болезнетворным микроорганизмам. Но мы часто сталкиваемся с тем, что один человек практически не болеет, а другой становится жертвой любой инфекции. Это происходит оттого, что уровень иммунитета у людей различен. На уровень иммунитета влияют многие факторы.

Вакцинация.О ней мы с вами тоже говорили, когда изучали ин­фекционные болезни. Однако под это понятие тоже нужно подвести научную основу. В настоящее время понятие вакцинации пересмотрено и употребляется термин «вакцинация и иммунизация».

Искусственная активная иммунизация — стимуляция иммун­ной системы путем введения вакцины или анатоксина (обезврежен­ного бактериального токсина, сохраняющего свои антигенные свойства); при искусственной пассивной иммунизации в организм вводят уже готовые антитела — иммуноглобулины. Естественная активная иммунизация организма происходит в результате его инфицирования, а естественная пассивная иммунизация — при переносе ма­теринских антител в плод через плаценту или в организм новорож­денного с молозивом.

В результате искусственной иммунизации вырабатывается высокоспецифичный иммунитет, т.е. вакцина, анатоксин или готовые анти­тела дают организму частичную или полную устойчивость к данному заболеванию. Вакцины и анатоксины длительно защищают организм, иногда до конца жизни. Готовые антитела обеспечивают лишь времен­ную защиту; в случае повторной инфекции их нужно вводить снова. Возможны два пути искусственной активной иммунизации: 1) введе­ние живых, но ослабленных микроорганизмов и 2) введение убитых микроорганизмов, их токсинов или антигенов. В обоих случаях чело­веку вводят вакцину или токсин, которые сами по себе не вызывают заболевания, но стимулируют иммунную систему, делая ее способной распознать и обезвредить определенный микроорганизм.

В настоящее время делаются прививки против многих детских болезней — коклюша, полиомиелита, кори, свинки, краснухи и гриппа В (главной причины менингита в детском возрасте). Получены иммуноглобулины, способные быстро защитить организм от змеи­ных укусов, столбняка, ботулизма и дифтерии.

Санитарно-гигиенические мероприятия— комплекс организационных, технических, хозяйственных, медицинских и других мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения. Методы проведения этих мероприятий учитывают характер и условия труда и быта людей, их физического развития, степень подверженности профессиональным и инфекционным заболеваниям.

Основой санитарно-гигиенических мероприятий является ocуществление предупредительного и текущего государственного caнитарного надзора: контроль за проведением общегосударственных мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений окружающей среды, оздоровление условий труда и быта населения, а также выполнение ведомствами, предприятиями, организациями и отдельными гражданами санитарно-гигиенических и  санитарно-противоэпидемических правил.

Предупредительный санитарный надзор подразумевает предварительную гигиеническую оценку новых промышленных предприятия новых товаров народного потребления, новых строительных материалов и т.д.

Текущий санитарный надзор предусматривает регулярный плановый контроль за соблюдением установленного санитарно-эпидемического режима эксплуатации предприятий, учреждений и сооружений, за санитарным состоянием населенных мест, условиями труде быта и т.д.

Особое место среди санитарно-гигиенических мероприятий занимает профилактика инфекционных заболеваний — комплекс мероприятий, направленный на предупреждение болезней.

Она проводится в основном силами санитарно-эпидемическои службы и включает в себя следующие основные мероприятия: дезинсекция, дезинфекция, дератизация, карантин, обсервация.

 

   Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

—Что такое инфекция?

—Дайте определение инфекционной болезни.

— В чем заключаются особенности возбудителей инфекционных болезней?

— Дайте определение эпидемии и приведите примеры из истории нашей страны и мировой истории.

—Назовите условия возникновения эпидемий.

—Что такое восприимчивость?

—Назовите и кратко охарактеризуйте механизмы передачи ин­фекции.

—Назовите наиболее опасные болезни, передающиеся фекально-оральным способом.

—Какие меры профилактики применяются для предупреждения этих инфекций?

—В чем проявляются признаки заболевания человека дизентерией? Вирусным гепатитом? Холерой?

—В чем особенность заражения ботулизмом?

—Назовите наиболее опасные болезни, передающиеся воздушно- капельным путем.

—Назовите меры профилактики при угрозе эпидемии гриппа.

––Что такое зоонозный способ передачи инфекции?

—Каким образом происходит заражение человека энцефалитом?

—Какие меры обычно принимаются для борьбы с распростране­нием малярии?

 

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Определите механизм передачи наиболее широко известных инфекционных заболеваний:

—Грипп — воздушно-капельный.

—Дизентерия — фекально-оральный.  

—Вирусный гепатит (болезнь Боткина) — фекально-оральный.

—Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — жидкостный.

—Проказа (лепра) — контактный.

—Малярия — зоонозный.

—Тиф брюшной — фекально-оральный.

—Тиф возвратный — зоонозный.


                                                               Урок 18.

 Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Цели урока:Изучить влияние двигательной активности на здоровье человека, основные виды двигательной активности.


Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

—Что такое биоритмы?

—Какую роль играют биоритмы в жизни человека?

—Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?

—Какие биоритмы особенно важны для человека?

—Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно клас­сифицировать людей?

—В чем особенность биоритмов «жаворонков», «голубей» и «сов»?

—Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.

—Что такое утомление и чем оно отличается от усталости и утом­ляемости? 

—Опишите физиологический механизм утомления.

—Как бороться с утомлением и усталостью?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...